angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иосиф Бродский

Ленинградский период творчества и Петербургский текст

Бродский — петербургский поэт, хоть большая часть его жизни и прошла в эмиграции. В этой части урока познакомимся с понятием «петербургский текст» и почитаем стихотворения этого периода.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

«Меж Пестеля и Маяковской стоит шестиэтажный дом...» — дом Мурузи на Литейном 24, где поэт прожил с родителями с 1955 по 1972 год, именно здесь тот самый «уголок» Бродских — «полторы комнаты».

Дворец культуры им. Горького на пл. Стачек 4 — здесь в свои 19 лет Бродский впервые выступил со стихотворением под названием «Еврейское кладбище», которое вызвало скандал и крики: «Уберите хулигана!»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Здание суда на улице Восстания, д. 34, где в 1964 году состоялось слушание дела «тунеядца» Бродского.

Дом на углу улицы Глинки и проспекта Римского-Корсакова — место жизни художницы Марианны Басмановой, которая была большой любовью Бродского.

Поэт значительную часть своих произведений подписывал ее инициалами «М. Б.». Бродский и Басманова были вместе до 1972 года, пока поэт находился в СССР.

Памятник Бродскому в Санкт-Петербурге во дворе Филологического факультета СПбГУ: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать».

Хотя Бродский большую часть жизни провел в эмиграции, он неотрывно связан в нашем сознании с Петербургом/Ленинградом.

📖 Бродского называют петербургским поэтом, часто самые известные строчки отсылают нас к городу на Неве, и здесь важно поговорить о таком литературном понятии как Петербургский текст.

📌 Понятие Петербургский текст ввел филолог Владимир Топоров. Он исходил из того, что Петербург, Ленинград очень широко представлен в русской литературе: у Пушкина, Гоголя, Достоевского, Белого и многих других. Этот город в литературе имеет характер.

🔎 Петербургский текст — это и Чуковский и Хармс, это Ахматова и Бродский, это даже «Осень в Петербурге» Джона Максвелла Кутзее.

🚃 Например, в Петербурге Гоголя важна его иллюзорность, мистичность, враждебность человеку. В Петербурге Достоевского очень много желтого цвета, вони, пыли, зноя, суеты. В хармсовском Ленинграде бродят странные чудаки и ездят по рельсам трамваи.

🤍 «Ни к одному городу в России, — пишет В.Н. Топоров, — не было обращено столько проклятий, хулы, обличений, поношений, упреков, обид, сожалений, плачей, разочарований, сколько к Петербургу, и Петербургский текст исключительно богат широчайшим кругом представителей этого „отрицательного” отношения к городу, отнюдь не исключающего (а часто и предполагающего) преданность и любовь».

📜 У Бродского много ленинградских стихотворений («Стансы», «Стансы городу», «Стихи в апреле», «Остановка в пустыне»), город показан в его автобиографических эссе («Полторы комнаты», «Путеводитель по переименованному городу», «Меньше единицы»).

😝 К слову, Бродский не любил название «Ленинград», возможно, поэтому его скорее хочется причислить к ряду Пушкина или Ахматовой, нежели своих современников.

От понятия Петербургский текст переходим к стихотворению «Баллада о маленьком буксире» — оно одно из немногих, которые Бродскому удалось опубликовать на родине. Возможно, потому, что формально это стихотворение написано для детей.

Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актера театра и кино Владимира Кошевого. Обратите внимание на звучание, журчание стиха, ассонансы и аллитерацию.

👇Какие темы мы здесь видим?

🛳 Тема моря, которое символизирует свободу. В эссе «Полторы комнаты» Бродский пишет, что море в Ленинграде напоминает о свободе далеких стран.

⚓️ Темы труда и долга, совершенно неожиданные для Бродского.

👍 Вернемся к заданию прошлой части урока. Проверьте, удалось ли вам распознать анжамбеман.

🇫🇷 Анжамбеман происходит от французского «enjamber» — «перешагнуть». Когда ритм не совпадает с синтаксисом, мы как бы перешагиваем на другую строчку.

Он есть во всех отрывках с 1 по 5, но в 6-м фрагменте мы читаем:

Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных –
лишь согласное гуденье насекомых.

Ритм не разрывает грамматическую основу, а значит, синтаксис 3-й и 4-й строк не нарушается.

Мы упоминали много авторов, отражающих идею Петербургского текста. Попробуем найти среди них Бродского?

🎭1️⃣ «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен?».

🌤2️⃣ «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

💦3️⃣ «Мокрый, скользкий проспект пересекся мокрым проспектом под прямым, девяностоградусным углом; в точке пересечения линий стал городовой... И такие же точно там возвышались дома, и такие же серые проходили там токи людские, и такой же стоял там зелено-желтый туман. Сосредоточенно побежали там лица; тротуары шептались и шаркали; растирались калошами; плыл торжественно обывательский нос».

🎩4️⃣ «На Фонтанке я подошел к ларьку и, на оставшуюся мелочь, выпил большую кружку хлебного кваса. Квас был плохой и кислый, и я пошел дальше с мерзким вкусом во рту. На углу Литейной какой-то пьяный, пошатнувшись, толкнул меня. Хорошо, что у меня нет револьвера: я бы убил его тут же на месте. До самого дома я шел, должно быть, с искаженным от злости лицом. Во всяком случае почти все встречные оборачивались на меня».

👓5️⃣ «Двухсотсемидесятишестилетний город существует под двумя именами «урожденный» и «он же» — и его обитатели предпочитают не пользоваться ни тем, ни другим. Конечно, в документах и на почтовых отправлениях они проставляют «Ленинград», но в обычном разговоре скорее скажут просто «Питер»... Поскольку подлинное русское имя императора — Петр, «Питер» звучит слегка по-иностранному, что и соответствует чему-то определенно иностранному, отчужденному в городской атмосфере: зданиям европейского вида, возможно, и самому месторасположению: в дельте северной реки, текущей в открытое враждебное море. Иными словами, при выходе из столь привычного мира».

✨6️⃣ «Некогда Петр Великий съездил в Амстердам, постоял на деревянных мостиках над серой рябью каналов, вдохнул запах гниющих свай, рыбьей чешуи, водяного холода. Стеклянные, выпуклые глаза вобрали желтый негаснущий свет морского заката, мокрый цвет баркасов, шелковую зеленую гниль, живущую на досках, над краем воды. И ослепли. С тех пор он видел сны. Вода и ее переменчивый цвет, ее обманные облики вошли в его сны и притворялись небесным городом, — золото на голубом, зеленое на черном».

❓ Нашли Бродского? А авторы других цитат вам знакомы?

🎬 В 2009 году режиссер Андрей Хржановский выпустил фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» по мотивам одноименного эссе Бродского.

Это фантазии о воображаемом возвращении в Санкт-Петербург Иосифа Бродского. Фильм-погружение в ленинградскую юность поэта.

По пути в Петербург поэт вспоминает о детстве и отрочестве. В фильме соединяются документальные кадры, мультипликация и игровые сцены. Родителей поэта играют Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский.

💬 Вы смотрели этот фильм? Если нет, рекомендуем к просмотру.

📌 В этой части мы много узнали о жизни поэта в Петербурге и затронули тему его биографии.

📜 Чтобы углубиться еще больше, предлагаем посмотреть проект Brodsky.Online, где в интерактивном формате представлены все важные факты из жизни Бродского. Очень много фотографий и архивных документов.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;