Фридерик Шопен
Ноктюрны и зарождение исполнительства
Ноктюрны Шопена — очень личные произведения, наполненные образами и смыслами. Проследим развитие жанра в руках композитора.
🌒 Ноктюрн — жанр довольно старый, он был и у Моцарта, и у Бетховена. Ноктюрн происходит от латинского noctis , что переводится как «ночь». То есть это специальная ночная музыка для приятного времяпрепровождения, для разных удовольствий, для любви — саундтрек к прекрасному вечеру. Это то, что открывается только ночью, когда все заснули и можно быть искренним.
👤 Автором ноктюрна в психологическом смысле, как чего-то, что выражает сокровенные мысли, желания, порывы души, был ирландский композитор Джон Филд (1782–1837). Он учился в Англии, но затем провел половину жизни в России — Петербурге и Москве. Можно сказать, что жанр ноктюрна родился между Петербургом и Москвой и затем в руках Шопена попал в Европу и пережил там свое новое рождение.
❤️ Фридерик Шопен отчасти взял филдовскую традицию ноктюрна как глубокого личностного — от сердца к сердцу — высказывания. И его первый ноктюрн — си бемоль минор из 9 опуса — выдержан именно в этой стилистике. Там задумчивая, меланхоличная, наполненная сложными чувствами мелодия, но в ней нет ничего революционного, нет никакого конфликта, противопоставления.
→ Первый ноктюрн Шопена си-бемоль минор из 9 опуса
Аудиопример на Ютубе
Видеопример на Ютубе
⚡️ В сознании того времениитие и разрешение характерны для больших форм — для сонат, симфоний. Если симфония — это рассказ, то ноктюрн — это зарисовка. И здесь Шопен вполне следует этой традиции, хотя вскоре все изменится.
Ноктюрн до минор был написан Шопеном тоже около 1830-го года, но у него совершенно другое устройство, другой смысл. Давайте разберем отличия.
🎶 Казалось бы, похожая мелодия меланхолического настроения. В левой руке аккомпанемент, нет ничего такого, что шло бы против традиции. Но есть нечто, что эту традицию углубляет.
🔥 Именно к этому ноктюрну можно применить фразу Роберта Шумана о том, что музыка Шопена — это розы, в которых спрятаны пушечные ядра.
✨ Вся музыка Шопена образна: к ней просятся визуальные и сюжетные ассоциации. Есть несколько вариантов трактовок этого ноктюрна.
1️⃣ Первая ассоциация — это картина природы: звездная ночь, раздающиеся в дали удары грома, надвигающаяся гроза. То, что играет правая рука, — это авторский голос в любом случае, поскольку эта мелодия вокально выразительна и написана в регистре, в котором человеческий голос и звучит. Бас октавами и аккорды в левой руке создают ощущение тревоги — чего-то угрожающего и надвигающегося издали.
2️⃣ Есть и другая трактовка, и она более интересная: о том, что этот ноктюрн посвящен Польше и трагическим событиям восстания 1830-го года. Бас в левой руке — это гром пушек, а правая рука — плач автора о родине.
→ Ноктюрн Шопена до минор
Видеопример на Ютубе
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте поговорим про исторически информированное исполнительство — эти знания помогут лучше понять творчество Шопена.
⌛️ Проблема интерпретации относительно свежая. У средневекового искусства автора не было — он появился в эпоху Возрождения, и долгое время, вплоть до времен романтизма, сочинитель музыки чаще всего и являлся и ее исполнителем.
🎹 Обычно умение играть на инструменте неразрывно прилагалось к умению сочинять: Моцарт сам выступал со своими клавирными концертами. Была жива традиция импровизации, следы которой сейчас остались, разве что, в дозволении сочинять каденции к моцартовским концертам.
🎼 Большую часть истории музыки репертуар и в концертах, и в оперных театрах был свежий: давалось то, что было сочинено к сезону, или особенно успешно прошло несколько сезонов назад. Эпоха устаревания репертуара началась в 19 веке, музыка усложнилась, появилась традиция переслушивания, начал формироваться канон.
👤 Изменилась и роль композитора. Из сочинителя прикладной по сути музыки для служб, танцев, развлечения двора или толпы, композитор стал автором важных высказываний, а так же транслятором идей разной степени абстрактности и актуальности. В музыке стало принято видеть глубину, ей стали любоваться так же, как раньше любовались скульптурой или живописью.
🎵〰️👤 Отрыв исполнителя от композитора произошел тоже в 19 веке. Виной всему — Лист. Он был известнейшим концертирующим виртуозом, и именно с него началась мода на большой и яркий концертный пианизм. Те, у кого не было больших способностей к сочинению, но был дар игры на инструменте, стали профессиональными музыкантами-исполнителями.
🎶 Импровизации все еще вполне дозволялись, как дозволялась и переработка сочинений так, как это видится исполнителю. На исчезновение этой традиции повлияла звукозапись, которая оказала очень большое влияние на формирование канона исполнения.
📖 Расцвели самые разнообразные школы, традиции. Будучи уже фиксированными в звуке, они начали костенеть и приблизительно к 60–70-м годам 20 века, вместе с очевидной однообразностью концертного репертуара, они успели утомить как слушателей, так и исполнителей. Школа стала важнее автора и его намерений, а формальная правильность следования ей ставилась не только выше живого и непосредственного чувства, но и выше здравого смысла. В ответ на это появилась движение исторически информированного исполнительства.
Исторически информированное исполнительство ставило задачу воссоздать произведение ровно в том виде, в котором оно было задумано автором. В этом воссоздании должны были использоваться инструменты того времени, на которых играл автор и для которого оно написано. Давайте обсудим, в чем принципиальная разница в исполнении на таких инструментах.
1️⃣ Звук
→ У роялей 20-го века звук гораздо более яркий, объемный и мощный. Они создавалась для увеличившихся концертных аудиторий, которые нужно было наполнить звуком.
→ Рояли прежних времен, например, 1830-х годов имели звук тише, мягче, и сам тембр звука был несколько иным. Если исполнять музыку на тех инструментах, которые были под рукой у ее автора, исходя из их возможностей, можно точнее понять, какое звучание сам автор имел в виду.
2️⃣ Для игры на них нужна несколько другая техника — клавиши старых инструментов весят гораздо меньше. Следовательно, они гораздо более чувствительны к нажатию и работа с оттенками звука должна быть ювелирно тонкой. Зато разнообразие этих оттенков поражает воображение.
🔊 Давайте послушаем Nocturne Op.48 No.1 в исполнении разных пианистов.
1️⃣ Исполнение Владимира Ашкенази Аудиопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 6 минут.
2️⃣ Исполнение Артура Рубинштейна Аудиопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 6 минут.
3️⃣ Исполнение Андрея Гаврилова Видеопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 6 минут.
4️⃣ Исполнение Яна Эклера Аудиопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 5 минут.
5️⃣ Исполнение Фанни Блумфельд-Зельцер Аудиопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 6 минут.
👉 Подумайте, как бы вы описали в нескольких фразах каждое исполнение: какие эмоции они у вас вызвали, чем они отличаются?
Об исторических инструментах
Давайте обсудим два ноктюрна, опус 27: до-диез минор и ре-бемоль мажор. Эти два ноктюрна, объединенные под одним опусом, можно назвать вполне законченной двухчастной композицией.
👤 Несмотря на то, что Шопен был в большой степени самоучкой, он, естественно, слушал всю музыку, которая тогда была популярна, и ее же исполнял в концертах. Когда он совсем молодым и мало кому известным композитором приехал в Париж, он играл и Бетховена, и Моцарта.
🌒 Ноктюрны повторяют тональный план первой и второй частей «Лунной сонаты» Бетховена. «Лунная», то есть 14 соната Бетховена, сама вполне ассоциируется с темой ноктюрна. Названа она так то ли по меткому выражению критика: «лунной» первую часть сонаты назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». То ли потому что первая ее часть напоминает сцену из первого акта «Дон Жуана», когда Дон Жуан убивает командора — сцена наполнена лунным светом, и у Моцарта такой же триольный ритм. Так или иначе ночные ассоциации в ней присутствуют. И первый ноктюрн до-диез минор напоминает первую часть бетховенской сонаты. Второй ноктюрн ре-бемоль мажор уже совсем далеко от второй части, но сохраняет такую же ре-бемоль мажорную тональность.
О чем эти произведения?
❤️ В то время, 1835–36 гг., Шопен переживает роман с художницей Марией Водзинской. Но ее весьма благородного происхождения родители были против их брака — Водзинской пришлось оставить Шопена. Хотя для Шопена этот разрыв стал болезненным, они до конца жизни сохранили теплое отношение друг к другу. И первый ноктюрн хоть и чрезвычайно печален, но, тем не менее, заканчивается мажорным трезвучием.
💭 Второй ноктюрн настроения совершенно идиллического: это область фантазии, мечты Шопена о том, что могло бы быть. В то же время это воспоминания о родине, поскольку мы слышим характерные польские ритмы и интонации: взлеты и падения каденций — отображения чувств. И завершается ноктюрн тем, что мелодия воспаряет к звездам.
→ Артур Рубинштейн. Opus 2 No. 1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
→ Артур Рубинштейн. Opus 2 No. 2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
Давайте поговорим про ноктюрн до-диез минор, узнаем историю его выхода в свет и попробуем проникнуть в глубины содержания.
🎵 Ноктюрн до-диез минор композитор написал в 1830 году в возрасте 19 лет и потом всю жизнь доделывал, дорабатывал и так и не решился опубликовать. Ноктюрн увидел свет только после его смерти. Причины этого не вполне ясны. Вполне возможно, что Шопен не считал его в достаточной степени индивидуальным — хотя даже если сопоставить с более поздними ноктюрнами Шопена, он им не уступает. А может быть и так, что это произведение, следовавшее с ним всю жизнь было чем-то вроде исповеди, которая и не подразумевает никакой публичности. В пользу второй версии говорит его содержание.
О чем это произведение?
🕯 Если попытаться проникнуть во внутреннее содержание ноктюрна, то нужно сразу обратить внимание на хоральное вступление. Оно отсылает к церковной службе. Это молитва, но не в религиозном смысле, а в смысле выражения чего-то сокровенного. Начинающаяся сразу за вступлением мелодия исполнена скорби, тоски, сердечной боли, которая находит свое утешение в средней, более светлой части, в которой слышны народные польские танцевальные мелодии. Таким образом тема любви к своей родине, тема утешения в ней, в ее культуре, уже в 19 лет звучит в творчестве Шопена очень ярко. Этот ноктюрн очень к месту был использован в фильме «Пианист» Романа Полански с Эдрианом Броуди.
→ Менахем Пресслер. Ноктюрн до-диез минор.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
Обсудим два ноктюрна опус 15, которые были написаны Шопеном в 1830-31 годах.
1️⃣ Первый ноктюрн написан в фа мажоре, он удивительно радостного и светлого настроения. Радость эта благородно-приглушенная, а мелодия имеет вокальную природу. Ее можно было бы вполне представить в какой-нибудь из опер Беллини, музыку которого Шопен очень любил.
🎶 Структура ноктюрна традиционна, мелодия проводится один раз, повторяется с небольшими вариациями, но есть одна особенность. Первая часть, что необычно, заканчивается септаккорде, неустойчивом созвучии, которое просит разрешения. Музыка оказывается как бы подвешенной в воздухе, и тут начинается вторая часть.
💥 Вторая часть — это взрыв. Это буря, но не в смысле трагедии, а наоборот — в эмоциональном состоянии происходит нечто радостное. Может быть, приходит возлюбленная или воспоминание о ней, ведь ночь — это время зыбкости, время расплывчатых образов, когда воображаемое бывает трудно отличить от действительного. Мелодия отдана партии левой руки и заучит в регистре баритона. Она тоже заканчивается неустойчиво, с вопросом, с недосказанностью. После с небольшими вариациями повторяется мелодия первой части, которая, в конце концов, разрешается в тонику.
→ Лейф Ове Андснес. Ноктюрн фа мажор, соч. 15 №1 Аудиопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 5 минут.
2️⃣ Второй ноктюрн из 15 опуса написан в тональности фа-диез мажор. И начало его удивительным образом напоминает среднюю часть 8-й сонаты ля минор Моцарта. Достоверно известно, что Шопен часто исполнял ее в концертах. Конечно, между ними есть большая разница во времени — эти произведения разделяют 50 лет. У Моцарта тональность, в которой начинается эта часть, фа мажор, у Шопена — фа-диез мажор с огромным количеством диезов. Но если чуть выровнять ритм мелодии, чтобы она звучала по законам классицизма, с моцартовской сонатой у нее можно будет найти довольно много общего. Но разница все же есть, не только в стиле, языке но и в смысле.
📌 Говоря о различии языка романтиков и языка композиторов-классиков, надо отметить, что в эпоху романтизма к интервалам относились довольно неаккуратно. Если Шопен для экспрессии может себе позволить сделать скачок на 1-2 октавы вверх, просто чтобы показать движение чувства, то композиторы-классики были намного более внимательны к таким скачкам, и каждому искали серьезное оправдание, старались привести их в баланс с окружающей музыкой. Ясность и иерархичность структуры, формальные правила ведения голосов, корнями уходящие в музыку барокко, еще довлели над живым и непосредственным. Конечно, это касается, в основном, добетховенских времен.
🖤 Восьмая соната Моцарта — одна из двух его минорных сонат, была написана вскоре после смерти его матери. В средней части — воспоминание о материнской любви, которое переходит в трагедию осознания ее потери. У Шопена здесь нет никакой трагедии, нет ничего плохого, грустного, тревожного. Это обычная легкая светская радость с настроением мечтательности в средней части.
→ Крыстиан Цимерман. Ноктюрн фа-диез мажор, соч. 15 №2 Видеопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
➡️ Два этих ноктюрна — своеобразный диптих. Это описание очень положительных эмоциональных состояний, которые у Шопена в жизни все-таки были.
Давайте послушаем еще два ноктюрна из 55 опуса — фа минор ми-бемоль мажор, которые написаны в 1843 году.
1️⃣ Первый ноктюрн погружает слушателя в настроение безысходной грусти, через которую вскоре произрастает героика, несколько похожая на героику «Революционного этюда» Шопена. Некоторые интонационные моменты напоминают и вторую венгерскую рапсодию Листа (хотя она и была написана позднее); в предыдущих темах мы уже говорили о том, что все народное в романтической музыке делается схожим образом. Все эпическое в творчестве Шопена практически всегда связано с темой родины — с Польшей, тоской по ней, желанием для нее светлого будущего и беспокойством за ее судьбу.
→ Гаррик Олссон. Ноктюрн фа минор, соч. 55 No. 1 Видеопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 5 минут.
2️⃣ Второй ноктюрн чуть более тяжеловесен, но у него совершенно другая тематика, скорее, личностная. В правой руке встречаются страшно интересные и чрезвычайно смелые для того времени, почти импрессионистические гармонии, мелодия иногда почти раздваивается, два голоса ведут между собой диалог. Быть может, это объяснение в любви. Если и так, то объект ее — Жорж Санд, и эта тяжеловесность интонации напоминает некоторым образом тяжеловесность ее прозы. Заканчивается этот разговор, впрочем, счастливо: обе руки соединяются в аккордах, которые расположены совсем рядом, то есть одна рука накладывается на другую. Это ли не прекрасная метафора любви?
→ И́во Погорелич. Ноктюрн No 2 ми-бемоль мажор, соч. 55 Видеопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 6 минут.
Давайте послушаем еще два ноктюрна из опуса 62, которые были написаны в 1846 году, самые поздние ноктюрны Шопена.
🎹 Это зрелый Шопен. Расстояние между ними и теми ноктюрнами, что он писал в 1830-е годы, огромно. Даже с теми, что мы слушали только что — из 55 опуса — разница очень велика. Слушая ранние ноктюрны Шопена, мы можем достаточно точно определить чувства, которые владели композитором, догадаться, о чем его произведения. Он выражался ясно, прямо, делал аллюзии на музыку своих великих предшественников.
🌀 Здесь же Шопен делает совсем другое. Ведение и развитие темы столь сложно и причудливо, гармонический план столь необычен, что вполне можно сказать, что это подготовка выхода в абстрактное.
⚫️ Увы, так получилось, что этим выходом в абстрактное для Шопена стала смерть. Говорят, что сыграть все этюды Шопена — значит, рассказать его биографию. Это удивительный путь удивительного художника, который опередил время — лет на 40 точно.
📌 Надо отметить, что весь последующий фортепианный романтизм и импрессионизм и даже то, что появилось после импрессионизма, очень сильно обязаны Шопену, тому музыкальному языку и той фигуре композитора, которую он создал.
→ Даниил Трифонов. Ноктюрн си мажор, соч. 62 №1 Видеопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 7 минут.
→ Саския Джорджини. Ноктюрн ми мажор соч. 62 №2 Видеопример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 6 минут.
А завершим мы наш разговор о ноктюрнах Шопена самым ранним — ноктюрном ми минор, опус 72. Он был написан Шопеном в 17-летнем возрасте и опубликован уже после его смерти.
Почему Шопен не хотел его публиковать?
👤 Дело в том, что во время написания этого ноктюрна, признанным мастером, почти монополистом этого жанра был ирландский композитор Джон Филд. И этот ноктюрн Шопена в достаточно большой степени напоминает ноктюрны Филда. Сейчас, когда мы можем слушать этих композиторов с большого расстояния, разница нам очевидна, но для Шопена она таковой, видимо, не была.
🎵 Структура ноктюрна проста и изящна: в левой руке восьмые, в правой — грустная тонкая мелодия, иногда расцвеченная терциями. Этот ноктюрн — погружение в состояние души совсем юного художника, который еще не знает, какое будущее его ждет. Он надеется, ищет свой путь, все открытия, все свершения для него впереди.
→ Владимир Горовиц. Ноктюрн ми минор
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
→ Джон Филд. Ноктюрн в той же тональности.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день