Проблема выбора
Практические задания
Прочтем историю Давида и ответим на вопросы заданий. Давид — это выдуманный персонаж, на примере которого легче разобраться в теме. Давид, молодой человек Венеры, оказался перед непростым выбором.
Задание
Вам бывает сложно что-то выбрать? Что дается проще, а что сложнее? Перед какой дилеммой стояли недавно? Смогли принять решение?
Задание
Как вы выбираете? Обдумываете решение или действуете спонтанно? Какую стратегию выбора используете чаще всего: «Орел или решка», «авторитет», «плюсы и минусы», «ранжирование» или «опора на ценности»?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЗадание
Помните, как в детстве родители решали какие-то важные вопросы? Вы скопировали их стратегию поведения или, наоборот, выработали свою? Как повлияли уроки, усвоенные в детстве, на процесс принятия решений в дальнейшей жизни?
История Давида про выбор ⚖️
Есть у меня один давний друг еще со школы — Жора. Он парень бойкий такой, умный, «поработал на дядю» какое-то время,выучился и нашел, где можно сделать бизнес. Жора предложил мне стать партнером, говорит, способности у меня есть, и денег можно зарабатывать в пять раз больше, чем сейчас. Это, конечно, привлекательно с одной стороны, а с другой... Поговорил с родителями, они стали говорить, куда ты лезешь? Они уверены, что друг мне предлагает авантюру и что-то нелегальное. Говорят, чтобы я и думать забыл об этой идее и трудился как добропорядочный гражданин на своей работе.
Не знаю, как поступить. Не хочется расстраивать родителей. Да и опыта у них больше, они всегда говорили, что большие деньги честным трудом не заработать. Но Жоре я доверяю и жалко упустить шанс. Мне вообще и сейчас на жизнь хватает, и раньше мы не бедствовали, хотя у родителей каждая копеечка была на счету. Но хочется попробовать новое, рискнуть и не работать, как родители, всю жизнь на одном предприятии.
Как считаете, какой у Давида случился внутренний конфликт? Как ему выбрать? Какие у него и его родителей ценности? Что бы вы ему посоветовали или спросили?
Теперь разберем ситуацию Давида, почему ему так сложно выбрать.
👪 С одной стороны, Давид любит и уважает своих родителей, старается их не подводить, оправдать их надежды, быть хорошим сыном. Порой ему хочется слышать от них добрые слова и ощущать поддержку. Родители Давида убеждены, что все хорошее дается тяжелым трудом и что большие деньги нельзя заработать, а только своровать. Это их жизненная парадигма. Они ожидают, что и сын будет жить в такой же парадигме.
🦅 С другой — Давид хочет попробовать жить иначе, не так, как родители. Если он выберет другой жизненный сценарий, это будет похоже на предательство ценностей родителей. Это конфликт не только поколений, но и ценностей.
Давид стоит перед выбором 👇
💎 Скопировать ценности родителей, остаться в их глазах хорошим сыном, но упустить возможности жить лучше и реализовать свои умения.
💎 Сформировать свои ценности, отличные от родительских, оторваться от семьи, быть в их глазах негодяем и воспользоваться тем, что предлагает жизнь.
🤔 Это на самом деле сложный выбор, потому что имеет значение как любовь родителей, так и самореализация с благосостоянием. Такого рода внутриличностные конфликты могут мучать человека настолько, что тот впадет в невроз и получит обострение невралгии или другие симптомы.
⚔️ Что бы ни выбрал в итоге Давид, он рискует чем-то для себя важным: добрыми отношениями с родителями или возможностью сделать в жизни что-то стоящее, самореализоваться, выйти на другой уровень достатка.
📍 Ему нужно разобраться, что для него важнее и предположить варианты исхода событий. Например, он может решить, что в первом случае есть шанс позднее наладить отношения с родителями, когда они увидят, что другой образ жизни тоже имеет право на существование. Он будет ощущать себя успешным и у него будет ресурс разрешить конфликт с родителями. А во втором случае — мало шансов, что в жизни появится аналогичное предложение и он будет жить с ощущением упущенных возможностей. И это будет его осознанный выбор.
Смотрим фильмы о сложностях выбора
🎞 «Господин Никто», 2009
🎞 «Матрица», 1999
🎞 «Криминальное чтиво», 1994
🎞 «Тихая дуэль», 1949
🎞 «Пятая печать», 1976
🎞 «Корчак», 1990
🎞 «Выбор Софи», 1982
Собрали список книг для тех, кто хочет погрузиться в тему проблемы выбора поглубже.
📔 Барбара Шер. «Отказываюсь выбирать!»
📕 Даниэль Канеман. «Думай медленно, решай быстро»
📘 Нэт Грин. «Хватит гадать! Девять стратегий для решения любых проблем»
📗 Ролло Мэй. «Человек в поисках себя»
Давайте подведем итоги урока и вспомним главное, что успели узнать о проблеме выбора.
🐐 Над этой проблемой размышляли античные и средневековые философы. С тех пор известно выражение «Буриданов осел» — оно означает нерешительность.
🌎 Глобализация, обилие товаров, информации и возможностей усложняют процесс выбора и принятия решений. Выбор сложно сделать, когда вариантов очень много. Принятие решений — очень трудозатратный процесс.
🕵️♂️ В разном возрасте мы выбираем по-разному. Например, дети делают выбор импульсивно. Сложности в процессе выбора начинаются в подростковом возрасте, когда нужно ответить на вопрос «Кто я?» и «Кем быть?». Сделать этот выбор помогает отрасль психологии — профориентация.
Стратегии выбора и принятия решений
✔️ Незрелые
🔸 Опора на случай. Это попытка самоустраниться и положиться на судьбу с помощью подкидывания монетки и других подобных способов.
🔸 Опора на советы эксперта. Это попытка найти родителя в других людях и переложить ответственность за выбор на них.
✔️ Зрелые
🔹 Плюсы и минусы. Теорию поля и валентности предложил немецкий и американский психолог Курт Леви́н в начале 20 века. Варианты выбора можно наделить положительными сторонами (выгодно) и отрицательными (не выгодно). Дополнительно можно ранжировать критерии.
🔹 Сократить число вариантов. Максимум человек способен рассматривать 9 вариантов. Чем их меньше, тем проще.
🔹 Опираться на свои ценности и цели. Эту стратегию изложил отечественный психолог, основатель концепции личности Владимир Мясищев.
📌 Самый сложный выбор лежит в плоскости отношений, образа жизни, рода занятий и глубинных ценностей.
🧩 Избегание необходимости выбирать и основные ловушки
▫️ Попытка найти несуществующий компромиссный вариант, который всех устроит и не приведет к потерям.
▫️ Страх выбрать неверный вариант.
▫️ Отказ делать выбор.
▫️ Отказ от всех вариантов.
🧨 Последствия нерешенной проблемы выбора
▪️ Затяжной стресс.
▪️ Невроз (может сопровождаться симптомами).
▪️ Невротическая депрессия.
🎈 Воспитание и обучение умению выбирать
🔘 Чтобы научить ребенка, нужно уметь это делать самому. Дети наблюдают за взрослыми и копируют их стратегии.
🔘 Одинаково вредны обе крайности — все выбирать за ребенка и давать ему полную свободу выбора. Лучше — давать выбор из 2–3 вариантов, каждый из которых устраивает взрослого.
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день