Фридерик Шопен
Песни: тайное наследие
Шопен не хотел публиковать свои песни. Но мир все равно их увидел — и не зря. Посмотрим, что из этого получилось, и подведем итоги урока.
Правила жизни Фридерика Шопена
🖋 Однажды у Шопена спросили, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и назвал слово zal, что в переводе с польского означает «жаль».
🖋 Кумирами Шопена были Моцарт и особенно Бах. «Бах — астроном, открывший самые чудесные звезды. Бетховен бросает вызов Вселенной. Я лишь пытаюсь выразить душу и сердце человека».
🖋 «Время есть лучший цензор, и терпение верховный учитель».
🖋 «Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла».
🖋 Шопен часто играл в темноте: именно так, утверждал он, к нему приходит вдохновение. Говорят, что когда композитор исполнял свою музыку на званых вечерах, он всегда просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей.
❤️ «Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мы завершили разговор о Фридерике Шопене. Давайте повторим, что мы узнали.
❤️ Мы слушали прелюдии Шопена и разобрали все 24 прелюдии. Одна из главных их характеристик — неустойчивость романтического свойства, которая показывает невозможность точно уловить, определить и выразить так быстро меняющийся поток чувств.
💃 Узнали, что в вальсах Шопена происходит небольшой отход от танцевальности — это больше не прикладная музыка для танца. Это не музыка, под которую танцуют, а это музыка о том, что чувствуют ее персонажи, когда кружатся в вальсе.
🎵 Мы обсудили жанр скерцо — музыку, которая характеризуется подвижностью и остротой. Именно в скерцо произошел выход Шопена за пределы.
🪕 Мы поговорили про жанр баллады, который появляется в классической музыке около 18 века, когда композиторы начинают писать на сохранившиеся стихи музыку. Сам жанр баллады всегда используется Шопеном для рассказа о каких-то больших и значительных вещах. Баллады всегда о внеличностном.
🎹 Мы узнали, что жанр этюда достаточно свежий: он появился и окончательно приобрел свои черты только в 18 веке. Это некая подготовительная работа, которая проводится учеником, чтобы можно было преступить к созданию или исполнению чего-то большего. Выход за пределы у Шопена случился в 12 революционном этюде из 10-го опуса: здесь есть более яркая образность, чем в любом другом этюде предшественников или современников Шопена.
🎵 Мы поговорили про жанр мазурки. От прочих танцев мазурка отличалась сложностью: музыка к мазурке всегда была полиритмична.
Послушали и обсудили 👇
🎶 Прелюдии Шопена. Некоторые прелюдии Шопена, например, 17 прелюдия ля-бемоль мажор — чрезвычайно напоминает шопеновские ноктюрны.
🎵 Вальсы Шопена. Самый первый вальс, опус 18 — «Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор» — написан Шопеном в 1831 году. А в 1835 году появляется опус 34, состоящий из трех вальсов. Это блестящий вальс ля-бемоль мажор — опус 34, №1, вальс ля минор — опус 34 №2, и блестящий вальс фа мажор — опус 34 №3.
🎼 Экспромты Шопена. Всего Шопен написал 4 экспромта.
🎹 Четыре скерцо Шопена.
🪕 Две баллады Шопена.
🎵 Третья соната, которая была написана Шопеном в 1844 году, с точки зрения формы и по строгости и стройности своего устройства может стать в один уровень с сонатами Бетховена.
🎶 Соната для виолончели и фортепиано соль-минор, опус 65 позволяет подглядеть за его творческим процессом.
🎭 Послушали фантазию фа минор из опуса 49, которая была написана им в течение 1840-1841 года. Она явно сюжетна, очень выразительна и даже театральна.
💃 Мы послушали мазурки Шопена, которые он писал циклами. В мазурках Шопена огромное количество польских интонаций — это говорит о том, что все польское Шопеном было усвоено совершенно органически.
🌀 Мы послушали этюды Шопена. Этюды 25-го опуса более художественны чем этюды 10-го опуса, они сложнее, глубже по образам и содержанию. Послушали 12 этюд Шопена из 25-го опуса, который также называют этюдом «Океан», или «Море», и сравнили его с этюдом «На море» Блюменфельда.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день