Марк Шагал
Почему картины Шагала такие лиричные?
Тяжелая война и потеря жены не ожесточили художника — все его работы полны лирики. Если картины Шагала кажутся вам приторными, почитайте эту часть.
В прошлой части мы предложили вам самостоятельно интерпретировать картину Марка Шагала.
Теперь попробуем расшифровать, что же там изображено 👇
🖼 Это картина «Моей жене». Шагал писал ее с 1933 по 1944 годы и закончил незадолго до смерти Беллы.
📏 Картина поделена на две части по вертикали — у Шагала часто встречается такое деление.
👈 Левая часть
🕍 Влюбленные под свадебной хупой — шатром-навесом, под которым происходит обряд венчания в синагоге.
🎵 Скрипач на хупе играет тихую мелодию жизни, это символ того, что души влюбленных будут звучать в унисон, как одна мелодия.
🎻 Скрипка, которую жениху подают руки будто из облака — знак того, что любовь дает вдохновение.
🕰 Часы с крылом напоминают о том, что на небе нет времени, любовь вечна.
💐 Небольшой букет говорит о райских кущах, где пребывают влюбленные.
🔵 Синий круг — символ бесконечности и гармонии, а синий цвет у Шагала — цвет нежности и любви.
👉 Правая часть
👩 Обнаженная на ложе говорит о чувственной стороне любви.
🪑 Веер, книга и стул рядом с ней — предметы привычного быта, напоминающие, что чувственная любовь — земная, человеческая.
🏘 Витебск за спиной обнаженной — вечный образ Шагала.
🐐 Козел со свечой усиливает тему чувственности. Свеча в руках у летящего животного — у Шагала обычно символ судьбы.
❤️ Картина показывает два вида любви: небесную и земную, возвышенную и человеческую.
Марк Шагал
1. Обрученные и Эйфелева Башня, 1913
2. Любовники в зеленом, 1917
3. Свадьба, 1918
4. Любовники под лилиями, 1925
5. Любовники в сирени, 1930
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Творчество Марка Шагала очень поэтично. Тема любви, лирики, счастья часто встречается на его картинах. Некоторым критикам такие картины даже кажутся чересчур приторными.
Что такое лирика у Шагала 👇
🌸 Влюбленная пара, цветы, фрукты. Они символизируют райский сад, расцвет души. Особенно много Шагал писал такие картины в 1920-е годы в Париже: после лишений и гражданской войны художник наслаждался жизнью и личным счастьем.
👰 Свадьба. У Шагала много картин с женихом и невестой. В них присутствуют автобиографические мотивы. Часто в них появляется ангел: если браки совершаются на небесах, то у Шагала небеса сами спускаются к людям, чтобы благословить влюбленных.
Марк Шагал
1. Война, 1943
2. Одержимость, 1943
3. Падающий ангел, 1947
4. Война, 1964–1966
Шагал — певец счастья, радости и любви. Тем мощнее его работы предвоенных и военных лет, наполненные мрачными и трагичными образами.
Что война значила для Шагала 👇
🎨 Когда в Германии начались гонения на евреев, Шагал жил во Франции. Художник близко воспринял трагедию своего народа. В 1941 году Шагал переехал в США, но все годы войны продолжал остро реагировать на происходящее.
🔥 Картины Шагала полны боли. Горящие дома и целые городки, синагоги — иногда они перевернуты, символизируя перевернутый мир. Вокруг кричат люди, женщины прижимают детей к груди. Эти переживания навеяны событиями Хрустальной ночи, когда в Германии сожгли все синагоги и устроили массовое ограбление и убийство еврейских семей.
👤 Часто встречается образ бегущего еврея. Он прижимает свиток Торы или несет мешок за спиной. В мире войны люди вынуждены покидать дома, сохраняя только свои традиции.
О переезде Шагала в Америку
Марк Шагал
1. Белое распятие, 1938
2. Желтое распятие, 1942
3. Снятие с креста, 1941
В 1930-е годы у Шагала появляется образ распятого Христа. Он получился таким неканоничным, что художника критиковали и христиане, и иудеи. Но для Шагала это оказался лучший способ передать свои мысли о трагедии.
Что нового в изображении распятия у Шагала 👇
🕍 Христос — иудей. В «Белом распятии» на бедрах Иисуса повязан талес — белый платок, который носят правоверные иудеи в Синагоге. В «Желтом распятии» на голове Христа филактерий — кожаная коробочка с листком Торы, которую иудеи надевают во время молитвы. Это идет вразрез с христианской иконографией, но выражает идею Шагала: Христос — еврей, принесенный в жертву, трагический символ первой половины 20 века.
👥 Христос — автопортрет Шагала. В «Снятии с креста» над головой Иисуса к кресту прибита табличка. Вместо традиционных букв «INRI» — «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский», — там написано «Марк Шагал». Художник сам чувствует себя жертвой — и одновременно видит Иисуса как художника, творца.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день