angle-down facebook instagram vkontakte warning

Фридерик Шопен

Этюды

Шопен вывел этюды на новый уровень: и технически, и эмоционально, но при этом сделал их доступными для изучения. Узнаем, как у него это получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎶💫 Жанр этюда достаточно свежий: он появился и окончательно приобрел свои черты только в 18 веке. Само слово перекочевало из живописи, и значит приблизительно то же самое — это некая подготовительная работа, которая проводится учеником для того, чтобы можно было преступить к созданию или исполнению чего-то большего.

🕰 До 18 века в специальных этюдах просто не было нужды. Были произведения простые, были произведения сложные, и ученики начинали с простых — играли гаммы и арпеджио. Но музыка усложнилась, и в ней появилось некое единообразие языка. Если мы посмотрим чуть назад, то увидим, что для исполнения, к примеру, Баха и Скарлатти нужны похожие навыки, но сложность исполнения этой музыки лежит вовсе не в области техники.

🎹 И «Хорошо темперированный клавир», и сонаты Скарлатти начинают играть еще в музыкальной школе. Для того, чтобы поднять это исполнение до уровня искусства, нужно проделать над собой не мало работы, и техническая часть здесь далеко не самая трудная. Музыка усложняется, появляются требования к виртуозности и создаются этюды — произведения, которые направлены на оттачивание того или иного навыка или приема. В основном этюды написаны с выдумкой и изобретательностью, чтобы ученику было не скучно их играть.

👤 Из этюдов, которые считаются исключительно учебными, наиболее известны этюды Черни. Карл Черни (1791–1857) писал этюды до Шопена и именно за его этюдами закрепилась репутация учебных. Хотя многие из этюдов Черни обладают художественными достоинствами, все-таки первоначально их характеризует чрезвычайная эффективность и моторная привлекательность, которая присутствует буквально в каждом этюде. А Шопен, как мы успели привыкнуть, был тем человеком, который выводил практически каждый жанр, за который он брался, на новый уровень.

Первые этюды Шопен написал и издал в 1833 году. Какие-то он создал раньше, но вышли они все под общим 10-м опусом. Давайте посмотрим, чем они интересны.

👤 Шопену 23 года, но его этюды фантастически сложны в техническом отношении. Конечно, в 23 года студенты консерваторий щелкают их как орешки, и играют в умопомрачительных темпах, но они все-таки их разучивают и долго готовятся к исполнению под метроном и часто в медленном темпе. Шопен же свои произведения не репетировал, он просто не считал это нужным. Его пианистическая гениальность, его фантастическая техника были органической частью его музыкального существа.

🎼 Готовился Шопен к концертам, чаще всего играя «Хорошо темперированный клавир» Баха, который в общем-то и был учебным произведением, искать там зачатки его техники — бессмысленно. Поэтому 10-й опус, на первый взгляд, составлен почти случайно. Этюды в нем тематически не связаны, в их расположении нельзя найти никаких закономерностей тонального свойства, которые мы сразу видим в прелюдиях. Здесь другая связь, которая понятна в основном пианистам.

❓ Почему этюды Шопена ценны?

⚡️ Этюды поставлены друг с другом исходя из контраста пианистических приемов.

🎹 Они подходят для обучения, в отличие, например, от трансцендентных этюдов Листа.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Этюды, особенно, если они концертные, направлены на отработку и одновременно демонстрацию технического приема. А в любой направленности на демонстрацию должен быть блеск, это должно быть очень эксплицитно — большой глубины при этом трудно достичь. Однако даже в этюдах Шопена есть место чарующим и удивительно нежным мелодиям. Давайте послушаем и обсудим первые три этюда.

🎵1️⃣ Первый этюд написан Шопеном в до мажоре — это прекрасная тональность для начала. До мажор тональность светлая, не подразумевает большого количества оттенков, она очень прямая и чистая (там только белые клавиши). Этот этюд направлен на отработку широких арпеджированных пассажей, которые могут простираться на дециму и ундециму и идут от малой октавы до практически самого верха фортепианной клавиатуры. Мелодия октавами помещена в левую руку.

Марта Аргерих. Этюд №1, опус 10.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🎵2️⃣ Второй этюд написан в параллельном до-мажору ля-миноре. Пусть это не даст нас обмануть — связь здесь совершенно другая. Это этюд на мелкую технику: он играется в быстром темпе, и, конечно, с музыкальной точки зрения, написан слишком смело для того времени.

Прежде чем мы раскроем новаторство Шопена, воспользуемся секретным приемом:

📌 чтобы понять рост композитора, его прогресс, нужно слушать ранние и поздние произведения;
📌 чтобы оценить новаторство, нужно послушать то, что написал композитор, и то, что было написано по соседству — то есть примерно в то же время.

🥇 Еще одно новаторство во втором этюде — это шопеновская аппликатура, которая в очень большой степени была его авторской разработкой. Здесь Шопен следовал своему естеству и тому, как ему было удобно играть. Это новаторство заключалось в подкладывании первого пальца.

🕰 Если мы обратимся к музыке прежних времен — к игре на клавесине, то увидим, что произведения Куперена, Рамо подразумевают совершенно другое обращение с мелодией. Там будет иное внимание к интервалам, которое исходит из довольно бедных динамических возможностей клавесина, пальцы перекладываются и связность мелодии не имеет большого значения.

❕ Где-то приблизительно с времен Моцарта появилась необходимость в связанности. Чтобы не было перерывов в мелодиях, стали подкладывать первый палец. А Шопен это сделал в музыке удивительной сложности — новая шопеновская аппликатура дала резкий старт развитию фортепианной виртуозности.

Владимир Ашкенази. Этюд №2, опус 10.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута

🎵3️⃣ Третий этюд написан в ми мажоре: после головоломных хроматизмов второго этюда пианисту, да и публике, явно нужно отдохнуть. Почти никогда драматическое не совмещается с драматическим, поэтому во всех инструментальных концертах и во всех крупных формах классического периода обязательно присутствует контраст. От любого драматизма надо отдохнуть, иначе следующий драматичный эпизод не будет иметь такой свежести — это работа восприятия. Когда исполнители с большим темпераментом вываливают его весь на публику в первых тактах — это впечатляет, но утомляет. Чтобы этого не происходило, нужны контрасты.

🌹 Это этюд на умение играть такую чарующую, нежную, прекрасную мелодию. Искусство романтизма — это искусство не только бурь и трагедий, взлетов и падений. Это еще и искусство нежности, искусство созерцания прекрасного, которое, как правило, и выражается такими длинными мелодиями — а их необходимо играть связанно и, конечно же, выразительно.

Андрей Гаврилов. Этюд №3, опус 10.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 03:40–03:37

Давайте теперь послушаем следующие три этюда: 4, 5 и 6.

🎶4️⃣ Четвертый этюд в до-диез миноре — это опять контраст с предыдущим, здесь как раз есть та самая буря. Он технически чрезвычайно сложен, в том числе из-за своего быстрого темпа. Да, его можно сыграть медленно, но это будет не то: композитор задумывал его в быстром темпе. С точки зрения пианистической, это этюд на растяжку кисти и мелкую технику.

⭐️ Здесь есть не так часто встречающийся в этюдах момент — он не монолитен. Ведь акцент на прием до определенной степени обуславливает композиционную структуру, поэтому шопеновские этюды почти всегда однородны.

🤜🤛 В этюде противоборствующие силы сражаются друг с другом, спорят. Конечно, когда мы говорим о начале 1830-х годов и о борьбе, нам сразу вспоминается трагедия Польского восстания.

Андрей Гаврилов. Этюд №4, опус 10.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🎵5️⃣ Пятый этюд соль-бемоль мажор контрастен с четвертым, но тоже исполняется в быстром темпе. Он чрезвычайно подвижен, очень темпераментен, но этот темперамент используется здесь для выражения светлых, радостных картин природы — как это часто бывает в случае с мажором. В партии правой руки слышится пение птиц и журчание ручья — каскады нот движутся вниз и вверх; это движение уравновешиваются аккордами левой руки.

🎹 С точки зрения техники, этот этюд направлен на совершенствование искусства игры на черных клавишах. Соль-бемоль мажор — это тональность с самым большим количеством бемолей — их там 6, и если сыграть соль-бемоль мажорную гамму, в ней будет только две белые клавиши из семи.

Владимир Ашкенази. Этюд №5, опус 10.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🎹6️⃣ Шестой этюд в ми-бемоль миноре — второй по счету элегический этюд. В нем достаточно медленная и плавная мелодия, в которой постоянно присутствует внутреннее движение. Благодаря тому, что между самой мелодией, или аккордами правой и левой руки, расположены группы шестнадцатых, внутреннее движение этого этюда практически никогда не останавливается.

🎼 Поскольку минор у Шопена чаще всего о внутреннем, то образ, который есть в этом этюде, — это некая внешняя канва событий и внутреннее ее проживание. В нотах это выражается тоже через внешнее и внутреннее: аккорды и длинные ноты ограничивают группы шестнадцатых по бокам. Это этюд не на скорость, но на координацию, на умение одновременно вести несколько разных голосов.

Маурицио Поллини. Этюд №6, опус 10.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

Мы уже достаточно поговорили об основных принципах устройства и композиции этюдов в опусе, поэтому теперь перейдем к наиболее важным. Давайте сейчас послушаем этюд №12 из 10-го опуса.

📩💔 «Революционный этюд» написан Шопеном в до-миноре в 1831 году, именно тогда, когда Шопен получил весть о неудаче Польского восстания. Из всех этюдов десятого опуса этот, пожалуй, наиболее драматичный.

❓ Почему Шопен решил выразить свои впечатления именно в этюде — форме, которая, возможно, подходит для этого хуже, чем другие.

⚡️ Дело в том, что все творчество Шопена начала 1830-х годов, исключая поздний период, было пронизано болью за свою родину и беспокойством за ее судьбу. С технической точки зрения, это этюд на подвижность левой руки, на мелкую технику. Мелодию здесь играет правая рука — это последовательность октав и аккордов. И здесь очень интересна композиция этого этюда — он начинается с дисгармоничного, диссонирующего интервала — это доминантсептаккорды, которые всегда требуют разрешения. В музыке этого этюда ближе к концу наступает просветление, сама музыка переходит в мажорную тональность, но этот мажор не радостный, это светлая печаль памяти тех, кто погиб и пострадал во время восстания.

✊✊ Заканчивается этот этюд в до-мажоре, но не в тонике, а в аккорде, который стоит на пятой его ступени. В окончании этюда слышна решимость продолжить борьбу, несмотря на поражение. Проиграна битва, но не война, и Шопен как бы говорит своими последними аккордами: «Мы еще вам всем покажем, победа будет за нами!» Здесь Шопен выступает на стороне истории, потому что Польша действительно, пройдя очень трудный путь в своем историческом развитии, в конце концов получила свободу.

Святослав Рихтер. Этюд №12, опус 10.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

Продолжаем слушать этюды Шопена. Давайте послушаем 2 и 4 этюды из 25-го опуса.

🎹 Опус 25 не был задуман как цикл — в него просто вошли все этюды, которые Шопен написал c 1832 (то есть с момента окончания 10-го опуса) по 1836 год. После этого Шопен этюдов не писал. На тот момент он уже не только достиг всего, чего было можно достичь в отношении виртуозности, но и преодолел саму необходимость в виртуозности. То, что случилось с Листом на склоне лет, произошло с Шопеном всего в 26 или в 27.

🔎 Шопен сосредоточил свое внимание на других жанрах, которые являлись более интересными и сложными формами, чем этюды. Все-таки от внешнего блеска в этюдах не деться никуда, но вопрос здесь лежит в области необходимого и достаточного. Необходимо ли такое качество концертным этюдам? Да. Достаточно ли его для того чтобы этот этюд стал произведением искусства? Пожалуй, нет.

🎶🌀 Этюды 25-го опуса более художественны чем этюды 10-го опуса, они сложнее, глубже по образам и содержанию. Пропустив первый этюд, мы сразу послушаем второй в фа миноре. Хотя он написан и в миноре, он вовсе не трагичен — в нем слышна светлая грусть и быстрый ритм шестнадцатых, которые сливаются в одно музыкальное полотно, создает впечатление чего-то очень возвышенного, щемящего. Техническая сложность в этом этюде — это не только неостановимый бег шестнадцатых в быстром темпе, есть еще и другая — полиритмия — когда ритмы правой и левой руки не совпадают.

Маурицио Поллини. Этюд №2, опус 25.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты

🎵🌪 Четвертый этюд в ля миноре чрезвычайно интересен. Он явно связан с каким-то движением в пространстве, может быть, это скачки на лошади, может быть, это железная дорога. Сама метафизика пути в нем не раскрывается никак, но интересно поставить к этому этюду в параллель виртуозный этюд Шарля Валентана Алькана «Железная дорога» (1844). Четвертый этюд из 25 опуса — это этюд на октавную технику в правой руке и на скачки в левой.

Маурицио Поллини. Этюд №4, опус 25.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

Эцуко Хиросэ. Этюд Шарля Валентана Аркана «Железная дорога».
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут

Завершая нашу беседу об этюдах Шопена, давайте послушаем два этюда из опуса 25.

👤🌟 Мы уже знаем Шопена как композитора, который в каждом жанре выходил за его пределы и создавал нечто новое. С этюдами произошло то же самое. В 12 революционном этюде из 10-го опуса есть более яркая образность, чем в любом другом этюде предшественников или современников Шопена, но строгие задачи совершенствования и демонстрации техники в нем все еще прослеживаются. Это качество этюдности совершенно исчезает в 11-м этюде ля минор из 25-го опуса.

🎶🥁 11 этюд в отношении накала драматизма и героического пафоса можно сравнить и с ре-минорной прелюдией, и с второй си-бемоль-минорной сонатой. Начинается все очень просто — с одноголосной мелодии, где первая нота четыре раза повторяется как фанфары, или как ритм военного барабана. Музыка взрывается пассажами, которые начинаются с самого верха клавиатуры и падают вниз, и взмывают вверх — это довольно известный прием.

🎹 Но фортепиано как инструмент, и вообще музыка, и романтический язык, довольно однозначны в способах изображения чувств и состояний. Здесь простота темы и изобретательность ее разработки привели к тому, что этот этюд стирает границы между собственно этюдом и большим концертным произведением, между этюдом и фантазией, между этюдом и сонатой. Это ни то, ни другое, однако этюдом в полном смысле его назвать тоже нельзя.

Маурицио Поллини. Этюд №11, опус 25.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

🎵✌️ 12 этюд Шопена из 25-го опуса написан в до миноре, и определить его жанр достаточно трудно. Он находится в опусе рядом со всеми этюдами, в нем явно обозначена техническая фактура, то есть два типа техники, которыми должен владеть пианист. В отношении тематической разработки он менее интересен, чем предшествующий этюд. и проще по структуре, и достаточно однороден, но однако его изобразительность поражает.

🌊 Этот этюд часто называют этюдом «Океан», или «Море». Некоторая декоративность вместе с однородностью фактуры действительно делают образ его звучания похожим на образ волнующегося океана с поднимающимися и ниспадающими волнами. Это было традиционное изображение стихии в романтической музыке, и интересно его сравнить с этюдом «На море» Блюменфельда, который несет в себе следы одновременно 12-го и 11-го этюдов.

Григорий Соколов. Этюд №12 («Океан»), опус 25.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

Владимир Белов. Этюд «На море» Феликса Блюменфельда.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут

📌 Пример интересного переложения для оркестра — Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969).

📌 Балет на музыку «Шопениана» (2010) с Николаем Цискаридзе в главной роли можно посмотреть здесь.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;