Михаил Булгаков
Биография и место в русской литературе
Булгаков связывает классическую и модернистскую литературу, реалистическую и фантастическую, элитарную и популярную. Узнаем больше о его жизни и творчестве.
Давайте начнем с того, что узнаем, какое место занимает творчество Булгакова в русской литературе и обсудим особенности стиля писателя.
🧩 Михаил Булгаков занимает уникальное место в русской литературе 20 века. Его можно назвать связующим звеном между классической и модернистской литературой, реалистической и фантастической, элитарной и популярной.
⚔️ Жизнь Булгакова сложилась так, что он побывал на обеих сторонах Гражданской войны, печатался в советских и в эмигрантских изданиях, узнал и литературный успех, и давление цензуры. В его произведениях преобладает независимый, одновременно лирический и скептический взгляд на реальность и историю. Возможно, поэтому Булгаков завоевал признание у читателей разных поколений, кругов и убеждений.
✍️ Стиль Булгакова отчасти близок к тенденциям первого советского литературного поколения. Сюда можно отнести модернистскую «орнаментальную» прозу Олеши и Бабеля, сатирическое осмысление нового мира в комических романах Ильфа и Петрова. Но Булгаков держался особняком в литературном процессе 20-х годов, в стороне от авангардной эстетики и поисков нового языка.
🖋 Главные литературные ориентиры Булгакова — в русской классике 19 века. Он самый очевидный наследник Гоголя: не зря одно из первых его сочинений — «Похождения Чичикова» — это ироническая вариация на тему «Мертвых душ». Булгаковская проза напоминает и о наследии большого русского романа: Тургенева, Толстого и Достоевского. В семейных и частных историях Булгакова высвечиваются общечеловеческие проблемы. Своим учителем Булгаков называл и Салтыкова-Щедрина.
⛑ Булгаков, как Чехов, начал с медицины. Опыт работы врачом в экстремальных условиях сильно повлиял на его мировоззрение и представление о людях.
😉 Во всех текстах Булгакова есть ироническая интонация. Он с недоверием, как бы с дистанции смотрит и на остатки старого мира, и на послереволюционную жизнь. Булгаковская сатира разоблачает вечные человеческие изъяны, желания, страсти под маской перемен и новых идей.
🎭 Творческая история Булгакова тесно связана с театром. Многие считают его одним из ведущих драматургов 20 века. А «Театральный роман» не оставляет равнодушным никого, кто хоть немного знаком с волшебством и абсурдом театральной жизни.
♟ Булгаков — один из создателей «магического реализма». Развивая гоголевскую «нефантастическую фантастику», он сталкивает быт и миф, сатиру на современность и вечные легенды. Ощущение чуда, тайны или демонических сил есть у него не только в фантастических и мистических сюжетах, как в «Собачьем сердце» или «Мастере и Маргарите», но и в заметках о врачебной практике и в текстах о войне.
🎵 Проза Булгакова очень музыкальна. Для нее характерны гипнотические навязчивые повторы значимых фраз, ритмическая организация, близкая к поэтической. Персонажи часто оказываются в состоянии сна, транса или в изумлении перед необъяснимыми событиями — эта «зачарованность» передается читателю уже на уровне звучания текста.
🔎 Как и многие другие модернисты, Булгаков исследует творчество и творческий процесс: «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита» — это метароманы, сюжет которых включает создание персонажами своих текстов. Важна и тема отношений между искусством и властью: у Булгакова это один из «вечных сюжетов», повторяющихся в разные эпохи, — в этом ключе он пишет о Пушкине или Мольере, как и о собственной судьбе.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте поговорим о биографии Булгакова и обозначим главные события в жизни и творчестве.
🇺🇦 Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940) родился в Киеве: семья и киевское детство в его книгах всегда будут связаны с образами счастья и гармонии. Его отец был профессором Киевской духовной академии, мать, Варвара Булгакова, до замужества работала учительницей. Булгаковы придавали большое значение образованию и развитию детей (Михаил был старшим из семерых). В семье любили чтение и музыку, ставили благотворительные спектакли.
🏅 В 1909 году будущий писатель закончил престижную Первую Киевскую мужскую гимназию и сразу твердо решил стать врачом. В этом же году он поступил на медицинский факультет Киевского университета. Летом 1916 года, сдав выпускные экзамены, Булгаков уехал на фронт добровольцем Красного Креста, но осенью его отозвали. Молодых врачей отправляли в сельские больницы: Булгаков стал единственным врачом больницы Сычевского уезда Смоленской губернии. В это время он начал писать рассказы о своем опыте — они станут циклом «Записки юного врача».
🛡 В феврале 1918 Булгаков вернулся в Киев — здесь он застал хаос гражданской войны и едва не попал в армию Петлюры. Осенью 1919 его отправили во Владикавказ военным врачом Белой армии. После победы большевиков Булгаков остался в городе, но отказался от медицинской карьеры и решил посвятить себя писательству. Здесь он написал и поставил свои первые пьесы, включая драму о братьях Турбиных, из которой вырастут роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных».
✍️ С 1921 году Булгаков жил в Москве и писал фельетоны, заметки, юмористические рассказы. Его часто публиковали в газете «Гудок», для которой писали Ильф и Петров, Олеша, Бабель, Катаев. В 20-е годы тексты Булгакова печатали и в эмигрантских изданиях. Булгаков был близок «сменовеховцам» — движению в эмигрантской среде, начавшемуся со сборника «Смена вех»: его участники выступали за диалог с большевиками и сохранение единства русской культуры.
🎭 В 1925 году писатель начал сотрудничество с московскими театрами — МХАТ и театром имени Вахтангова. Пьесы «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», поставленные почти одновременно, пользовались успехом у зрителей, но вызвали настороженность советской критики. В 1928 написанную для МХАТ пьесу «Бег» запретили ставить, а в 1929 сняли репертуара все булгаковские пьесы.
⚡️ Булгаков, оставшийся без театральной работы в критическом положении, просил разрешить ему выехать из СССР, но получил отказ. В 30-е годы он мог только писать инсценировки классики для московских театров. Параллельно до конца жизни он работал над «романом о дьяволе», который в итоге станет романом «Мастер и Маргарита».
🙁 При жизни Булгаков казался литературным неудачником: блестяще дебютировал в 20-е, но не нашел своего места в советской литературе 30-х, хотя все же выжил и формально остался в среде советских писателей. Настоящее признание он получил только после публикации «Мастера и Маргариты» в 1966–1967 гг.
💬 В воспоминаниях современников образ Булгакова складывается двойственный: он был ярким и остроумным, но в то же время на многих производил впечатление человека отстраненного и закрытого. Так писала о нем его сестра Надежда: «Он очень много смеялся и задавал тон нашему веселью, был превосходным рассказчиком (об этом много писали, это все знают). Мы слушали его затаив дыхание. Но были моменты в его жизни, когда он задумывался. Он сидел у себя за письменным столом (студентом уже с папиросой), молчал и думал. О чем он думал? О чем он молчал? О смысле жизни. О цели жизни. О назначении человека».
🖋 Таким же сложным предстает Булгаков в стихотворении, написанном на его смерть Анной Ахматовой (1940).
♠️ Мистический подтекст «Мастера и Маргариты», история романа, написанного втайне, противоречивый образ самого автора спровоцировали множество легенд вокруг Булгакова, его сюжетов и персонажей. Можно почитать о популярных легендах и о том, проходят ли они проверку фактами.
📚 Наследие Булгакова очень разнообразно: от фельетонов до больших романов, от гротескной фантастики до лирического автобиографизма. Назовем самые значимые его произведения.
📕 Рассказы и повести
«Похождения Чичикова» («поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом»), 1921
«Записки юного врача», цикл рассказов, 1925–1926
«Дьяволиада», 1923
«Роковые яйца», 1924
«Собачье сердце», 1925
📘 Романы
«Белая гвардия», 1922–1924
«Жизнь господина де Мольера», 1933
«Театральный роман» («Записки покойника»), неоконченный роман, 1936–1937
«Мастер и Маргарита», 1929–1940
📜 Пьесы
«Зойкина квартира», 1925)
«Дни Турбиных» (основана на романе «Белая гвардия»), 1925
«Бег», 1926–1928
«Багровый остров», 1927,
«Кабала святош», 1929
«Иван Васильевич», 1936
Вот, что еще можно почитать о Булгакове.
🔍 Биографии и мемуары
Воспоминания о Михаиле Булгакове (1988)
Земская Е. А. Михаил Булгаков и его родные: Семейный портрет (2017)
Лакшин В. Я. Булгакиада (1989)
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова (1988)
🖋 Исследования
Атарова К., Лесскис Г. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2007)
Вулис А. З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991)
М.А. Булгаков: Pro et contra. Личность и творчество М.А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов (2019)
Соколов Б. В. Михаил Булгаков загадки творчества (2008)
Яблоков Е. А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» (1997)
Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова (2001)
Яновская Л. Записки о Михаиле Булгакове (2007)
🌐 Сайты
«Булгаковская энциклопедия»
Михаил Булгаков — Жизнь и творчество.
👁 Давайте прочитаем рассказ «В кафе» (1920).
Время прочтения 〰️ 7 минут.
👉 Подумайте, в чем смысл «фантазии» рассказчика и почему он ее не реализует?
О «Записках на манжетах» и о том, как Булгаков защищал Пушкина
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день