Караваджо
Картины с отрубленными головами: почему их так много?
Барочным картинам нужны страсти и эмоции. Разбираемся, почему были популярны сюжеты с отрубленными головами и причем тут Библия.
Поговорим о популярной теме в живописи 17 века — сценах с отрубленными головами. Кто вообще до такого додумался и зачем?
🗡 Барокко любит драматизм. А что может быть более драматичным, пугающим и пробирающим до мурашек, чем натуралистично написанная отрубленная голова?
📖 Библия полна сценами насилия. Художники пишут религиозные сюжеты — а Библия и жития святых предлагают большой выбор страшных тем для живописи.
☠️ Караваджо выбирает самые жуткие моменты. Любойсюжет можно написать по-разному, но его картины полны насилия и боли — для драматического эффекта.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Юдифь и Олоферн» — популярный сюжет у художников, начиная с Возрождения. Иудейка, спасшая город от завоевания, стала символом патриотизма и победы истинной веры над язычеством.
Как к теме подошел Караваджо? 👇
🗡 Юдифь совершила убийство, чтобы спасти город. Бетулию в Иудее осадили войска ассирийцев. Юдифь пришла в лагерь завоевателей и привлекла внимание полководца Олоферна — а потом отрубила Олоферну голову, тем самым обезглавив всю армию.
🔞 Караваджо пишет саму сцену убийства, хотя обычно художники изображали уже отрубленную голову. Получилось очень натуралистично — возможно, художник видел в Риме настоящие казни, всегда привлекающие толпы зевак.
🔴 Композиция усиливает драму. Красный полог с драпировкой — активное пятно прямо над фигурой Олоферна. Это добавляет сцене динамики и эмоциональности.
Убийство Иоанна Крестителя — еще один важный для христианства сюжет, на этот раз из Нового Завета. Его писали все, от Джотто и Дюрера до Гюстава Моро и Василия Сурикова. Сам Караваджо несколько раз обращался к этому образу.
В чем особенности картины Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя» 👇
👑 Саломея — падчерица иудейского царя Ирода Антипы. Ее мать Иродиада желала смерти Иоанна Крестителя, но царь был против. Тогда Иродиада подговорила дочь, и та попросила отчима исполнить ее желание.
🗡 Смерть остается за кадром. У Саломеи в руках блюдо с головой Иоанна Крестителя. Девушка будто выносит ее навстречу зрителю. Палач еще держит в руках меч — убийство произошло несколько секунд назад.
‼️ Картина очень эмоциональна. Переданы разные грани человеческих эмоций: старая служанка смотрит на молодого убитого с грустью, палач на Саломею — с вожделением, а сама девушка отвернулась — ей жутко и неприятно держать в руках такой страшный предмет.
1. Караваджо. Давид с головой Голиафа, 1610
2. Микеланджело. Страшный суд, фрагмент Святой Варфоломей, 1537–1541
О картине «Давид с головой Голиафа» 1610 года
Картины Караваджо:
1. Давид с головой Голиафа, 1599
2. Давид с головой Голиафа, 1607
3. Давид с головой Голиафа, 1610
Караваджо написал три картины на сюжет «Давид с головой Голиафа». Сравните, чем они отличаются друг от друга.
При описании предлагаем обратить внимание не только на персонажей и общее настроение, но и на композицию, свет и колорит.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день