Стиль Бозар
Бозар во Франции: Гранд-опера и Музей д'Орсе
Музей д'Орсе, Опера Гарнье и Большой дворец — настоящие символы архитектуры Парижа. Посмотрим, как эти здания воплотили идеи бозара.
1. Главный фасад оперы.
2. Фрагмент бокового ризалита с полукруглым фронтоном
3. Колоннада главного фасада
4, 5. Аттик со скульптурной декорацией
6. Купол
7. Вид на город с галереи
8. Лестница в фойе тетра
9. Деревянная модель театра
10. Зал театра
Давайте поговорим о формировании стиля бозар во Франции на примере трех знаковых зданий. И первой станет Опера Гарнье, или Гранд-опера.
🎶 До появления Гранд-опера национальная опера полвека находилась в другом здании. Все это время велись поиски нового места, определялись с проектом. Последней каплей стало покушение на Наполеона III в здании старой оперы — в новой для него специально предусмотрели отдельный вход.
📐 В конкурсе проектов победил проект архитектора Шарля Гарнье. Сам Гарнье определил его как «стиль Наполеона III». Во Франции принято называть стили по имени режима (стиль Людовика, стиль Директории), что отражает влияние Парижа и светской культуры в целом. В эпоху Наполеона III ситуация заметно осложнилась: политическое положение племянника Бонапарта, который хотел походить на своего знаменитого предка, было очень шатким. Одновременно в Париже начинались преобразования, начатые бароном Османом: перестройка улиц и площадей, прокладка канализации, устройство парков. Но не хватало и новых зданий, которые могли бы стать символом обновленного города.
🏛 Вот почему для здания оперы архитектор выбрал стиль бозар: пышный, исторический, эклектичный. Основные элементы, взятые им из архитектуры прошлого:
— широкий фасад, формирующий площадь;
— колоннада из двойных колонн;
— ризалиты по бокам, которые завершаются полукруглыми фронтонами;
— арочный нижний уровень с глубокими проемами;
— в колоннаду на втором уровне вставлены переосмысленные окна Серлио;
— но вместо арок — ряд круглых окон;
— барочный, очень насыщенный декорацией аттик (объем над колоннадой);
— мощный купол.
➿ На фасаде здания практически нет места без декора. Гарнье использовал 17 разных материалов, в том числе разные сорта мрамора и камня, позолоченную бронзу. Все это расположено в полихромных мраморных фризах, колоннах и роскошных скульптурах, изображающих античных божеств.
▪️ Интерьер оперы тоже поражает богатством. В первую очередь — вестибюль с раздвоенной главной лестницей. Театр вмещает 1 979 человек. В Опере Гарнье пространства разнообразных галерей и фойе по размеру равны пространству собственно театра — здесь смотреть на публику так же важно, как и на актеров. В театральной части спрятаны сложнейшие и современнейшие машины для организации зрелищ.
👑 Опера Гарнье стала символом своего времени и Второй империи. Смесь новейших технологий, масштаба и вызывающей роскоши демонстрирует все политические, социальные и экономические тенденции эпохи: строительство началось при Наполеоне III, а закончилось после сокрушительного поражения Франции в войне с Пруссией.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Северный фасад здания, выходящий на Сену
2. Арки северного фасада
3. Боковой ризалит с часами
4. Западный фасад
5. Фрагмент западного фасада с разорванным полукруглым фронтоном и закругленной крышей «мансарды»
6. Терраса на крыше
7. Центральное пространство вокзала
8. Центральное пространство музея
9. Декорация перекрытия зала
10. Вид на Париж сквозь часы
Теперь рассмотрим вокзал Гар д'Орсе по проекту Виктора Лалу.
🔥 Раньше на этом месте находился Дворец д'Орсе, где заседал Государственный совет. Здание начали строить в 1810 году, но так и не достроили до конца, хотя уже использовали для всяких государственных нужд. В 1871 году в ходе восстания Парижской коммуны здание сожгли.
🚂 Участок приобрела железнодорожная компания, которая построила свой вокзал к 1900 году — к очередной Всемирной выставке. Кроме самого вокзала — первого в мире электрифицированного — в здании находился отель на 370 номеров. Вокзал уже через 40 лет перестал отвечать требованиям перевозок, отель просуществовал до 1970-х. Здание пытались снести, но министр культуры отстоял его, и в 1986 году там открылся музей.
⚙️ Как и Шарль Гарнье, архитектор вокзала Виктор Лалу сочетает историзм и современную инженерию. Большую стеклянную крышу с металлическим каркасом он скрывает облицовкой из камня. Три монументальные статуи символизируют три основных железнодорожных направления: Бордо, Тулузу и Нант.
🔎 Фасад здания, выходящий на Сену, можно представить как увеличенный по много раз фрагмент фасада какого-нибудь парижского отеля. Большая черная крыша вместо мансарды скрывает перекрытия платформы. Центральная часть фасада — семь арочных проемов, между которыми расположены парные пилястры. Соединение крыши и стены скрывает не небольшая балюстрада, а массивная стена со скульптурной декорацией. И, конечно, самые заметные элементы — боковые ризалиты с часами.
⛓ А можно посмотреть и иначе: представьте, что фасад — это мост, который протянулся между двумя опорами — боковыми ризалитами. Он покоится на арках, как древнеримские мосты. Сверху вдоль моста идет ограждение, декоративные «цепи» — такое ощущение может вызывать волна скульптурного украшения у крыши.
🚪 Боковой фасад, который является главным для вокзала — здесь входят пассажиры, — тоже интересный. Главный акцент — это аркада на втором уровне, синонимичная колоннаде Оперы Гарнье.
🎬 Здание вокзала очень любили кинематографисты. Здесь снимали сцены для экранизации «Процесса» Кафки режиссера Орсона Уэллса, фильма «Конформист» Бернардо Бертолуччи.
🖼 В 1986 году в здании открыли музей изобразительных искусств. Здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций европейской живописи и скульптуры второй половины 19 — начала 20 веков, и главное — импрессионисты.
1. Вид дворца с Эйфелевой башни
2. План Большого дворца
3. Главный фасад
4. Вход главного фасада
5. Боковой фасад дворца с входом на углу
6, 7. Фасад Дворца открытий
8. Выставка авиатехники во Дворце, 1909
9. Конструкции крыши
10. Скульптура «Гармония, торжествующая над раздором», венчающая угловой вход
Давайте поговорим об одном из самых известных зданий французского бозара — Большом дворце на Елисейских полях. Он был предназначен для проведения выставок технологических достижений, а потом и художественных.
🏗 Здание построено ко Всемирной выставке 1900 года. Застройка также включала в себя Малый дворец и Мост Александра III. Всемирные выставки были настоящей лабораторией стилей, многие здания не сохранились, но большой дворец было жалко сносить.
🧩 В Большом дворце сочетаются принципы бозара: масштаб, декоративность, инновационные технологии — стеклянный потолок, стальной каркас, железобетон. Общий вес использованного металла для конструкций превысил 9 тыс. тонн (у Эйфелевой башни, например, только 7 300 тонн). Композицию Большого дворца образуют два гигантских зала, которые соединены крестом. В центре креста возникает большое открытое пространство.
👁 Увидеть дворец целиком невозможно, поэтому фасады представляли особую важность. Они ориентированы на разные стороны и каждый по-своему интересен.
🏛 Главный фасад, выходящий на Малый дворец — это две галереи с коринфскими колоннадами (два рукава креста вдоль улицы), между которыми мы видим вход в дворец — массивный портал с двумя ризалитами и парными колоннами. Над всем этим за балюстрадами видны стеклянные перекрытия залов.
🐚 Боковые фасады вторят колоннадам на главном, но это уже не открытые галереи. На одном из углов устроен еще один вход в дворец. Он напоминает о типичных решениях римского барокко — вырезанный на углу полукруг, напоминающий вогнутую триумфальную арку с колоннами, аттиком и даже скульптурой на аттике.
💡 С другой стороны от главного входа к кресту приставлено еще одно здание, «Дворец открытий» (в нем позже организовали музей науки). И здесь тоже интересный фасад: нас встречает близкое повторение колоннады Лувра. А в центре — торжественная триумфальная арка.
🔨 Еще на этапе строительства здание стало проседать. Его укрепили сваями, но в будущем Большой дворец все равно продолжал разрушаться. Этому способствовали крупные промышленные выставки вроде Международной выставки локомотивов.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день