angle-down facebook instagram vkontakte warning

Антон Чехов

Поздние рассказы и повести

В поздний период Чехов обращается к жанру повести и становится в нем несравненным мастером. В этой части разберем «Степь» и другие его произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Поговорим о творчестве позднего Чехова, попробуем выделить его основные черты и узнаем, с какого произведения начинается поздний Чехов.

❇️ Поворотной для Чехова стала повесть «Степь» (1888), написанная за два года до поездки на Сахалин. В основу «Степи» легли впечатления писателя от поездки по Приазовью весной 1887 года. Тогда он побывал в родном Таганроге, Новочеркасске, Рагозиной балке (сейчас Боково-Платово на территории Луганской республики), Луганске, Святых горах (ныне Святогорская лавра). Это поездка оживила воспоминания детства и юности Чехова.

📗 Повесть «Степь» не имеет ярко выраженного конфликта как двигателя сюжета. Произведение нарушает сложившиеся в литературе жанровые и повествовательные каноны и больше напоминает серию очерков, чем традиционную повесть.

❓ Как строится повесть?

🙎‍♂️ Течение повести мерное. Это движение телеги, на которой едет маленький Егорушка, которого решено отдать учиться в гимназию. Егорушку сопровождают дядя Иван Кузмичев и священник отец Христофор. По дороге Егорушка встречается с колоритными местными персонажами.

📖 «Степь» можно назвать большой поэмой в прозе. В ней Чехов не только дал волю своей наблюдательности, но и осмыслил увиденное исключительно поэтически — фиксацией детского, наивного взгляда на мир.

🔘 Отныне многие произведения Чехова — повести, драмы, рассказы, не говоря уже об очерковых книгах — будут лишены ярко выраженного сюжета, хотя во многих случаях не настолько радикально. «Степь» в этом смысле представляет собой крайний случай, любопытный творческий эксперимент.

Чтение текстов Чехова мы завершим его последним рассказом «Невеста» (1902–1903).

Время чтения 〰️ 20 минут.

👉 Отличается ли этот текст от ранних произведений Чехова?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжаем говорить о позднем Чехове и рассмотрим еще одно произведение этого периода.

📕 В том же году, что и «Степь», создана важная повесть «Скучная история» (1889). Она открывает серию поздних рефлексивных повестей Чехова. Сюжетная составляющая в них приглушена в пользу пристального всматривания во внутренний мир рефлексирующих персонажей. Характерно, что позже Чехов включил повесть в авторский сборник «Хмурые люди».

🗣 «Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими», — писал Чехов Петру Чайковскому, которому посвятил эту книгу.

📢 Повествование ведется от первого лица главным героем Николаем Степановичем, заслуженным профессором и известнейшим человеком. Он неизлечимо болен, и, по собственным прогнозам, жить ему осталось не больше полугода. Его раздражают и жена, когда-то очень любимая, и дочь, и преподавание.

🧪 Наука — единственное, что занимает Николая Степановича. Есть еще по-настоящему родной ему человек — Катя, дочь его покойного коллеги, которую он любит больше собственной.

🌀 Сюжет «Скучной истории» — последовательность более или менее бессмысленных для главного героя действий, суету которых он и сам хорошо понимает.

⚫️ Чехов создал образ трагический. В отличие от многих своих прежних произведений, здесь он не указал, где ошибся главный герой. А в отличие от многих писателей-реалистов Чехов не стал обосновывать проблемы героя социальными причинами.

💧 Трагедия Николая Степановича — экзистенциальная. Однажды жизнь и все сложившиеся человеческие отношения лишились для него смысла. И выхода из этого кризиса Чехов не показывает.

❗️ Герой, находящийся в состоянии возрастного кризиса, становится отныне важнейшим героем повествований Чехова.

👉 Аналогичные герои появятся, например, в «Палате №6» (1892), «Рассказе неизвестного человека» (1893), «Черном монахе» (1894), «Трех годах» (1895), «Моей жизни» (1896), «Дяде Ване» (1896), «Даме с собачкой» (1899) и многих других произведениях.

Поговорим про повесть, которая поставила в тупик почитателей творчества Чехова, и немного коснемся декаданса в искусстве.

♠️ В 1903 году Чехов пишет одно из самых необычных своих произведений — повесть «Черный монах». В ней отразилась готическая традиция, известная в России, например, по «Пиковой даме» Пушкина, «Вию» и «Портрету» Гоголя, «Фаусту» Тургенева. Репутацию самой загадочной у Чехова эта повесть приобрела уже в год выхода. Ее текст поставил в тупик многих почитателей писателя.

🦇 По сюжету главному герою, ученому Коврину, является некий черный монах, который говорит Коврину о его избранности и вдохновляет на решительные поступки. Однако затем Коврин начинает лечиться от того, что сам и окружающие его люди принимают за психическое расстройство. Черный монах перестает являться к нему, а жизнь становится скучна…

🗣 Чеховед Владимир Катаев условно разделил писавших об этой повести на:

▪️ «ковринистов», видящих у Чехова столкновение высоких идеалов со скудостью действитель­ности,

▫️ «песоцкистов», видящих у Коврина ложное умствование, а антагониста Коврина, садовода-агронома Песоцкого, считающих истинным «скромным гением».

📕 Повесть была реакцией Чехова на декадентские настроения и нарождавшуюся литературу модернизма. Чехов не отвергал ее огульно, но, будучи человеком тонкого вкуса, был нетерпим к любым крайностям и фальши в литературе. Наблюдая за рождением и развитием модернистской, символистской, экспрессионистской поэзии и прозы, он пытался разобраться в истоках этих явлений. Во многих поздних сочинениях Чехова, особенно в его драматургии, также видны модернистские черты.

🔎 В 1892 году было издано известное исследование Макса Нордау «Вырождение» (Entartung), в котором он пытается обозначить болезни декадентского времени. Нордау говорит о повсеместном моральном разложении, ниспровержении моральных ценностей.

🎵 На материале произведений ведущих писателей, художников, композиторов и мыслителей века — Рихарда Вагнера, Фридриха Ницше, Оскара Уайльда, Хенрика Ибсена — автор показывает их предрасположенность к такого рода искусству, которое можно было бы ожидать от людей с психическими заболеваниями (истерия, неврастения). Именно Нордау сформулировал концепцию «дегенеративного искусства», которая позже была подхвачена в Германии национал-социалистами.

👉 Чехов как врач весьма заинтересовался выводами Нордау. Его повесть «Черный монах» — рефлексия над миром современной культуры. И в отличие от Нордау, Чехов не спешит делать однозначные выводы.

Давайте посмотрим, где жил Чехов в поздний период творчества.

🏡 В 1892 году, через пару лет после поездки на Сахалин, Чехов приобрел в Подмосковье имение Мелихово. В нем он прожил с перерывами до 1899 года со своими родителями и ближайшими родственниками.

⛑ Чехов работал здесь земским врачом во время холерной эпидемии 1892 года и построил амбулаторию на свои средства. Чехов был единственным врачом на 25 деревень.

✍️ Здесь же находится флигель, в котором он написал «Чайку» (1896) — поворотное произведение в драматургии Чехова.

🏛 Сейчас усадьба Мелихово — это музей. Музеями здесь стали также земская школа, построенная на деньги Чехова, и почтово-телеграфное отделение в Лопасне, открытое при его поддержке. Лопасня ныне превратилась в город и переименована в честь Чехова.

Дом Чехова в Мелихово. На 4-м фото флигель, в котором была написана «Чайка»

Завершая разговор о позднем Чехове, поговорим о Ялте, где писатель провел последние годы жизни.

🌞 В 1898 году из-за ухудшающегося здоровья Чехов продает имение Мелихово и уезжает в Крым, в Ялту. В Ялте Чехов бывал и прежде — это было хорошо знакомое ему место. Именно здесь в 1889 году он написал «Скучную историю».

🏡 Осенью 1898 года писатель купил в Ялте участок земли, а в 1899 разбил там сад и довольно быстро построил дом. В этот дом он переехал вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной (отец Чехова умер в год продажи Мелихова).

⚪️ Из-за цвета стен у дома Чехова сразу же появилось неофициальное название — Белая дача. А местных барышень, которые бегали смотреть на новую ялтинскую знаменитость, прозвали «антоновками».

🧳 На Белую дачу к Чехову приезжали Иван Бунин, Александр Куприн, Максим Горький, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Владимир Гиляровский. А вот Лев Толстой в дом Чехова не приезжал. Их знаменитые совместные фотографии сделаны в Гаспре, где Толстой провел несколько месяцев в 1901-1902 годах, а Чехов вместе с Горьким приехали к нему в гости.

✍️ В ялтинском доме в 1899-1904 годах Чеховым были написаны пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках» и «Невеста». Сейчас в Ялте также открыт дом-музей Чехова.

1 — дом Чехова в Ялте
2 — Чехов и архитектор Шаповалов на балконе
3 — Чехов рядом со своим домом
4 — Чехов за посадкой деревьев в саду

👉 Давайте вспомним главные тексты Чехова и попробуем определить, из какого произведения цитата.

«Человек любит вспоминать, но не любит жить»

«Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку»

«И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: "Ах, тяжко жить!» – вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти"

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

«Нет ничего хуже, когда знаешь чужую тайну и не можешь помочь»

❇️ Мы разобрали, почему Чехов близок многим: он просто и понятно показывает сложность внутреннего мира человека и его разные грани.

📝 Поняли, почему Чехов — величайший реформатор драматургии. Он умеет создавать напряженную атмосферу без традиционных драматических эффектов и с минимум художественных средств.

🏠 Чехов родился и вырос в Таганроге, в небольшом доме, его детство было сложным. Он учился в таганрогской гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у лучших докторов.

👅 Мы узнали много псевдонимов Чехова и поняли, что их функцией было не столько скрыть авторство, сколько позабавить читателя, заинтриговать его.

📝 Мы читали первые рассказы Чехова, они преимущественно юмористические. Их особенности: мгновенный комический эффект, краткая и сжатая форма, небольшое количество персонажей.

📖 Первая драма Чехова — «Безотцовщина» (1878) не была напечатана при жизни писателя и долгое время считалась утерянным произведением. В пьесе есть прототипы будущих героев поздней прозы Чехова.

✍️ В 1884 году Чехов пишет самое крупное из своих прозаических сочинений — 200-страничную повесть «Драма на охоте».

✍️ Чехов написал более десяти пьес, среди которых одноактные и многоактные, комедии и драмы. Но только четыре из них принято считать великими: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903).

👉 Мы разобрались в основных приметах театра Чехова: отсутствие сценических эффектов, пристальное внимание к внутреннему миру человека, широкое использование подтекста, большая роль пауз, отсутствие ярко выраженного конфликта, открытые финалы.

💼 В 1890 году Чехов отправился в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин — место ссылки осужденных на каторгу. После путешествия он написал книгу «Остров Сахалин» (1891–1895). Это рассказ не только о каторжных работах, а больше авторское исследование того, как уродует каторга человека.

❇️ Мы затронули поздние повести и рассказы Чехова — обсудили повесть «Степь» (1889), которая больше напоминает серию очерков, чем традиционную повесть.

📕 В том же году, что и «Степь», создана важная повесть «Скучная история» (1889). Она открывает серию поздних рефлексивных повестей Чехова. Сюжетная составляющая в них приглушена в пользу пристального всматривания во внутренний мир рефлексирующих персонажей.

🏡 Мы узнали, где жил Чехов в поздний период творчества: в имении Мелихово и в своем доме в Ялте.

♠️ Завершили обсуждение Чехова разбором его позднего, самого необычного и загадочного произведения — повести «Черный монах». Повесть была реакцией Чехова на декадентские настроения и нарождавшуюся литературу модернизма.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;