angle-down facebook instagram vkontakte warning

Фридерик Шопен

Ноктюрны и зарождение исполнительства

Ноктюрны Шопена — очень личные произведения, наполненные образами и смыслами. Проследим развитие жанра в руках композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🌒 Ноктюрн — жанр довольно старый, он был и у Моцарта, и у Бетховена. Ноктюрн происходит от латинского noctis , что переводится как «ночь». То есть это специальная ночная музыка для приятного времяпрепровождения, для разных удовольствий, для любви — саундтрек к прекрасному вечеру. Это то, что открывается только ночью, когда все заснули и можно быть искренним.

👤 Автором ноктюрна в психологическом смысле, как чего-то, что выражает сокровенные мысли, желания, порывы души, был ирландский композитор Джон Филд (1782–1837). Он учился в Англии, но затем провел половину жизни в России — Петербурге и Москве. Можно сказать, что жанр ноктюрна родился между Петербургом и Москвой и затем в руках Шопена попал в Европу и пережил там свое новое рождение.

❤️ Фридерик Шопен отчасти взял филдовскую традицию ноктюрна как глубокого личностного — от сердца к сердцу — высказывания. И его первый ноктюрн — си бемоль минор из 9 опуса — выдержан именно в этой стилистике. Там задумчивая, меланхоличная, наполненная сложными чувствами мелодия, но в ней нет ничего революционного, нет никакого конфликта, противопоставления.

Первый ноктюрн Шопена си-бемоль минор из 9 опуса
Аудиопример на Ютубе
Видеопример на Ютубе

⚡️ В сознании того времениитие и разрешение характерны для больших форм — для сонат, симфоний. Если симфония — это рассказ, то ноктюрн — это зарисовка. И здесь Шопен вполне следует этой традиции, хотя вскоре все изменится.

Ноктюрн до минор был написан Шопеном тоже около 1830-го года, но у него совершенно другое устройство, другой смысл. Давайте разберем отличия.

🎶 Казалось бы, похожая мелодия меланхолического настроения. В левой руке аккомпанемент, нет ничего такого, что шло бы против традиции. Но есть нечто, что эту традицию углубляет.

🔥 Именно к этому ноктюрну можно применить фразу Роберта Шумана о том, что музыка Шопена — это розы, в которых спрятаны пушечные ядра.

Вся музыка Шопена образна: к ней просятся визуальные и сюжетные ассоциации. Есть несколько вариантов трактовок этого ноктюрна.

1️⃣ Первая ассоциация — это картина природы: звездная ночь, раздающиеся в дали удары грома, надвигающаяся гроза. То, что играет правая рука, — это авторский голос в любом случае, поскольку эта мелодия вокально выразительна и написана в регистре, в котором человеческий голос и звучит. Бас октавами и аккорды в левой руке создают ощущение тревоги — чего-то угрожающего и надвигающегося издали.

2️⃣ Есть и другая трактовка, и она более интересная: о том, что этот ноктюрн посвящен Польше и трагическим событиям восстания 1830-го года. Бас в левой руке — это гром пушек, а правая рука — плач автора о родине.

Ноктюрн Шопена до минор
Видеопример на Ютубе

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте поговорим про исторически информированное исполнительство — эти знания помогут лучше понять творчество Шопена.

⌛️ Проблема интерпретации относительно свежая. У средневекового искусства автора не было — он появился в эпоху Возрождения, и долгое время, вплоть до времен романтизма, сочинитель музыки чаще всего и являлся и ее исполнителем.

🎹 Обычно умение играть на инструменте неразрывно прилагалось к умению сочинять: Моцарт сам выступал со своими клавирными концертами. Была жива традиция импровизации, следы которой сейчас остались, разве что, в дозволении сочинять каденции к моцартовским концертам.

🎼 Большую часть истории музыки репертуар и в концертах, и в оперных театрах был свежий: давалось то, что было сочинено к сезону, или особенно успешно прошло несколько сезонов назад. Эпоха устаревания репертуара началась в 19 веке, музыка усложнилась, появилась традиция переслушивания, начал формироваться канон.

👤 Изменилась и роль композитора. Из сочинителя прикладной по сути музыки для служб, танцев, развлечения двора или толпы, композитор стал автором важных высказываний, а так же транслятором идей разной степени абстрактности и актуальности. В музыке стало принято видеть глубину, ей стали любоваться так же, как раньше любовались скульптурой или живописью.

🎵〰️👤 Отрыв исполнителя от композитора произошел тоже в 19 веке. Виной всему — Лист. Он был известнейшим концертирующим виртуозом, и именно с него началась мода на большой и яркий концертный пианизм. Те, у кого не было больших способностей к сочинению, но был дар игры на инструменте, стали профессиональными музыкантами-исполнителями.

🎶 Импровизации все еще вполне дозволялись, как дозволялась и переработка сочинений так, как это видится исполнителю. На исчезновение этой традиции повлияла звукозапись, которая оказала очень большое влияние на формирование канона исполнения.

📖 Расцвели самые разнообразные школы, традиции. Будучи уже фиксированными в звуке, они начали костенеть и приблизительно к 60–70-м годам 20 века, вместе с очевидной однообразностью концертного репертуара, они успели утомить как слушателей, так и исполнителей. Школа стала важнее автора и его намерений, а формальная правильность следования ей ставилась не только выше живого и непосредственного чувства, но и выше здравого смысла. В ответ на это появилась движение исторически информированного исполнительства.

Исторически информированное исполнительство ставило задачу воссоздать произведение ровно в том виде, в котором оно было задумано автором. В этом воссоздании должны были использоваться инструменты того времени, на которых играл автор и для которого оно написано. Давайте обсудим, в чем принципиальная разница в исполнении на таких инструментах.

1️⃣ Звук

→ У роялей 20-го века звук гораздо более яркий, объемный и мощный. Они создавалась для увеличившихся концертных аудиторий, которые нужно было наполнить звуком.

→ Рояли прежних времен, например, 1830-х годов имели звук тише, мягче, и сам тембр звука был несколько иным. Если исполнять музыку на тех инструментах, которые были под рукой у ее автора, исходя из их возможностей, можно точнее понять, какое звучание сам автор имел в виду.

2️⃣ Для игры на них нужна несколько другая техника — клавиши старых инструментов весят гораздо меньше. Следовательно, они гораздо более чувствительны к нажатию и работа с оттенками звука должна быть ювелирно тонкой. Зато разнообразие этих оттенков поражает воображение.

🔊 Давайте послушаем Nocturne Op.48 No.1 в исполнении разных пианистов.

1️⃣ Исполнение Владимира Ашкенази
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут.

2️⃣ Исполнение Артура Рубинштейна
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут.

3️⃣ Исполнение Андрея Гаврилова
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут.

4️⃣ Исполнение Яна Эклера
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут.

5️⃣ Исполнение Фанни Блумфельд-Зельцер
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут.

👉 Подумайте, как бы вы описали в нескольких фразах каждое исполнение: какие эмоции они у вас вызвали, чем они отличаются?

Об исторических инструментах

Давайте обсудим два ноктюрна, опус 27: до-диез минор и ре-бемоль мажор. Эти два ноктюрна, объединенные под одним опусом, можно назвать вполне законченной двухчастной композицией.

👤 Несмотря на то, что Шопен был в большой степени самоучкой, он, естественно, слушал всю музыку, которая тогда была популярна, и ее же исполнял в концертах. Когда он совсем молодым и мало кому известным композитором приехал в Париж, он играл и Бетховена, и Моцарта.

🌒 Ноктюрны повторяют тональный план первой и второй частей «Лунной сонаты» Бетховена. «Лунная», то есть 14 соната Бетховена, сама вполне ассоциируется с темой ноктюрна. Названа она так то ли по меткому выражению критика: «лунной» первую часть сонаты назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». То ли потому что первая ее часть напоминает сцену из первого акта «Дон Жуана», когда Дон Жуан убивает командора — сцена наполнена лунным светом, и у Моцарта такой же триольный ритм. Так или иначе ночные ассоциации в ней присутствуют. И первый ноктюрн до-диез минор напоминает первую часть бетховенской сонаты. Второй ноктюрн ре-бемоль мажор уже совсем далеко от второй части, но сохраняет такую же ре-бемоль мажорную тональность.

О чем эти произведения?

❤️ В то время, 1835–36 гг., Шопен переживает роман с художницей Марией Водзинской. Но ее весьма благородного происхождения родители были против их брака — Водзинской пришлось оставить Шопена. Хотя для Шопена этот разрыв стал болезненным, они до конца жизни сохранили теплое отношение друг к другу. И первый ноктюрн хоть и чрезвычайно печален, но, тем не менее, заканчивается мажорным трезвучием.

💭 Второй ноктюрн настроения совершенно идиллического: это область фантазии, мечты Шопена о том, что могло бы быть. В то же время это воспоминания о родине, поскольку мы слышим характерные польские ритмы и интонации: взлеты и падения каденций — отображения чувств. И завершается ноктюрн тем, что мелодия воспаряет к звездам.

Артур Рубинштейн. Opus 2 No. 1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

Артур Рубинштейн. Opus 2 No. 2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

Портрет Шопена работы Марии Водзинской (1836)

Давайте поговорим про ноктюрн до-диез минор, узнаем историю его выхода в свет и попробуем проникнуть в глубины содержания.

🎵 Ноктюрн до-диез минор композитор написал в 1830 году в возрасте 19 лет и потом всю жизнь доделывал, дорабатывал и так и не решился опубликовать. Ноктюрн увидел свет только после его смерти. Причины этого не вполне ясны. Вполне возможно, что Шопен не считал его в достаточной степени индивидуальным — хотя даже если сопоставить с более поздними ноктюрнами Шопена, он им не уступает. А может быть и так, что это произведение, следовавшее с ним всю жизнь было чем-то вроде исповеди, которая и не подразумевает никакой публичности. В пользу второй версии говорит его содержание.

О чем это произведение?

🕯 Если попытаться проникнуть во внутреннее содержание ноктюрна, то нужно сразу обратить внимание на хоральное вступление. Оно отсылает к церковной службе. Это молитва, но не в религиозном смысле, а в смысле выражения чего-то сокровенного. Начинающаяся сразу за вступлением мелодия исполнена скорби, тоски, сердечной боли, которая находит свое утешение в средней, более светлой части, в которой слышны народные польские танцевальные мелодии. Таким образом тема любви к своей родине, тема утешения в ней, в ее культуре, уже в 19 лет звучит в творчестве Шопена очень ярко. Этот ноктюрн очень к месту был использован в фильме «Пианист» Романа Полански с Эдрианом Броуди.

→ Менахем Пресслер. Ноктюрн до-диез минор.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

Обсудим два ноктюрна опус 15, которые были написаны Шопеном в 1830-31 годах.

1️⃣ Первый ноктюрн написан в фа мажоре, он удивительно радостного и светлого настроения. Радость эта благородно-приглушенная, а мелодия имеет вокальную природу. Ее можно было бы вполне представить в какой-нибудь из опер Беллини, музыку которого Шопен очень любил.

🎶 Структура ноктюрна традиционна, мелодия проводится один раз, повторяется с небольшими вариациями, но есть одна особенность. Первая часть, что необычно, заканчивается септаккорде, неустойчивом созвучии, которое просит разрешения. Музыка оказывается как бы подвешенной в воздухе, и тут начинается вторая часть.

💥 Вторая часть — это взрыв. Это буря, но не в смысле трагедии, а наоборот — в эмоциональном состоянии происходит нечто радостное. Может быть, приходит возлюбленная или воспоминание о ней, ведь ночь — это время зыбкости, время расплывчатых образов, когда воображаемое бывает трудно отличить от действительного. Мелодия отдана партии левой руки и заучит в регистре баритона. Она тоже заканчивается неустойчиво, с вопросом, с недосказанностью. После с небольшими вариациями повторяется мелодия первой части, которая, в конце концов, разрешается в тонику.

Лейф Ове Андснес. Ноктюрн фа мажор, соч. 15 №1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

2️⃣ Второй ноктюрн из 15 опуса написан в тональности фа-диез мажор. И начало его удивительным образом напоминает среднюю часть 8-й сонаты ля минор Моцарта. Достоверно известно, что Шопен часто исполнял ее в концертах. Конечно, между ними есть большая разница во времени — эти произведения разделяют 50 лет. У Моцарта тональность, в которой начинается эта часть, фа мажор, у Шопена — фа-диез мажор с огромным количеством диезов. Но если чуть выровнять ритм мелодии, чтобы она звучала по законам классицизма, с моцартовской сонатой у нее можно будет найти довольно много общего. Но разница все же есть, не только в стиле, языке но и в смысле.

📌 Говоря о различии языка романтиков и языка композиторов-классиков, надо отметить, что в эпоху романтизма к интервалам относились довольно неаккуратно. Если Шопен для экспрессии может себе позволить сделать скачок на 1-2 октавы вверх, просто чтобы показать движение чувства, то композиторы-классики были намного более внимательны к таким скачкам, и каждому искали серьезное оправдание, старались привести их в баланс с окружающей музыкой. Ясность и иерархичность структуры, формальные правила ведения голосов, корнями уходящие в музыку барокко, еще довлели над живым и непосредственным. Конечно, это касается, в основном, добетховенских времен.

🖤 Восьмая соната Моцарта — одна из двух его минорных сонат, была написана вскоре после смерти его матери. В средней части — воспоминание о материнской любви, которое переходит в трагедию осознания ее потери. У Шопена здесь нет никакой трагедии, нет ничего плохого, грустного, тревожного. Это обычная легкая светская радость с настроением мечтательности в средней части.

Крыстиан Цимерман. Ноктюрн фа-диез мажор, соч. 15 №2
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

➡️ Два этих ноктюрна — своеобразный диптих. Это описание очень положительных эмоциональных состояний, которые у Шопена в жизни все-таки были.

Давайте послушаем еще два ноктюрна из 55 опуса — фа минор ми-бемоль мажор, которые написаны в 1843 году.

1️⃣ Первый ноктюрн погружает слушателя в настроение безысходной грусти, через которую вскоре произрастает героика, несколько похожая на героику «Революционного этюда» Шопена. Некоторые интонационные моменты напоминают и вторую венгерскую рапсодию Листа (хотя она и была написана позднее); в предыдущих темах мы уже говорили о том, что все народное в романтической музыке делается схожим образом. Все эпическое в творчестве Шопена практически всегда связано с темой родины — с Польшей, тоской по ней, желанием для нее светлого будущего и беспокойством за ее судьбу.

Гаррик Олссон. Ноктюрн фа минор, соч. 55 No. 1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

2️⃣ Второй ноктюрн чуть более тяжеловесен, но у него совершенно другая тематика, скорее, личностная. В правой руке встречаются страшно интересные и чрезвычайно смелые для того времени, почти импрессионистические гармонии, мелодия иногда почти раздваивается, два голоса ведут между собой диалог. Быть может, это объяснение в любви. Если и так, то объект ее — Жорж Санд, и эта тяжеловесность интонации напоминает некоторым образом тяжеловесность ее прозы. Заканчивается этот разговор, впрочем, счастливо: обе руки соединяются в аккордах, которые расположены совсем рядом, то есть одна рука накладывается на другую. Это ли не прекрасная метафора любви?

И́во Погорелич. Ноктюрн No 2 ми-бемоль мажор, соч. 55
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

Давайте послушаем еще два ноктюрна из опуса 62, которые были написаны в 1846 году, самые поздние ноктюрны Шопена.

🎹 Это зрелый Шопен. Расстояние между ними и теми ноктюрнами, что он писал в 1830-е годы, огромно. Даже с теми, что мы слушали только что — из 55 опуса — разница очень велика. Слушая ранние ноктюрны Шопена, мы можем достаточно точно определить чувства, которые владели композитором, догадаться, о чем его произведения. Он выражался ясно, прямо, делал аллюзии на музыку своих великих предшественников.

🌀 Здесь же Шопен делает совсем другое. Ведение и развитие темы столь сложно и причудливо, гармонический план столь необычен, что вполне можно сказать, что это подготовка выхода в абстрактное.

⚫️ Увы, так получилось, что этим выходом в абстрактное для Шопена стала смерть. Говорят, что сыграть все этюды Шопена — значит, рассказать его биографию. Это удивительный путь удивительного художника, который опередил время — лет на 40 точно.

📌 Надо отметить, что весь последующий фортепианный романтизм и импрессионизм и даже то, что появилось после импрессионизма, очень сильно обязаны Шопену, тому музыкальному языку и той фигуре композитора, которую он создал.

Даниил Трифонов. Ноктюрн си мажор, соч. 62 №1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

Саския Джорджини. Ноктюрн ми мажор соч. 62 №2
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

А завершим мы наш разговор о ноктюрнах Шопена самым ранним — ноктюрном ми минор, опус 72. Он был написан Шопеном в 17-летнем возрасте и опубликован уже после его смерти.

Почему Шопен не хотел его публиковать?

👤 Дело в том, что во время написания этого ноктюрна, признанным мастером, почти монополистом этого жанра был ирландский композитор Джон Филд. И этот ноктюрн Шопена в достаточно большой степени напоминает ноктюрны Филда. Сейчас, когда мы можем слушать этих композиторов с большого расстояния, разница нам очевидна, но для Шопена она таковой, видимо, не была.

🎵 Структура ноктюрна проста и изящна: в левой руке восьмые, в правой — грустная тонкая мелодия, иногда расцвеченная терциями. Этот ноктюрн — погружение в состояние души совсем юного художника, который еще не знает, какое будущее его ждет. Он надеется, ищет свой путь, все открытия, все свершения для него впереди.

Владимир Горовиц. Ноктюрн ми минор
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

Джон Филд. Ноктюрн в той же тональности.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;