angle-down facebook instagram vkontakte warning

Караваджо

Почему Караваджо называют первым реалистом

Пугающий натурализм и общение со зрителем — в этой части рассказываем, как Караваджо открыл новые темы и подходы к живописи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»

Картины Караваджо:

1. Мальчик, чистящий фрукты, 1592–1593
2. Шулера, 1594
3. Мальчик, укушенный ящерицей, 1596
4. Лютнист, 1597
5. Гадалка, 1598–1599

Почему Караваджо называют первым художником-реалистом 👇

🖼 Приблизил живопись к жизни. Ренессанс создавал идеальную версию реальности. Караваджо показал реальность в ее несовершенстве, иногда с пугающим натурализмом — особенно если вспомнить его религиозные сцены.

♠️ Обратился к жанру бытовых сцен. Караваджо интересовали не только сюжеты из Библии, но и прозаические истории: гуляки в таверне, шулеры за игрой в карты, гадалка с клиентом — или мальчик, укушенный ящерицей. Подобные сцены в искусстве Ренессанса невозможно представить.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Караваджо. Шулера, 1594

Караваджо. Корзина с фруктами, 1596

Караваджо был новатором во многом. В 1596 году он первым в Италии написал натюрморт. Посмотрим на его «Корзину с фруктами».

🍏 Натурализм. Картина написана с высоким мастерством и натурализмом. Некоторые фрукты начали подгнивать, листья пожелтели, на них видны следы от червей. Это не идеальная картинка, а живая реальность.

🍇 Взаимодействие со зрителем. Корзина выступает из-за края стола, а кисть винограда будто выходит за рамки картины: протянешь руку — и возьмешь. Такое вовлечение зрителя — отличительная черта будущего барокко. Позже Караваджо использует этот прием и в религиозных сюжетах, делая зрителя соучастником событий.

🌀 Философский смысл. Караваджо специально пишет фрукты в состоянии увядания: для него важна тема жизни и смерти, конечности человека и природы. Позже эти идеи будет развивать барокко.

Караваджо. Больной Вакх, 1593

«Больного Вакха» Караваджо написал в 22 года. Это автопортрет, в котором художник с особой тонкостью рассказывает о конечности жизни.

💰 У Караваджо не было денег на натурщика, поэтому он решил изобразить свое отражение в зеркале.

👤 Вакх — не бог, а человек. Увядший венок, неидеальная кисть винограда, слабая улыбка — перед нами не мифологическое божество, а нарядившийся им юноша. Художник ироничен по отношению к себе.

🏥 Болезненность Вакха настоящая. Караваджо только оправился от серьезного недуга. Поэтому у героя нездоровый цвет лица, а поза выдает физическую слабость. Тема конечности жизни для художника в этот момент особенно остра.

В конце 16 века в Болонье сложилась художественная школа, которую возглавляли братья Аннибале и Агостино Карраччи. Их академизм противостоял натурализму Караваджо.

Давайте сравним работы двух мастеров.

Какая вам больше нравится? Попытайтесь определить, в чем их различия.

1. Караваджо. Лютнист, 1595
2. Аннибале Карраччи. Портрет Джованни Габриели с лютней, 1600

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;