Караваджо
Почему Караваджо называют первым реалистом
Пугающий натурализм и общение со зрителем — в этой части рассказываем, как Караваджо открыл новые темы и подходы к живописи.
Картины Караваджо:
1. Мальчик, чистящий фрукты, 1592–1593
2. Шулера, 1594
3. Мальчик, укушенный ящерицей, 1596
4. Лютнист, 1597
5. Гадалка, 1598–1599
Почему Караваджо называют первым художником-реалистом 👇
🖼 Приблизил живопись к жизни. Ренессанс создавал идеальную версию реальности. Караваджо показал реальность в ее несовершенстве, иногда с пугающим натурализмом — особенно если вспомнить его религиозные сцены.
♠️ Обратился к жанру бытовых сцен. Караваджо интересовали не только сюжеты из Библии, но и прозаические истории: гуляки в таверне, шулеры за игрой в карты, гадалка с клиентом — или мальчик, укушенный ящерицей. Подобные сцены в искусстве Ренессанса невозможно представить.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О картине «Шулера» 1594 года
Караваджо был новатором во многом. В 1596 году он первым в Италии написал натюрморт. Посмотрим на его «Корзину с фруктами».
🍏 Натурализм. Картина написана с высоким мастерством и натурализмом. Некоторые фрукты начали подгнивать, листья пожелтели, на них видны следы от червей. Это не идеальная картинка, а живая реальность.
🍇 Взаимодействие со зрителем. Корзина выступает из-за края стола, а кисть винограда будто выходит за рамки картины: протянешь руку — и возьмешь. Такое вовлечение зрителя — отличительная черта будущего барокко. Позже Караваджо использует этот прием и в религиозных сюжетах, делая зрителя соучастником событий.
🌀 Философский смысл. Караваджо специально пишет фрукты в состоянии увядания: для него важна тема жизни и смерти, конечности человека и природы. Позже эти идеи будет развивать барокко.
«Больного Вакха» Караваджо написал в 22 года. Это автопортрет, в котором художник с особой тонкостью рассказывает о конечности жизни.
💰 У Караваджо не было денег на натурщика, поэтому он решил изобразить свое отражение в зеркале.
👤 Вакх — не бог, а человек. Увядший венок, неидеальная кисть винограда, слабая улыбка — перед нами не мифологическое божество, а нарядившийся им юноша. Художник ироничен по отношению к себе.
🏥 Болезненность Вакха настоящая. Караваджо только оправился от серьезного недуга. Поэтому у героя нездоровый цвет лица, а поза выдает физическую слабость. Тема конечности жизни для художника в этот момент особенно остра.
В конце 16 века в Болонье сложилась художественная школа, которую возглавляли братья Аннибале и Агостино Карраччи. Их академизм противостоял натурализму Караваджо.
Давайте сравним работы двух мастеров.
Какая вам больше нравится? Попытайтесь определить, в чем их различия.
1. Караваджо. Лютнист, 1595
2. Аннибале Карраччи. Портрет Джованни Габриели с лютней, 1600
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день