Караваджо
Религиозные сюжеты: «Призвание Апостола Матфея» и «Обращение Савла»
В этой части обсудим, как создавались картины с религиозными сюжетами: что передают жесты и мимика персонажей и почему у них такая мрачная палитра.
Обсудим религиозные сюжеты Караваджо. Это одна из главных тем художника и всей эпохи. Основным заказчиком картин оставалась церковь, а сами сюжеты были полны драматизма.
⛪️ Картина — продолжение церковного интерьера. Караваджо точно знал, где будет висеть его работа, и учитывал это. Картина может быть обрамлена живописными колоннами и драпировками, чтобы события на ней происходили как бы на сцене. Позже живопись барокко станет очень театральной, а в церкви — особенно.
🙏 Жесты несут особый смысл. Караваджо одним из первых прибегает к активной мимике и жестам у персонажей. Это пришло из барочного театра и оперы: любое движение имеет значение, и зрители прекрасно его считывают. Так картина превращается в эмоциональную пьесу.
🎨 У Караваджо палитра становилась все мрачнее. В последние годы художник писал очень темные картины, акцентируя внимание на небольших проблесках света — это делало религиозные сцены еще эмоциональнее.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Призвание Апостола Матфея» — одна из ранних работ Караваджо на религиозную тему. Она рассказывает, как Иисус призывает сборщика податей Левия идти с ним — и тот стал одним из апостолов под именем Матфея.
Как эту сцену показал Караваджо 👇
⏳ Библия смешалась с современностью. Христос и апостол Петр изображены как традиционные библейские персонажи, но другие участники сцены одеты по моде начала 17 века. Обстановка комнаты тоже знакома любому зрителю времен Караваджо — это важно, чтобы почувствовать сопричастность.
✨ Свет символизирует божественное явление. Караваджо традиционно помещает источник света в один угол — в композиции он входит в комнату вслед за Христом.
🤲 Персонажи общаются жестами. Иисус протягивает руку, призывая идти с ним. Левий удивлен и не верит, что выбрали его. Его товарищи смотрят с непониманием. Все участники сцены реагируют по-разному — их диалог подробно передается через жесты.
Перед нами «Обращение Савла» — сцена из жизни фарисея, который позже стал апостолом Павлом. Караваджо подошел к сюжету по-своему.
Давайте посмотрим, как именно 👇
⛓ Савл был гонителем христиан. По дороге в Дамаск, где он должнен был совершить несколько арестов, ему явился Иисус в виде божественного света. Савл ослеп физически, но прозрел духовно.
🖼 У Караваджо Савл будто выпадает из пространства картины в реальность. По расставленным рукам и закрытым глазам мы считываем его слепоту. Композиция очень динамичная — мы физически ощущаем падение с высоты лошади.
🐴 Самое заметное пятно на картине — круп лошади. Караваджо пошел на это не просто так: от лошадиного живота отражается свет, создавая дополнительный объем.
О картине «Неверие апостола Фомы»
За прошедшие части мы много узнали о манере Караваджо и научились отличать его работы. Дальше познакомимся с теми, кто попал под сильное влияние его творчества.
Теперь давайте потренируемся выделять черты караваджизма в работах других мастеров.
Перед нами картина Йорданса «Мелеагр и Аталанта». Рассмотрите ее повнимательнее и подумайте, есть ли здесь следы караваджизма?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день