Иосиф Бродский
Путешествия: Венеция, Стамбул и остров Сан-Микеле
Почему Бродский мечтал в следующем воплощении родиться кошкой в Венеции? В этой части урока побываем в значимых для поэта географических точках.
Жизнь и смерть, культура и язык: попробуем выделить основные темы лирики Бродского.
📌 Как поэта Бродского волновали вечные темы: жизнь и смерть, время и пространство, и вполне «земные», конкретные — творчество, культура, язык.
🔎 Жизнь у Бродского — это явление относительное, смерть же — постоянное. И живое часто существует с поправкой на смертность, сосуществует с мертвым. И даже через шум жизни у Бродского проступает мертвенная бледность.
«Ведь если можно с кем-то жизнь делить,
То кто же с нами нашу смерть разделит?» — пишет он в «Большой элегии Джону Донну».
🔎 Время и пространство у Бродского слиты. Еще в начале 20 века ученые говорили о том, что время — это четвертое измерение (а пространство, как мы помним, третье), и объединяли их в пространственно-временной континуум, то есть протяженность. «Литература не о жизни, да и сама жизнь — не о жизни, а о двух категориях, более или менее о двух: о пространстве и времени», — говорит сам Бродский.
🕯 Поэзия и язык. Бродский считал, что эти явления развиваются по своим внутренним законам. Он говорил: «Язык не средство поэзии; наоборот, поэт — средство или инструмент языка... Поэзия, в сущности, высшая форма лингвистической, языковой деятельности... Язык — это важнее, чем Бог, важнее, чем природа, важнее, чем что бы то ни было иное, для нас как биологического вида». Здесь можем привести в пример стихотворение 1975 года:
«От всего человека вам остается часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи».
🎗 Свои мысли о роли искусства, поэзии, языка, литературы Бродский изложил в Нобелевской лекции, прочитанной им при вручении премии в Стокгольме.
В стихотворении «Колыбельная Трескового Мыса» Бродский от лица трески размышляет:
«Время больше пространства. Пространство – вещь.
Время же, в сущности, мысль о вещи.
Жизнь — форма времени…»
А сейчас добро пожаловать на наш круизный лайнер. Располагайтесь поудобнее, справа напитки, слева приятный морской вид. 3-й гудок прозвучал: мы отправляемся в Венецию 🗺
🛳 Бродский приезжал в Венецию зимой почти каждый год, начиная с 1972 и до 1995. «На каждый собор, на каждую фреску смотришь довольно долго и пытаешься понять: что же тут произошло, что вызвало к жизни это чудо? Подобные чувства у меня особенно сильны в Италии, поскольку это колыбель цивилизации».
Поэт останавливался в пансионе «Академия», который упоминал в своем первом венецианском стихотворении «Лагуна»:
Три старухи с вязаньем в глубоких креслах
Толкуют в холле о муках крестных
Пансион «Академия» вместе со всей Вселенной
Плывет к Рождеству под рокот телевизора
и там же читаем:
Венецийских церквей, как сервизов чайных,
слышен звон в коробке из-под случайных жизней…
📝 Поэт называет Венецию «сырой страной», «тонущим городом», где «гондолу бьет о гнилые сваи», где «Рождество без снега, шаров и ели», где «Адриатика ночью восточным ветром канал наполняет, как ванну, с верхом».
📌 О Венеции написано одно из самых известных эссе «Набережная неисцелимых» (Fondamenta degli incurabili), где ему казалось более явно, чем где-либо, что он стоит на берегу Невы. Эссе было написано по-английски в 1989 году и переведено на русский язык в 1992 талантливым поэтом, критиком и переводчиком Григорием Дашевским.
🌟 Это эссе — одно из лучших прозаических произведений поэта. Как замечает переводчик: «Она вся написана короткими замкнутыми отрывками, где в каждом отрывке описывается одна картинка или одно чувство. И это картинки или из разных его впечатлений от Венеции (куда он приезжал каждую зиму), или его представления о Венеции, какими они были еще до эмиграции. Люди, так или иначе с Венецией связанные (там — в Италии или в России), и люди, с которыми он, может быть, и не виделся в самой Венеции, но которые до него, без него, помимо него, бывали в Венеции, или писали о Венеции».
📖 В венецианском творчестве Бродского книга занимает промежуточное место — до нее были написаны такие произведения, как «Лагуна» и «Венецианские строфы», после нее — «Посвящается Джироламо Марчелло», «Лидо», «С натуры».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Иосиф Бродский в Венеции
👆 Посмотрите, какой разный Бродский — и по возрасту, и по взгляду: это фотографии разных времен. Поэт старался приезжать в Венецию каждый год на Рождество в течение 20 лет.
💦 Бродского завораживало полное окружение Венеции водой, которую он отождествлял со временем. Вот как об этом говорит сам поэт:
🗣 «Самое потрясающее в Венеции — это именно водичка. Ведь вода, если угодно, это сгущенная форма времени. Ежели мы будем следовать Книге с большой буквы, то вспомним, что там сказано: «Дух Божий носился над водою». Если Он носился над водою, то значит, отражался в ней. Он, конечно же, есть Время, да? Или Гений времени, или Дух его. И поскольку Он отражается в воде, рано или поздно Н2О им и становится… Особенно, когда вода — серенького цвета, то есть того именно цвета, какого и должно быть, наверное, время».
Как у Бродского связаны Венеция, Петербург и Стамбул
Давайте расширим литературные горизонты Венеции и посмотрим, на какие еще важные произведения она вдохновляла писателей разных времен 👇
🎭 В эпоху Возрождения, в 16 веке, здесь появилась комедия масок (комедия дель арте), в которой актеры в масках традиционных персонажей (Арлекин, Бригелла, Панталоне, Коломбина и другие) импровизировали несложные сценки.
🤹♂️ В 18 веке венецианец Карло Гольдони написал несколько сотен бытовых комедий, которые не теряют актуальности и сегодня. Например «Труффальдино из Бергамо» — постоянно в репертуарах самых популярных театров.
🎻 Его главным литературным соперником и оппонентом был драматург Карло Гоцци, который не принимал бытовой комедии, зато писал чудесные сказки для театра, используя традиции комедии масок. В Москве в постановке Олега Долина идут его комедии «Зобеида» и «Женщина-змея».
🖤 Из Венеции был родом и знаменитый авантюрист Джакомо Казанова, автор написанных по-французски откровенных «Мемуаров».
💔 Также здесь происходит действие прекрасной и совершенно скандальной для своего времени новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции». Ее красиво экранизировал Лукино Висконти, создав литературно-кинематографический символ города.
📖 Автором прекрасной и подробной книги о Венеции стал британский классик Питер Акройд. В ней он пытается объяснить обаяние этого города через его историю и культуру — обязательно к прочтению всем, кто хочет познакомиться с Венецией поближе.
🙌 А вы были в Венеции?
💬 А вот и ответ на последнее задание. Бродский — автор 5-го отрывка.
Ниже полный список произведений👇
1️⃣ Н.В. Гоголь «Невский проспект».
2️⃣ Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
3️⃣ Андрей Белый «Петербург».
4️⃣ Даниил Хармс «Старуха».
5️⃣ И.А. Бродский «Путеводитель по переименованному городу».
6️⃣ Татьяна Толстая «Чужие сны».
Об острове Сан-Микеле и могиле Бродского в Венеции
📽 Завершая наше путешествие, давайте посмотрим документальный фильм «Иосиф Бродский. Возвращение», снятый в 1993 году в Венеции.
📌 Это монологи Бродского о мире, возлюбленном отечестве и о себе. Фильм состоит из 5 частей.
🗣 «Если существует перевоплощение, я хотел бы свою следующую жизнь прожить в Венеции — быть там кошкой, чем угодно, но обязательно в Венеции».
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день