Фридерик Шопен
Мазурки: польские темы в музыке
В музыке Шопена много польских интонаций и аллюзий на темы польской народной музыки. В этой части познакомимся с его мазурками.
🎵🇵🇱 Мазурка — это танец, который появился в одной из областей Польши, в Мазовии. От прочих танцев мазурка отличалась сложностью: музыка к мазурке всегда была полиритмична. Это не полонез с прямым и горделивым проходом, это именно пляс, где ведущая пара исполняла движения, а остальные за ней повторяли. Если полонез больше похож на ритуал, то мазурка больше похожа на игру. Именно в ней была наибольшая свобода и наибольшая импровизационность.
👤🎶 Шопен обычно писал мазурки циклами. Мы поговорим о четырех ранних мазурках Шопена, опус 6. Часть из них была написана, когда он был в Польше, часть — в Париже. Изданы они были в 1832 году вместе с опусом 7, и все четыре мазурки традиционны в смысле своей связи с танцами.
🎹✨ В мазурках мы можем услышать выразительнейшую мелодику Шопена. Здесь огромное количество польских интонаций — это говорит о том, что все польское Шопеном было усвоено совершенно органически. В этом нет ничего удивительного: он слышал все эти мелодии с детства и наверняка имел возможность наблюдать эти танцы.
⚡️ Как и во всех жанрах, за которые брался Шопен, в мазурках он тоже совершил некий выход за пределы. Сейчас мы послушаем ранние мазурки — опус 6, а потом сравним их с поздними — опус 68.
Давайте обсудим каждую из четырех мазурок из опуса 6 и послушаем их.
🎵1️⃣ В первой фа-диез-минорной мазурке есть два контрастных элемента. Первый характеризуется задумчивостью, второй — активный. Их разделяет тема, которая близка к скерцо, и это искусство контрастов, как оно есть.
→ Исполняет Андрей Андреев. Мазурка фа-диез минор.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎵2️⃣ Вторая мазурка в до-диез миноре тоже содержит контрастные темы. Необычно, что в ней практически нет интонаций, связанных с человеческим голосом, как в других произведениях Шопена. Здесь все задает именно ритм — это сделано очень изящно с самого начала. Голос — то есть мелодия — помещен ровно посередине между звуков, задающих ритм и гармонию. Это не привычные нам мелодия в правой руке, а аккомпанемент в левой, здесь мелодия по середине аккомпанемента.
→ Исполняет Андрей Андреев. Мазурка №2.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎵3️⃣ Третья мазурка написана уже в мажоре. Исполняют ее совершенно по-разному, но задумывалась она как стремительная, лихая, очень дансантная. И в смысле опоры на ритм третья мазурка связана со второй.
→ Исполняет Хенрик Штомпка. Мазурка №3.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🎵4️⃣ Четвертая мазурка написана в ми-бемоль миноре. В ней сразу заметны повторения — это, говоря постмодернистским языком, аллюзия на народные танцы, музыка которых вообще не была изобретательна. Если послушать сейчас какую-нибудь народную польскую мазурку, где обычно музыка шла вместе с песней, то там разные слова повторяются на приблизительно один и тот же мотив. О чем это говорит? Это одна из тех вещей Шопена, где можно заподозрить, что он брал и «писал с натуры».
→ Исполняет Артур Рубинштейн. Мазурка №4.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:45
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Продолжим разговор о мазурках и послушаем четвертую мазурку из 68 опуса. Этот опус был издан уже после смерти Шопена — в 1855 году. В него вошли три ранние мазурки и одна поздняя. Четвертая мазурка — та, которую Шопен сочинил последней в своей жизни.
🎶 Первые три мазурки — ранние, и они совершенно блестящи, очаровательны и вполне дансантны. Четвертая же очень сильно от них отличается.
🕰 Первые и третья мазурки были написаны в 1827 году, вторая — в 1829, а четвертая была создана в 1849. Контраст в этом опусе сразу бросается в глаза. В первых трех мазурках есть совершенно необходимая для романтизма разница тем. Одна тема бойкая, другая тема лиричная. Ритм и повторы здесь созданы для танца: Шопен специально делал, чтобы произведение имело связь с народной музыкой его родной страны. А в четвертой мазурке композитору в музыкальном смысле нет никакого дела ни до страны, ни до того, будут ли под эту музыку танцевать.
🎵⚫️ Не зря последним произведением Шопена стала именно мазурка. Его смерть не была внезапной, он прекрасно понимал, что скоро обречен умереть и завещал похоронить свое сердце в Польше. Как пламенный патриот, он в последние свои дни и часы думал вовсе не о себе, не о своих драмах и горестях, а о том, что больше него — о своем искусстве, о своей стране.
🎵💬 Это мазурка, которая не имеет конца. Она имеет начало, похожее на словно вдруг зазвучавшую где-то тихую мелодию, которая вьется, но ни к чему не приходит. Кажется даже, что она ни от чего не отталкивается — основную мелодическую фигуру можно сыграть кистью, почти не двигая ее с места. С одной стороны, это отсылка к болезненности, потому что, умирая от туберкулеза, человек чувствует себя крайне изможденным и слабым, и Шопен не был в состоянии исполнить эту мазурку. Вероятно, он имел привычку сочинять за роялем и наигрывал эту мелодию. А с другой стороны, когда человек болеет и умирает, его жизнь достаточно однообразна. Текут утомительные минуты, ничего не меняется, пропадает чувство времени, чувство реальности происходящего, которое обычно наполнено какими-то событиями. Здесь же событийность свернута в ноль. Так Шопен запечатлел свое предсмертное состояние.
📌 В истории можно найти немало примеров таких творческих «завещаний». К примеру, у Шостаковича «Альтовая соната» — это как раз изложение мысли, потому что Шостакович, особенно в поздний период, был скорее композитором-интеллектом, чем композитором-чувством. Можно сказать, что Шопен сделал вклад в эту традицию, которой можно последовать лишь единожды в жизни.
→ Артур Рубинштейн. Мазурка №4, опус 68.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
❤️ Шопен был любим многими современниками. До нас дошли восторженные отзывы писателей, которые нередко упоминали произведения Шопена в своих текстах.
📖 Например, в драме Толстого «И свет во тьме светит» есть сцена, где пианистка играет прелюдию Шопена de-moll, а после произносит: «... это чудная вещь, это что-то стихийное, до сотворения мира».
📖 Или в «Идиоте» Достоевского: «...Одним словом, передайте им мое сердечное пожелание того, чего они сами себе желали в четверг, вечером, при звуках баллады Шопена; они помнят... Мое сердечное пожелание! Генерал Иволгин и князь Мышкин!»
В 19 веке у фортепиано не было столь строгих стандартов, как у современных концертных роялей. Раньше у каждого производителя был свой индивидуальный стиль.
🎹 Лидерами по производству фортепиано были Вена и Лондон. Венские инструменты были более легкими и позволяли выполнять быстрые проходы с минимальной силой нажатия. Английские пианино были более тяжелыми: при нажатии клавиши погружаются глубже и требуют большей силы.
🇬🇧 Для работы с оркестром часто предпочитали английские инструменты. В результате этих контрастов сформировались две очень разные техники, и переход от одного стиля к другому часто был проблематичным для исполнителей.
Английские инструменты и сама Англия имели для Шопена большое значение 👇
🎹 В доме Шопена в Лондоне было три инструмента: по одному от ведущих французских и английских мастеров того времени — Камиля Плейеля, Пьера Эрара и Джона Фаулера Бродвуда. Описывая свой дом другу в Париже в июне 1848 года, он упоминает: «Я даю несколько уроков дома. Правда, я нахожусь в одном из лучших районов Лондона. У меня большая гостиная с тремя фортепиано: Плейель, Бродвуд и Эрар».
👤 Шопен купил пианино Плейель в Париже в январе 1848 году. Он выбрал его лично вскоре после того, как оно было изготовлено. В феврале 1848 года он дал свой последний концерт в Париже, а затем привез инструмент с собой в Англию. Ходят слухи, что он даже ночевал в квартире с инструментом в упаковочном ящике, прежде чем арендовал свой лондонский дом.
🎩 Среди других фортепиано у Шопена в Англии был еще один Бродвуд — концертный. Многие из его концертов в Лондоне и Манчестере исполнялись на этом рояле.
❤️ Лондон очаровал Шопена, и 1848 году он всерьез задумался о том, чтобы там поселиться. А сама поездка в Англию была одним из самых ярких событий в его концертной жизни. Он играл для людей, которые понимали его музыку, высоко ценили ее и были внимательными на концертах. За первые 2 месяца в Лондоне он дал в 2 раза больше концертов, чем за 10 лет в Париже. После Англии он больше никогда не выступал в Париже.
🎉 На праздновании 200-летия Шопена британский пианист Сэм Хейвуд записал диск с фортепианной музыкой Шопена, исполненной на его собственном инструменте Плейель. Послушать фрагмент можно здесь.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день