Антон Чехов
Биография и первые рассказы
Чехов не был дворянином, осваивал портняжное дело и учился в гимназии. В этой части узнаем, как он стал писателем и в чем секрет мастерства, а еще почитаем его ранние рассказы.
Поговорим про биографию Чехова и начнем с детства: узнаем, где он вырос, как жила его семья и когда начали появляться его первые произведения.
🏠 Чехов родился и вырос в Таганроге, в небольшом домике. Это был один из флигелей усадьбы таганрогского купца А.Д. Гнутова. Сейчас в этом доме расположен музей.
✊ Чехов не был дворянином в отличие от большинства писателей первой величины 19 века. Дед Чехова, Егор Михайлович, был из крепостных, но смог выкупить себя и свою семью. Он был, по-видимому, первым грамотным человеком в семье, что и помогло ему получить вольную. «Во мне течет мужицкая кровь», — писал Чехов книгоиздателю А. С. Суворину в марте 1894 года. Отец писателя, Павел Егорович, держал торговую лавку.
👶 Детство Чехова было сложным. «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать», — писал Чехов своему брату в 1889 году. Жизнь юного Антона и его братьев проходила между работой в лавке, открытой с 5 утра до 11 вечера, гимназией и бесконечными репетициями в церковном хоре, организованном отцом.
🧵 Антон, как и все дети в семье, учился ремеслу — он осваивал портняжное дело. Тяжелый нрав отца, распространявшийся не только на детей, но и на жену, Евгению Яковлевну, смягчился только тогда, когда Антон стал главным кормильцем в семье.
📐 Чехов учился в таганрогской гимназии — старейшей на юге России. К гимназическим годам относятся первые его попытки сочинять, здесь он получил свой первый литературный псевдоним — «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего. Кстати, учителем математики Чехова был Эдмунд Дзержинский — отец Феликса Дзержинского. Здание гимназии тоже сохранилось до нашего времени.
⛑ Когда отец разорился и остался без средств к существованию, он сбежал от кредиторов в Москву. Окончив гимназию, туда подался и Чехов. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у лучших докторов, например, хирурга Николая Склифосовского.
✍️ Ко времени учебы в университете относятся первые публикации Чехова: миниатюры «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Оба рассказа напечатаны в 1880 году в журнале «Стрекоза»: первый — под псевдонимом «….въ», второй — под псевдонимом «Антоша».
Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. Давайте узнаем о некоторых из них.
👅 Функцией псевдонима было не столько скрыть авторство, сколько позабавить читателя, заинтриговать его.
🌀 Отсюда вариативность, нарочитая запутанность — читатель должен был попытаться сам угадать авторство рассказа.
🧩 Часто псевдоним был элементом композиции конкретного рассказа, частью литературного фарса и не мог быть правильно раскрыт вне его контекста.
🗝 Иногда ключ к разгадке того или иного псевдонима Чехова был лишь у узкого круга его знакомых, а иногда сразу были ясны истоки.
🥇 Самый популярный псевдоним «Антоша Чехонте» образовался благодаря учителю Закона Божьего — отцу Федору, который в шутку переиначивал фамилии учеников на латинский манер.
🥈 Второй по популярности псевдоним — «Человек без селезенки» появился во время учебы Чехова на медицинском факультете. Этим псевдонимом он пользовался больше 10 лет.
🕶 Все остальные псевдонимы менее известны, полный список есть в интернете, а мы приведем наиболее забавные: «Брат моего брата», «Шампанский», «Академик Тото», «Врач без пациентов», «Бокль», «Улисс».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте рассмотрим первый этап творчества Чехова — короткие рассказы первой половины 1880-х годов и выделим их особенности.
📝 Первые рассказы Чехова — преимущественно юмористические. Он писал их быстро и регулярно поставлял в журналы под разными псевдонимами, чаше всего — как Антоша Чехонте.
❇️ Некоторые особенности первых рассказов Чехова:
1️⃣ мгновенный комический эффект
2️⃣ краткая и сжатая форма, точность словоупотребления, отсутствие лишних слов
3️⃣ небольшое количество персонажей, чаще всего 2-3 лица (когда тема и сюжет требуют больше персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует подробно, а остальных разбрасывает по фону)
3️⃣ типичный герой — обычный человек из толпы, каких много
4️⃣ Чехов описывает заурядные вещи, которые доводит до крайности: жадность, взяточничество, чревоугодие, амбиции, льстивость, снобизм, хамство
◼️ Начав с комического, Чехов в изображении жизни довольно быстро перешел к трагикомедии. В середине 1880-х годов у него появляются неожиданно трагичные рассказы — про сломанные судьбы и несчастных людей. Трагикомичное станет его фирменным стилем.
📚 Самые хрестоматийные ранние рассказы Чехова:
• «Радость» (1883)
• «Торжество победителя» (1883)
• «Размазня» (1883)
• «Жених» (1883)
• «Загадочная натура» (1883)
• «Смерть чиновника» (1883)
• «Злой мальчик» (1883)
• «Дочь Альбиона» (1883)
• «Шведская спичка» (1883)
• «Толстый и тонкий» (1883)
• «Жалобная книга» (1884)
• «Хирургия» (1884)
• «Хамелеон» (1884)
• «Налим» (1885)
• «Лошадиная фамилия» (1885)
• «Злоумышленник» (1885)
• «Унтер Пришибеев» (1885)
• «Пересолил» (1885)
Если бы мы обратились к Чехову за писательским профессиональным советом, чтобы он сказал о стиле, персонажах, композиции и сюжетах? Узнаем подробнее секреты его мастерства.
✍️ В выборе точных образов Чехов советовал брату Александру (тоже писателю) избегать в описаниях природы «общие места», Чехов рекомендует «хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина».
🗣 «Например, у тебя получится лунная ночь, — говорит он, — если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки».
🖼 Эта картина есть и в рассказе самого Чехова «Волк» (1886): «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки. Два колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тени широкой ивы, глядели сердито, уныло…» Чуть позже Чехов подарил эти образы одному из героев пьесы «Чайка» (1896) — Тригорину.
❇️ Советы Чехова по писательскому мастерству:
➖ избавляться от ненужных деталей и избегать затяжной экспозиции
➖ следовать принципу простоты
➖ писать много, по 100-200 рассказов в год
➖ путешествовать и набираться жизненного опыта
➖ много читать и избавляться от косноязычия
🌎 Сам Чехов много путешествовал — ездил по южным губерниям, в Крым, на Кавказ, на остров Сахалин, куда добирался 82 дня через Сибирь. Также он побывал на Дальнем Востоке, в Гонконге, Сингапуре, Константинополе.
👁 Как отмечал в своих лекциях Владимир Набоков, Чехову были чужды «оранжерейные прилагательные» и «мятно-сливочные эпитеты», он был художником с минимальным стилистическим инструментарием.
👉 Ответ на задание про факты о Чехове.
🎨 Чехов не стрелялся с Левитаном, ложный факт — №7. Легенда о том, что Чехова хотел вызвать на дуэль Исаак Левитан, возникла после выхода в конце 1891 года рассказа Чехова «Попрыгунья».
🥂 В то время был популярен салон Кувшинниковых: художница Софья Кувшинникова и полицейский врач Дмитрий Кувшинников собирали у себя весь тогдашний цвет творческой жизни. У них бывали Илья Репин, Мария Ермолова, Владимир Гиляровский, а также и Чехов с Левитаном.
👫 Левитан близко дружил с Софьей, поэтому стали поговаривать, что он узнал себя в художнике Львовском из «Попрыгуньи». На этой почве возникли недоразумения.
⚔️ Обида появилась усилиями людей, которые провоцировали Левитана, внушая ему, что в персонажах «Попрыгуньи» бесспорно узнаются Кувшинниковы и сам Левитан. Отношения Чехова и Левитана прекратились на какое-то время, но до дуэли дело, конечно, не дошло. А через какое-то время художник и писатель и вовсе помирились.
Давайте прочитаем рассказ «Попрыгунья» (1891), историю которого мы только что узнали.
Время прочтения 〰️ 15 минут.
👉 Как вы оцениваете поведение героев?
О «Попрыгунье», романе Левитана и работе с прототипами
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день