angle-down facebook instagram vkontakte warning

Шампань и шампанские

Негоцианты и рекольтаны

В Шампани все не так, как у все: «крюшная лестница» формируется на основании стоимости винограда, а не бутылки вина, сам виноград выращивают одни, а вино производят другие.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Яна Савельева
Член Российской ассоциации сомелье, директор Академии вина WineState, сертифицированный преподаватель WSET

🌠 В Шампани есть понятие Эшель де Крю (Échelle des cru) — «крюшная лестница». Она, как и в Бордо или Бургундии, состоит из Гран Крю и Промье Крю. Но в Шампани под Крю подразумевают не виноградники, а коммуны. Так каждая из 319 коммун будет иметь статус Гран или Промье крю. Или никакого.

🍇 Классификация сформировалась на базе стоимости, только не бутылки вина как в Бордо, а винограда. Изначально виноградари из коммун продавали свой виноград негоциантам на аукционах. Одним коммунам удавалось продавать виноград дороже, другие отдавали дешевле. Так со временем за каждой коммуной закрепился негласный статус.

🏳️ Цена винограда помогла установить перемирие. Во второй половине 20 века Межпрофессиональный комитет шампанских вин использовал исторически сложившийся статус коммун, чтобы примирить негоциантов и виноградарей. Между ними происходили постоянные споры: одни хотели купить как можно дешевле и демпинговали, а вторые пытались заработать себе на жизнь и часто устраивали забастовки. А историческая планка по стоимости винограда подразумевает, что если виноград издавна продается дороже, то скорее всего он более хороший по качеству, значит и вино из него. Это и взяли за основу.

💰 Чтобы примирить всех, Комитет установил фиксированную цену на виноград. И через цену же коммуны получили свой рейтинг, который строится на процентах — от 80% до 100%. Деревни, которые получают за виноград 100% от установленной цены, стали Гран Крю — их 17. Те, что получают 90–99% от фиксированной ставки, стали Промье Крю — их 44. А все остальные не получили никакого статуса и выпускают вина под маркировкой аппелласьона. Рейтинг предполагали регулярно пересматривать, но после 2003 года больше не обновляли.

🤝 Для всех уровней классификации требования одинаковые. Если, например, в Бургундии к территории более высокого статуса предъявляются дополнительные требования к урожайности или производству, то в Шампани этого нет — правила для всех трех уровней одинаковые. Это решение отчасти повлияло и на распределение ролей в Шампани между негоциантами и виноградарями.

В Шампани сложилась своя винная система. Здесь виноград выращивают одни (виноградари и рекольтаны), а производят вино другие — негоцианты. Но ситуация меняется.

👑 Исторически рынок шампанских управлялся большими негоциантскими домами — Гранд Марк. Они господствовали и были законодателями мод. Негоцианты скупали виноград у местных виноградарей, делали вино и вкладывали большие деньги в его рекламу. Да, они потеснили других на месте под солнцем, но только ругать их нельзя. Шампанские дома — это почти всегда большая история, высокая планка качества, искусная работа с ассамбляжами. Их вина называть плохими невозможно. И все же это не вино, а бренд, маркетинговая история.

👨🏻‍🌾 Ситуация сдвинулась с места, когда некоторые виноградари стали пробовать делать вино сами. Так из 16000 тысяч виноградарей выделились 4500, которые начали не только выращивать виноград, но и делать из него вино сами.

💼 Сначала рекольтаны делали вино только для себя, пока их не заметили импортеры. В 1970–1980-х годах на рекольтанов Шампани обратил внимание Кермит Линч (Kermit Lynch), американский импортер. Он купил несколько вин — начал с Лассаль (Lassalle) и Поль Бара (Paul Bara). К слову, оба вина есть в России. Так два бывших виноградаря попали в импортерский портфель. Дальше эту тенденцию стал развивать Терри Тейзе (Terry Theise) — популяризатор терруарных вин. Он начал формировать портфолио рекольтанов в конце 1990-х.

💛 Так импортеры начали постепенно приучать новые поколения к тому, что есть альтернатива большим шампанским домам. Вина стали продавать через рассказ о личности, характере, семейной истории — переключать людей с брендов и больших марок на историю конкретных людей и их видение. Эта история началась со смелых виноградарей, которые решились сделать свое вино, их поддержали импортеры и постепенная революция продолжается до сих пор.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Кермит Линч

2 — Терри Тейзе

Терруар — это способ посмотреть на Шампань не как на «пузырьки», а как на вино. Потому что, нужно признать, шампанское и тихие вина четко разделяют, даже в каталогах импортеров они стоят отдельно. А терруарность заставляет смотреть на шампанское в первую очередь как на вино, а не на технологию.

👨🏻‍🌾 Терруарность в Шампани поддерживают рекольтаны. Ансельм Селосс (Anselme Selosse) был первым, кто стал активно вкладываться в тему терруара и продвигать эту концепцию. Он не только пристально исследовал терруар, на стал менять взгляд виноградарей на самих себя — вдохновлял их увидеть в себе еще и виноделов, которые могут на своей земле делать вино с уникальным характером.

🥂 Вина бренда Жак Селлос (Jacques Selosse), так звали отца Ансельма и основателя домена, сегодня стоят очень дорого, порядка 600 евро за бутылку. Если вам хотя бы однажды в жизни выпадет шанс их попробовать, им нужно воспользоваться — вина незабываемые. Ансельм Селосс работает с органикой и биодинамикой, поэтому вина получаются с характером: это не идеальная Барби, а скорее кукла, сшитая бабушкой для своих внуков.

💛 Рекольтанская тема сделала Шампань более открытой для визитов и изменила лицо региона. У рекольтанов ждет теплый прием в гостиной у камина, но правда только после того, как вы посмотрите виноградники — это первое, куда вас поведут.

🃏 Зато у негоциантов есть свой большой козырь — снова вспомним их для полноты картины. У них есть возможность хранить резервные вина в больших объемах, делать большую выдержку — нет проблем с замороженными инвестициями. Все это дает возможность работать со стилем и комплексностью вин.

Ансельм Селосс

курс Level One
Как выбирать, пить и различать вина

С вином можно общаться по-разному. Можно разбираться в регионах и виноградниках, искать редкие вина Марокко и Китая и мерить температуру вина градусником. А можно просто найти любимое вино и наслаждаться бокалом за ужином — даже без всех этих специальных знаний. Мы запускаем курс для всех, кто хочет получать больше удовольствия от каждого глотка. Научимся выбирать лучшее вино за те деньги, которые есть, правильно сервировать разные вина и поддерживать разговоры об ароматах и танинах. Углубляться в теорию сильно не будем — знания о регионах, стилях и производстве пригодятся, чтобы выбрать «свое» вино среди других бутылок.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;