Михаил Булгаков
Восприятие Булгакова в 20 веке
После публикации «Мастера и Маргариты» Булгакова ждала огромная посмертная слава — это один из самых популярных русских романов во всем мире. Поговорим о восприятии автора и его влиянии на культуру.
Сложно сказать, есть ли у Булгакова прямые последователи — скорее, его популярность совпала с расцветом магического реализма во второй половине 20 века.
📚 В русской культуре легенды вокруг Булгакова и его последнего романа обрели самостоятельную жизнь. Еще в воспоминаниях современников писатель стал превращаться в двойника своих персонажей. В книге Валентина Катаева «Алмазный мой венец» — главном «романе с ключом» о русской литературе 20-х–30-х годов, Булгаков зашифрован в образе «синеглазого». Это демонический персонаж с «огоньками серы» в глазах и склонностью к общению с нечистой силой.
📖 Намек на Булгакова-Воланда есть и в романе братьев Стругацких «Хромая судьба»: хотя загадочный «Михаил Афанасьевич» уверяет, что мертвые умирают навсегда и рукописи сгорают дотла, это только подтверждает подозрения читателя. Персонаж выполняет функцию Воланда в том, что связано с «романом в романе»: он хочет дать жизнь написанному «в стол» роману главного героя, писателя Феликса Сорокина. Стругацкие вписывают булгаковские ассоциации в атмосферу усталости и старения: «Чудеса в нашем мире случаются только поганые», — говорит Сорокину Михаил Афанасьевич.
📘 Другой аспект «Мастера и Маргариты» дублирует роман Чингиза Айтматова «Плаха», который был сенсацией конца 80-х, но позже утратил популярность. В «Плаху» включен «евангельский» эпизод, предлагающий оригинальную версию известного сюжета, но сделано это более просто и прямолинейно, чем у Булгакова.
🖋 В современной литературе Булгакова часто упоминают как источник влияния фантасты и писатели, которые продолжают традиции сюрреализма и магического реализма. Самый интересный пример — Салман Рушди. Сам Рушди в интервью называл «Мастера и Маргариту» среди самых важных для него текстов, а также вспоминал и судьбу «Мастера и Маргариты», когда его роман «Сатанинские стихи» стал объектом ненависти и преследования.
💫 В романах Рушди, кроме общих для магического реализма приемов соединения мистической фантастики с повседневностью, есть и другие темы, сближающие его с Булгаковым. Это и сюрреалистический образ большого города, переклички между Западом и Востоком, похожие на параллель Москвы и Ершалаима, и реинтерпретации больших мифологических сюжетов.
🤘 «Мастер и Маргарита» оказался любимым русским романом рок-музыкантов. Все началось с Мика Джаггера, который написал «Sympathy for the Devil» от имени Воланда. А есть еще и «Banga» Патти Смит, посвященная собаке булгаковского Пилата, и песня группы Franz Ferdinand, вдохновленная полетом Маргариты.
«Мастер и Маргарита» не перестает вдохновлять художников. Есть множество интересных иллюстраций к роману, давайте вспомним самые известные.
🖌 Первые рисунки на темы «Мастера и Маргариты» появились до публикации романа. 17-летний Александр Мелик-Пашаев, сын известного дирижера и друга Булгакова, сделал серию черно-белых рисунков, подчеркивающих резкие контрасты в мотивах и образах персонажей.
⭐️ Легендарными стали другие юношеские рисунки — 16-летней Нади Рушевой, жизнь которой оборвалась в 17. О них восторженно отозвалась вдова писателя, и поэтичные и живые работы Рушевой остаются любимыми у многих читателей.
👤 Роман иллюстрировал и выдающийся мастер книжной графики Борис Маркевич. Его версии ни с чем не спутаешь: образы булгаковских персонажей, набросанные несколькими шрихами, как бы сотканы из воздуха.
🗓 В форме эскизов сохранились рисунки Сергея Алимова, которые должны были стать мультфильмом «Мастер и Маргарита» в 1975 году. Судя по рисункам, предполагался черно-белый сюрреалистический макабр — но проект так и не была реализован.
✍️ Популярность Булгакова распространилась и на мир комиксов, несмотря на традиционно скептическое отношение критиков. Первым экспериментом стала работа Родиона Танаева: в 1997 художник работал над театральной постановкой «Мастера и Маргариты» и решил воплотить свои впечатления в комиксе. Интересно, что Танаев, вопреки законам своего искусства, решил сохранить большие фрагменты текста, оставив голос булгаковского повествователя.
📇 А в 2013 году вышел комикс Беттины Эггер, австрийской художницы, живущей во Франции. «Дьявольская Москва: по следам Мастера и Маргариты» — путеводитель по булгаковской Москве, в котором, кроме персонажей романа, появляются и детали биографии автора, и исторические зарисовки.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяИллюстрации к «Мастеру и Маргарите»:
1 — Александр Мелик-Пашаев
2 — Надя Рушева
3 — Борис Маркевич
4 — Сергей Алимов, эскиз к мультфильму
5 — Родион Танаев, комикс
6 — Беттина Эггер, комикс
Фильмы по мотивам произведений Булгакова всегда становятся предметом споров. При всей привлекательности для кино булгаковских сюжетов и персонажей, на экран сложно перенести стиль и музыкальность повествования. Давайте обсудим некоторые экранизации произведений писателя.
В 70-е годы вышло несколько экранизаций булгаковских пьес 👇▪️ «Бег», режиссеры Владимир Наумов, Александр Алов, 1970 — один из первых советских фильмов о Гражданской войне с белогвардейской точки зрения опирается как на пьесу, так и на роман «Белая гвардия». Фильм интересен попытками передать галлюцинаторные эффекты «пьесы в восьми снах».
▫️ «Иван Васильевич меняет профессию», Леонид Гайдай, 1973 — популярная комедия воспринимается зрителями скорее как фильм Гайдая, чем как пьеса Булгакова — но, несмотря на перенос действия в 70-е, это первая и до сих пор самая успешная попытка передать булгаковскую фантасмагорическую сатиру.
▪️ «Дни Турбиных», Владимир Басов, 1976 — фильм запомнился яркими актерскими работами Андрея Мягкова в роли Алексея Турбина, Валентины Титовой в роли Елены, самого Басова в роли Мышлаевского — и романсом «Белой акации гроздья душистые».
⚡️ Раннему Булгакову достались самые сюрреалистичные и дерзкие экранизации. «Морфий» Алексея Балабанова (2008) и британский сериал с Дэниэлом Рэдклиффом «Записки юного врача» (2012) соотносятся почти так же, как их источники: более жестокая и более комическая версии одного автобиографического сюжета.
❤️ Самой любимой зрителями киноверсией Булгакова остается «Собачье сердце» Владимира Бортко — фильм давно живет собственной жизнью и разошелся на цитаты. Для сравнения стоит посмотреть и другое «Собачье сердце», его снял итальянский режиссер Альберто Латтуада в 1973 году: в его версии симпатии зрителя определенно будут на стороне Шарикова, а не Преображенского.
У «Мастера и Маргариты» с кинематографической судьбой все почти так же сложно, как с литературной 👇
🎥 Анджей Вайда в 1972 году снял по «евангельской» части романа фильм «Пилат и другие»: персонажей романа Мастера он перенес в современную Германию.
🎬 В том же 1972 году роман экранизировал югославский режиссер Александр Петрович — это очень свободная интерпретация Булгакова с музыкой Эннио Морриконе.
🎞 Всю булгаковскую чертовщину испытал на себе фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году, но вышедший только в 2006. Критическая судьба у фильма тоже не самая удачная: хотя Воланд Валентина Гафта и Маргарита Анастасии Вертинской заведомо интересны, многим кажется, что фильм быстро состарился и смотрится как памятник эстетике российских 90-х.
📺 Сериал Владимира Бортко (2005) остается до сих пор единственной версией «Мастера», добравшейся до широкого зрителя. Бортко, впрочем, тоже не повезло с критическим признанием: все сравнивали сериал с более цельным и ярким «Собачьим сердцем».
💬 В декабре 2019 появилась новость, что экранизацию «Мастера и Маргариту» планирует Баз Лурман, известный смелыми адаптациями «Ромео и Джульетты» и «Великого Гэтсби». Пока режиссер только рассказал в интервью, что наслышан о «проклятии» романа.
О судьбе булгаковских текстов и о том, написал ли Булгаков «12 стульев»
В этом уроке мы изучали Михаила Булгакова. Давайте вспомним главное и подведем итог.
👤 Михаил Булгаков — связующее звено между классикой и модернизмом, а его тексты на грани между реальностью и фантастикой. Жизнь писателя сложилась так, что он побывал на обеих сторонах Гражданской войны, печатался в советских и в эмигрантских изданиях, узнал и литературный успех, и давление цензуры.
♟ Булгаков — один из создателей «магического реализма». Развивая гоголевскую «нефантастическую фантастику», он сталкивает быт и миф, сатиру на современность и вечные легенды. Его проза очень музыкальна.
🎼 Значимость интонации и ритма, звуковые ассоциации делают булгаковскую прозу близкой к поэзии. В ностальгических эпизодах звуковая картина отсылает к поэтической и музыкальной культуре 19 века.
🙁 При жизни Булгаков не нашел своего места в советской литературе 30-х. Настоящее признание он получил только после публикации «Мастера и Маргариты» в 1966–1967 годах.
📚 Мы поговорили о повестях и рассказах Булгакова, обсудили цикл «Записки юного врача» — это рассказы, наполненные сомнениями, чувством одиночества, ностальгией по привычной городской жизни.
📝 Мы обсудили повесть «Собачье сердце» — отклик на распространение евгеники, учения об «улучшении» человека с помощью достижений естественных наук. Шариков — явная пародия на создание Франкенштейна, которое обладало развитым умом и красноречием.
📖 В повести «Роковые яйца» Булгаков пародирует пафос научной фантастики и раннесоветской культуры.
📘 Мы обсудили роман «Белая гвардия», основанный на личном опыте автора. Исторические события Булгаков показывает «изнутри», глазами потерянных в хаосе бесконечной войны персонажей. Роман о войне необычен тем, что мы видим конфликт только с одной стороны, здесь нет ни народных вождей, ни благородных воинов.
📗 Мы поговорили о романе «Мастер и Маргарита», который напечатали в журнале «Москва» лишь в 1966–1967 годах. Текст романа соткан из цитат и аллюзий, за персонажами и ситуациями стоят «вечные» образы мировой культуры или известные литературные мотивы.
♠️ Ключевые сцены в романе — представления: «сеанс черной магии» и «бал Сатаны». Эпиграф намекает на то, что границы добра и зла могут быть размыты, а оперный подтекст — на то, что неоднозначны и границы между подлинным и притворным, жизнью и игрой.
👥 Персонажи «Мастера и Маргариты» распадаются на две группы: это представители мифологического пространства и обитатели советской Москвы, прототипами которых были реальные знакомые (враги) Булгакова.
➡️ Для демонических персонажей романа обыденный мир проницаем и доступен: они меняют обличья и легко находят себе место в человеческой реальности. Москва для них — пространство сатиры в гоголевском духе, где фальшивое и поддельное, в первую очередь, — литература.
✍️ Пьесы Булгакова задействуют те же темы, что и его романы и повести, но театр делает более яркими все типичные для автора эффекты — фантасмагории, сатирический гротеск, катастрофическое восприятие эпохи. «Бег» посвящен Гражданской войне, «Зойкина квартира» — комическое шоу с песнями, фокстротом и кокаином, «Театральный роман», или «Записки покойника» — абсурдный и сатирический взгляд на кулуары московского театрального искусства.
📽 Булгакова достаточно много экранизировали. Самые сюрреалистичные и дерзкие экранизации посвящены раннему творчеству: «Морфий» Алексея Балабанова (2008) и британский сериал с Дэниэлом Рэдклиффом «Записки юного врача» (2012). Самой любимой зрителями киноверсией Булгакова остается «Собачье сердце» Владимира Бортко.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день