Караваджо
Последователи Караваджо
Караваджо был гением своего времени, поэтому у него появились последователи — караваджисты. Поговорим об Артемизии Джентилески, Хосе де Рибера и других.
1. Артемизия Джентилески. Святая Цецилия с лютней, 1620
2. Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1620
3. Хосе де Рибера. Мученичество святого Варфоломея, 1644
4. Хосе де Рибера. Святой Иероним, 1644
Живопись Караваджо поразила современников. Его последователи, караваджисты, даже специально снимали мастерские в подвалах — чтобы из окошка на потолке падал правильный свет.
Два самых ярких представителя караваджизма — Артемизия Джентилески и Хосе де Рибера.
Познакомимся с ними поближе:
👩🎨 Артемизия Джентилески. Итальянская художница, одна из самых известных для своего времени.
🔹 Стала первой женщиной, поступившей на обучение в Академию живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы.
🔹 Ее картины очень драматичны и естественны. Джентилески более убедительна в передаче человеческих чувств, чем Караваджо.
👨🎨 Хосе де Рибера. Испанский караваджист, работавший в итальянском Неаполе.
🔹 Творил под влиянием итальянского искусства. При этом большую часть работ Риберы заказчики увозили в Испанию.
🔹 Писал такие натуралистичные картины, что про него ходили жуткие легенды. Делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая за поведением людей под пытками.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Караваджо. Юдифь, убивающая Олоферна, 1598
2. Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1620
Сравнение картин Караваджо и Джентилески
1. Франческо Гварино. Святая Агата, 1640
2. Валлентен де Булонь. Шулера, 1619
3. Геррит ван Хонтхорст. Отречение апостола Петра, 1612–1620
4. Хендрик Тербрюгген. Концерт, 1626-1627
5. Дирк Ван Бабюрен. Лютнист, 1622
6. Рембрандт. Возвращение блудного сына, 1669
7. Жорж де Латур. Сборы, 1630–1635
Вот еще несколько художников, на которых оказал влияние Караваджо 👇
🔸 Франческо Гварино. Итальянский живописец, очень натуралистично писал святых.
🔸 Валлентен де Булонь. Французский художник, проникшийся идеями караваджизма в Италии — его очень ценили итальянские коллеги.
🔸 Утрехтские караваджисты. Утрехт — центр караваджизма в Голландии. Вместо внешнего света, художники изображали на картинах свечу или другой небольшой источник огня — и выстраивали вокруг него композицию.
🔸 Рембрандт. Через учителя Питера Ластмана воспринимает идеи Караваджо, но интерпретирует по-своему.
🔸 Жорж де ла Тур. Лотарингский художник, мастер светотени. В качестве источника света тоже использовал свечу.
🔸 Остальные современники. В 17 веке не было художника, который хотя бы в нескольких работах не побывал караваджистом. Караваджо сформировал язык барокко с его драматизмом и натурализмом.
Этот урок мы посвятили Караваджо.
Давайте вспомним главное о нем 👇
👨🎨 Караваджо — мастер светотени и основоположник барокко. Выполнял дорогие заказы для церквей и аристократов, деньги прогуливал в кабаках. Сбежал из Рима после обвинения в убийстве и оставшиеся годы работал в скитаниях.
🎨 Как писал:
🔸 Картины большого формата, вписанные в интерьер, для которого они изначально создаются. Чаще всего это церкви.
🔸 Использовал светотеневые контрасты, чтобы подчеркнуть драматизм сцен, и фирменное «полуподвальное» освещение, когда источник света находится за кадром.
🔸 Не приукрашивал реальность. Добавил элементы современной жизни в религиозные сцены. На его картинах святые походят на простолюдинов, герои активно общаются с помощью жестов и мимики.
🖼 Что писал:
🔸 Бытовой жанр. Написал первый итальянский натюрморт: «Корзина с фруктами». Создал много сцен из жизни простых людей: «Шулера», «Лютнист», «Мальчик, укушенный ящерицей» — для Ренессанса такие сюжеты были неприемлемы, зато барокко подхватит эту идею и разовьет дальше.
🔸 Религиозные сюжеты. Сцены из Библии писал не возвышенно, а натуралистично: «Неверие апостола Фомы», «Смерть Марии», «Положение во гроб». Часто переносил события из Библии в начало XVII века: «Призвание Апостола Матфея», «Ужин в Эммаусе», «Святая Екатерина Александрийская».
🔸 Отрубленные головы. Этот жуткий жанр позволял показать крайние грани человеческих эмоций: «Юдифь и Олоферн», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», «Медуза». Сюжет «Давид с головой Голиафа» Караваджо писал трижды — по этим картинам можно отследить внутреннюю эволюцию художника.
Что случилось с наследием Караваджо 👇
🕯 Караваджисты. В Европе не было художника, который не оказался бы под влиянием стиля Караваджо. Самые яркие последователи — Артемизия Джентилески и Хосе де Рибера.
Рекомендуем пару книг для тех, кто увлекся итальянским мастером барокко.
📕 Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди», глава «Караваджо».
Это одна из самых авторитетных и известных книг об итальянском искусстве. Ее стоит прочесть.
📘 М.И. Свидерская. «Караваджо. Первый современный художник».
Серьезное исследование проблематики искусства Караваджо, его приемов и техник в контексте эпохи.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день