angle-down facebook instagram vkontakte warning

Фридерик Шопен

Концерт для фортепиано с оркестром

Шопен не умел работать с оркестрами, но это не помешало ему создать эффектный концерт для фортепиано с оркестром. Познакомимся с ним поближе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о двух концертах Шопена для фортепиано с оркестром и послушаем их.

🎵 Второй концерт Шопена был написан раньше, чем первый, но опубликован позднее — поэтому имеет такой порядковый номер. Концерт был написан в то время, когда Шопен был еще в Варшаве — это ученическое произведение, и оно имеет вполне классическую для инструментальных концертов того времени форму.

В концерте 3 части:

🔻 Mestozo — торжественно, величественно, возвышенно.

🔻 Larghetto — то есть медленно, но чуть побыстрее, чем largo.

🔻 Allegro vivace — бравурная, стремительная часть.

🖤 С этим концертом у Шопена связана личная история. Это был концерт-посвящение. В 1829 году он влюбился в певицу сопрано Констанцию Гладковскую, но был чрезвычайно стеснителен и не мог открыть ей своих чувств и прямо сказать о влюбленности. Поэтому Шопен решил сказать об этом через музыку. И вторая часть — ларгетто, которая является ноктюрном в сопровождении оркестра, и есть признание певице в любви. Констанция, к сожалению, намека не поняла, вскоре Шопен уехал в Париж, и скоро их общение закончилось.

📌 Интересно, что в создании этого концерта Шопену помогали другие ученики Ганса Эйслера, более сведущие в работе с оркестром.

🎹 Дело в том, что Шопен был композитором-пианистом, оркестрами не интересовался и не умел с ним полноценно работать. И в 1 и 2 концерте оркестр выполняет исключительно аккомпанемента и функцию сопровождения фортепиано и выступает роскошной оправой для бриллианта музыки Шопена.

🎻 Так как оркестровка не является интегральной частью музыки этого концерта, она всего лишь вспомогательная, то некоторые музыканты создавали свои варианты. Из наиболее крупных можно вспомнить оркестровку Альфреда Карто и совсем недавнюю и чрезвычайно удачную оркестровку Михаила Плетнева.

Концерт Шопена для фортепиано с оркестром №2. Исполняет Кристиан Цимерман Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 35 минут.
1 часть — 00–15.30
2 часть — 15.30–26.12
3 часть — 26.12–35.44

Давайте подробнее поговорим про первую часть второго концерта Шопена.

1️⃣ Первая часть второго концерта — mestozo — начинается вполне традиционно. Как и в концертах для фортепиано с оркестром и Бетховена, и Моцарта, здесь сначала идет длинное оркестровое вступление, потом вступает отдельно фортепиано, без оркестра, и затем два инструмента встречаются и начинают свое взаимодействие.

📌 Что интересно, если посмотреть на партию оркестра в клавире, то она выглядит вполне самодостаточно. Конечно, это потому что писал ее сам Шопен, сидя за фортепиано.

🎶 В первой части хочется отметить удивительную фантазию в отношении разработки темы. Эту разработку нельзя назвать полноценной. Первая часть оставляет смешанное впечатление, там слишком много всего, что можно друг с другом увязать, поэтому каждая из тем заканчивается, растворяясь в оркестре. Тем не менее, надо отдать должное изобретательности Шопена, с которой он делает образы разными.

Настроение этой части — это настроение души мечтательного юноши, который и радуется жизни, и грустит, и испытывает благородные порывы, и чувствует желание совершений.

Концерт Шопена для фортепиано с оркестром №2. Исполняет Кристиан Цимерман
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут, 1 часть — 00–15.30

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжаем говорить о втором концерте Шопена — на очереди вторая часть.

2️⃣ Вторая часть — larghetto — уже выглядит гораздо более цельной. Шопен уже прекрасно освоился с ноктюрнами и умеет их писать. Вторая часть — это развернутый ноктюрн с разработкой вместо завершения и длинными оркестровыми педалями, которые его сопровождают. Это создает удивительное ощущение парения мелодии где-то наверху, в мечтах. Эта часть посвящена возлюбленной.

🎶 Вторая часть несколько избыточна по количеству пассажей, которые исполняют обе руки. Эти пассажи, если пофантазировть, могут как раз и быть тем посланием Констанции, желанием объединения. Правая и левая рука играют вместе, как будто бы говоря: «Давай же быть вместе». Но, увы, этот знак не был прочитан.

Концерт Шопена для фортепиано с оркестром №2. Исполняет Кристиан Цимерман
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут, 2 часть — 15.30–26.12

Завершим разговор о втором концерте Шопена обсуждением его последней, третьей части.

3️⃣ Третья часть — allegro vivace — пожалуй, самая удачная в отношении формы. В то же время она наиболее сложная для исполнения. В ней мы видим Шопена-виртуоза, блестяще владеющего своим инструментом. Эта часть имеет форму рондо, но она не вполне рондо. Это разработка рондо, которая присутствует лишь частично — она не доходит до логического финала.

🔴 Надо отметить, что эта часть становится прекрасным итогом предыдущих двух. В ней объединены и деятельные, почти героические порывы первой части, и мелодия из второй части, которая играется в октаву двумя руками. Это можно трактовать как планы на будущую счастливую жизнь. Но даже если слушать музыку как музыку, то третья часть темпераментная, радостная. Если вы до этого не слышали второй концерт Шопена, то может сложиться впечатление, что Шопен был меланхоликом и радовался только иногда. Это не так, Шопен любил жизнь и умел ей наслаждаться.

Концерт Шопена для фортепиано с оркестром №2. Исполняет Кристиан Цимерман
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут, 3 часть — 26.12-35.44

Исторически информированное исполнительство

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;