Марк Шагал
Витебские воспоминания в картинах
Шагал родился в Российской Империи, в Витебске. Узнаем, как детство в этом городе отразилось на творчестве художника.
Марк Шагал
1. Дом в Лиозно, 1908
2. Окно. Витебск, 1908
3. Человек-петух над Витебском, 1925
4. Возвращение из синагоги, 1926
5. Художник над Витебском, 1977
6. Париж через окно, 1913
7. Париж, 1968
8. Воскресение, 1952
Поговорим о Витебске. Шагал нанес этот городок на карту мирового искусства, постоянно обращаясь к своим воспоминаниям о детстве и юности. Картины с Витебском наполнены теплом и нежностью.
🏘 Витебск находился в черте оседлости. Там жила большая еврейская община. Это был особый консервативный мир со своей спецификой и традициями, в которых важное значение играли семья и религия. Отец Шагала тоже был религиозным человеком.
🐓 Для Шагала это не только реальный город. Он насыщает его деталями всех подобных провинциальных городков на окраине империи. Получился собирательный образ с простыми людьми, музыкантами, бродячими артистами, курами и коровами.
🎨 Витебск навсегда остался в сердце Шагала. Он пи>сал его, где бы ни находился — в Москве, Берлине, Нью-Йорке. Только Париж смог занять такое же место в жизни Шагала: он даже называл его «вторым Витебском». В какой-то момент образы Витебска и Парижа встретились в его картинах.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяМарк Шагал
1. Маленькая гостиная, 1908
2. Время – река без берегов, 1930
3. Революция, 1937
4. Автопортрет с часами перед распятием, 1947
5. Часы с синим крылом, 1949
Для Шагала важен вещной мир: он создает уют, наполняет картины теплом. Без таких деталей реального быта они станут слишком метафоричными. Частые герои его картин — стул и часы.
🪑 Стул. Шагал жил в Петербурге очень бедно. Из обстановки часто были только стул и керосиновая лампа. Стул стал воспоминанием о нищенской юности. Вместе с тем это неотъемлемый элемент быта маленького городка.
🕰 Часы. В провинции время идет медленно. Тиканье часов создает монотонный фон провинциальной жизни вместе с другими звуками — игрой на скрипке, метлой дворника. При этом часы — символ времени вообще. Например, в картине «Время — река без берегов» они летят над метафорической рекой времени.
🔥 В картинах Шагала, связанных с войной, часы часто разломаны, а стул опрокинут.
Марк Шагал
1. Я и моя деревня, 1911
2. Петух, 1929
3. Сон (Кролик), 1927
4. Портрет Вавы, 1966
Шагал часто пишет животных. Обычно это домашние коровы, куры, козлики, которых он видел в детстве — очень мирные и трогательные. Даже кошку или собаку на его картинах почти не встретишь.
Что животные делают на картинах Шагала 👇
🐮 Существуют на равных с людьми. В картине «Я и моя деревня» профили человека и коровы выглядят как отражения друг друга. На это могла повлиять теория иудаизма о том, что у человека две души: человеческая отвечает за духовное, а животная — за чувства и эмоции.
🐓 Заменяют людей. На картине «Петух» девушка-акробатка сидит верхом на петухе, крепко прижавшись к нему. Цвет одежды повторяет цвет оперения. Петух здесь — символ мужского начала, чувственной страсти. Шагал часто писал людей с птичьими головами — это отголосок запрета в иудаизме на изображение людей.
🐇 Служат метафорой. На картине «Сон (Кролик)» кролик несет на спине бесчувственную девушку. Земля находится наверху, и кролик плывет по небу как по морю. Отсылка к похищению Европы Зевсом в образе быка здесь — метафора чувственной любви. Животные могут выражать и отношение автора: например, на «Портрете Вавы» из-за спины женщины выглядывает красный конь — символ творческой энергии и страсти.
О животных в картинах Шагала
Марк Шагал
1. Три акробата, 1926
2. Акробат, 1930
3. Цирк, 1964
4. Цирк в деревне, 1969
5. Революция, 1937
6. Снятие с креста, 1941
У Шагала много картин с цирком, гарцующими лошадьми, акробатами и музыкантами. Эта тема тоже из витебских воспоминаний.
Вот как она появилась и что значила для Шагала 👇
🎪 В Витебске часто бывали бродячие артисты. Выступали цирковые труппы, клезмерские оркестры. Шагал сам любил театр, лицедейство, с удовольствием участвовал в карнавалах и представлениях во время праздника Пурим.
*Клезмер — ритмичная народная музыка восточноевропейских евреев с духовыми, струнными и солирующей скрипкой.
🚶♂️ Бродячие артисты — неприкаянные и в то же время свободные люди. Скрипачи и циркачи у Шагала часто стоят на крыше: крыша — это уже не земля, а что-то близкое к небу. А в «Трех акробатах» девушка так задирает ногу, что та выходит за пределы картины, устремляясь ввысь.
🎻 Шагал ставил знак равенства между художником, музыкантом и циркачом. Для него все трое — творцы. Шагала очень интересовало творческое начало. Поэтому на его картинах Иисусу преподносят предмет, похожий на палитру, а Ленин изображен вверх ногами на столе, как акробат.
Мы узнали, что Шагал был близок художникам русского авангарда и даже участвовал в их выставках.
В качестве задания предлагаем сравнить картину Шагала с работой Михаила Ларионова — одного из важнейших представителей раннего авангарда.
Что вы думаете об этих работах? Поразмышляйте, как вы бы описали их стиль и настроение? В чем проявляются сходства и различия между ними?
1. Марк Шагал. Солдат пьет, 1912
2. Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат, 1911
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день