Фридерик Шопен
24 прелюдии Шопена
В этой части узнаем, как Бах создал жанр прелюдий и как Шопен его потом изменил под себя. А еще выясним, какие знаки и смыслы заложены в каждой прелюдии.
🎼 Прелюдия происходит от латинского prae ludus — то есть «перед игрой». Это довольно старый жанр, который мы знаем еще со времен Ренессанса. Более менее оформился и вошел в музыкальную практику он в эпоху барокко. До эпохи барокко прелюдией было то, что сейчас можно назвать «разыгрывается» или «пробует акустику».
🎶 В барокко прелюдия предваряла какое-то большое серьезное сочинение, например, фугу или большую сиюту. Она была нужна, чтобы музыкант настроился на состояние.
💭 Прелюдии имели вполне вольную форму. И из всех музыкальных жанров они являлись почти самыми свободными, это почти импровизации, которые кто-то иногда фиксировал в нотах.
Появление формата 24 прелюдий связано с повсеместным распространением равномерной темперации. Давайте подробнее разберем это понятие.
🎹 Раньше клавиатура инструментов настраивалась через использование так называемых совершенных дробей, которые достались нам от Пифагора. Брался некий основной тон, от него строилась октава, верхний звук которой по своей частоте — по длине струны — ровно в 2 раза меньше нижнего.
▪️ Кварта — 4/3
▫️ Квинта — 3/2
🔘 Отсюда и появился квинтовый круг тональностей: до мажор, соль мажор, ре мажор, ля мажор и так далее и в обратную сторону. Это был распространенный способ настройки, но он давал некоторые проблемы: эти пропорции были совершенными сами по себе, но не по отношению друг к другу.
❓ Почему такой способ настройки был несовершенным?
➡️ Разберем это на примере: если, допустим,
от ноты до построить таким способом квинту и получить ноту → соль,
а от ноты соль построить октаву и построить квинту вниз и получить ноту → до,
то разница у них будет чуть-чуть отличаться от требования пропорции.
🔛🎶 И чем дальше эти интервалы отстают от первого тона, тем больше разницы. Эти микроискажения создавали много проблем:
🔻 были неудачные тональности,
🔻 скверно звучащие интервалы,
🔻 попадались «волчьи» ноты.
Но зато красота совершенных интервалов была поразительной.
⚡️ Во времена Баха спор между сторонниками чистого и равномерно темперированного строя окончился победой вторых. В равномерно темперированном строе интервал, равный октаве, делится на 12 разных частей. В нем нет совершенства звучания чистых кварт и квинт, но зато можно транспонировать музыку в любые тональности и использовать любые интервалы.
⭐️ Самое известное произведение, отождествляющее равномерную темперацию, — это цикл Баха — два тома 24 прелюдий и фуг. Они были сделаны как своего рода доказательство преимуществ новой системы темперации: Бах показал, что прекрасную музыку можно создавать во всех тональностях.
→ Исполняет Вильгельм Кемпф. 24 прелюдии Баха.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎶 Именно 24 прелюдии — по одной в каждой из тональностей — стали вполне каноническим жанром. Раньше это были прелюдии и фуги, но к эпохе романтизма фуга утратила популярность, потому что в силу своих строгих правил сложения, она была в большой степени выработана. Полифонические приемы использовались в больших формах, но фуги сами по себе писали куда реже, чем во времена их расцвета, и теперь это 24 прелюдии без фуг.
⚜️ Давайте вспомним и о мифологии тональностей. Некоторые считались героическими, некоторые — трагическими. Фа мажор, например, считался прекрасным выразителем крестьянской радости, какие-то мажоры были, наоборот, благородными. Мифология не имеет никакого научного обоснования, но он до сих пор существует в культуре.
🎵1️⃣ Первая прелюдия до мажор — это белая тональность без диезов и бемолей, то есть без черных клавиш. Она совсем короткая, у музыки радостное настроение, но она еле-еле приходит в тонику. В первой половине прелюдии и намека нет на то, что этот бурно кипящий поток может куда-нибудь прийти: он вечно движется, вечно меняется. Создается впечатление, что этот поток вообще не имеет стабильного тонального центра, который, тем не менее, позже обнаруживается.
🎶2️⃣ С прелюдией ля минор мы испытываем точно такое ощущение. Она приходит в свою родную тональность только к концу. Это достаточно смело и необычно. Шопен вообще в крупных произведениях намеренно занимается разрушением классической формы — он романтик, и для него выражать гораздо важнее, чем соблюдать какие-то правила, границы, рамки. Из этих рамок он пытается выйти вместе с тем, имея необходимость их обозначить, иначе откуда ему будет выходить?
→ Исполняет Григорий Соколов. Прелюдия до мажор.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:46
Давайте немного поговорим о Шопене и Бахе.
👤 В середине 19 века Бах был широко известен среди музыкантов как образец великих достижений прошлого, но он практически не исполнялся. Бах все еще был композитором для композиторов, и Шопен его музыку знал и очень любил. У Шопена даже были попытки создать свою редакцию «Хорошо темперированного клавира» Баха.
👀 Если посмотреть в старые ноты, то у Баха, кроме самой нотной записи, очень мало штрихов и оттенков и практически нигде не расставлены темпы. Сейчас это вызывает огромные споры о том, как играть Баха. А тогда Шопен пытался создать свою редакцию, поэтому непрямое влияние музыки Баха есть во всех 24 прелюдиях.
→ Исполняет Марта Аргерих. 24 прелюдии Шопена.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 34 минуты
Продолжим наше увлекательное путешествие по миру прелюдий Шопена.
💬 Есть совершенно разные трактовки прелюдий как универсума по той логике, что если это охват некого универсума — 24 тональности — то это должно означать универсум жизненный. Есть трактовки, связанные с минором и мажором, но помимо этого, каждая из этих тональностей имеет свою мифологию — за ней закрепляется радостная или трагическая репутация.
😀/😔 Также стоит отметить разделение на мажор и минор. В случае Шопена и многих других романтиков, это разделение можно трактовать как разделение на внешнее и внутреннее — на светскую жизнь и душевную. Общество — это мажор, а тонкая душевная жизнь — это минор.
🎶 И переходим к двум следующим прелюдиями, которые были написаны не по порядку, но обсуждать их имеет смысл именно так. В прелюдии соль мажор мы слышим шубертовские интонации, чем-то она напоминает его «Форель» — в левой руке мелодия переливается как игра света на ряби небольшой речки или ручейки.
✝️ Парная ей прелюдия ми минор из всего цикла наиболее известна. Ее очень любят использовать режиссеры документальных фильмов, когда закадровый баритон медленно произносит: «Она любила его больше жизни». На самом деле больше всего эта прелюдия связана с церковной музыкой, а именно с молитвой. Череда аккордов в левой руке похожа на хорал. Это тот случай, когда хорал прочитывается как плач или жалоба, а воззвание в правой руке и есть молитва. Человеку из русской культуры странно слышать такое описание молитвы, но Шопен был поляком, а в католицизме молитва имеет несколько другую окраску, чем в православии и эмоциональность там вполне уместна.
→ Исполняет Святослав Рихтер. 8, 9, 10, 11, 4, 5, 6, 7, 19, 17 прелюдии Шопена.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут
Давайте обсудим ре-мажорную, си-минорную прелюдии.
🎶 Ре-мажорная связана с предыдущей соль-мажорной и очень похожа на нее интонационно, а си-минорная прелюдия имеет довольно сильные аллюзии на Баха. Интересен момент перехода от си-минорной прелюдии к следующей ля-мажорной — в финале си-минорной прелюдии настойчиво повторяется нота ля.
→ Исполняет Евгений Кисин. Прелюдия №5.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:40
→ Исполняет Григорий Соколов. Прелюдия №6.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
7️⃣ и 8️⃣ прелюдии — ля мажор и фа-диез минор
🎵 Ля-мажорная чрезвычайно проста и даже примитивна: одна и та же тема повторяется несколько раз почти без вариаций. Она является неким ответом предшествующей си-минорной прелюдии. Это не так заметно, если не смотреть в ноты, однако послушайте, с каким искусством Шопен связал эти две прелюдии.
→ Исполняет Михаил Аркадьев. Прелюдия №7.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
🎹 За ля-мажорной следует фа-диез минор. Как писал сам Шопен, эта прелюдия изображает Баха 19 века: порыв и настоящая буря после радостной веселой мазурки, однако заканчивается эта прелюдия, как и все прелюдии Баха, в мажоре.
→ Исполняет Григорий Соколов. Прелюдия №8.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Давайте обсудим и послушаем 9 и 10 прелюдии: ми мажор и до-диез минор.
🎵 Прелюдия ми мажор совсем небольшая, там 12 тактов и она вся состоит из аккордов. Но это не случай си-минорной прелюдии, это не хорал. Здесь аккорды изображают состояние, они все время меняются, переходят из мажора в минор и обратно, и это интересное по смыслу произведение. Как таковой мелодии нет: она есть, но она настолько проста, что не привлекает к себе внимания. Основное внимание здесь приковывают к себе вибрации от аккордов. Это удивительный пример того, как можно музыкой изобразить состояние, когда так много можно дать совершенно малыми средствами.
→ Исполняет Альфред Корто. Прелюдия №9.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
🎶 Прелюдия фа-диез минор очень напоминает скерцо, но до полноценного скерцо она не дотягивает. Шопен написал ее зимой на Майорке в очень плохих условиях. Почему это осталось прелюдией — остается загадкой. Возможно, у него не получилось сделать полноценное скерцо, или он не захотел дальше над ним работать или по еще какой-то причине.
📌 Композиторский процесс у каждого творца совершенно индивидуален. Есть сторонники «безотходного производства», например, Сергей Прокофьев, у которого ни одной ноты, за редким исключением, никогда не пропадало. Были те, кто поступал примерно как Бах — делай добро и бросай его в воду. В том, что Шопен использовал какое-то незаконченное скерцо нет ничего дурного, поскольку в итоге вышла замечательная прелюдия — давайте ее послушаем.
→ Исполняет Григорий Соколов. Прелюдия №10.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:39
Обсудим 11 и 12 прелюдии: си мажор и соль-диез мажор.
🎵 Си-мажорная прелюдия — это набросок, что-то среднее между этюдом или вальсом. В целом, весь этот цикл Шопена — предтеча музыкального импрессионизма, который раскроется и у Дебюсси, и у Рахманинова, и у Скрябина. Это некоторая зарисовка какого-то состояния жанровой сцены, какое-то схваченное сиюминутное впечатление, которое возникло и тут же ушло.
🎶 12 прелюдия — соль-диез минор — вся наполнена хроматизмами. Это не просто стремление композитора к подвижности, текучести мелодии или желание сделать звучание необычным. Дело в том, что для Шопена эти хроматизмы — это его музыкальная монограмма.
📌 У нот есть обозначения до ре ми фа соль ля си до, а есть обозначения латинскими буквами:
до — C
ре — D
ми — E
фа — F
соль — G
ля — A
си — B или H
И многие композиторы использовали музыкальные монограмма, самая известная — у Баха:
B-A-C-H, то есть Bach, си, ля, до, си.
у Шостаковича — D-S-C-H (Дмитрий Шостакович — D. Schostakowitsch), ре, ми-бемоль, до, си.
у Шопена — C и H (Chopin) то есть до и си, интервал малой секунды.
💫 Вся подвижность 12 прелюдии кроется в этом интервале — малой секунды. Это Шопен, он всегда о себе, мы слышим метания, бурю, это мы уже хорошо знаем по ноктюрнам и слышим и здесь, в этом кратком, но вместе с тем ярком музыкальном портрете.
→ Исполняет Григорий Соколов. Прелюдия №11.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:53
→ Исполняет Григорий Соколов. Прелюдия №12.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
Перед тем, как продолжить обсуждение прелюдий Шопена, предлагаем небольшую подборку фактов.
5 вещей, вдохновленные Шопеном: кратер на Меркурии, пешеходный переход и видеоигра
1️⃣💥 В честь Шопена назван кратер на Меркурии. Он был открыт на снимках космического аппарата «Маринер-10», сделанных в 1974 году. «Шопен» имеет достаточно четкий край и широкий террасированный внутренний склон. Его дно когда-то было покрыто лавой, поэтому оно достаточно ровное, но в центре кратера находится большой горный массив. А в 60 километрах к юго-востоку от «Шопена» находится 130-километровый кратер «Вагнер».
2️⃣🎹 В Варшаве можно буквально прогуляться по перекресткам Шопена — в честь композитора пешеходные переходы оформили в виде фортепианной клавиатуры.
3️⃣🇫🇷 После Польши вторым домом Фридерика Шопена был Париж. Помимо консерватории и улицы в честь композитора назван отель, открытый в 1846 году.
4️⃣🎮 Композитору посвятили даже видеоигру «Фридерик: Воскрешение музыки», где Шопен восстает из мертвых, чтобы спасти мир музыки от бездушного господства крупных лейблов.
5️⃣🌿 Удивительный феномен, вдохновленный Шопеном, был упомянут английским психологом Чарльзом С. Майерсом в его статье «Два случая синестезии», опубликованной в 1914 году в British Journal of Psychology. Синестезия — это «пересечение» чувств. Например, «слышание цвета», когда люди говорят, что определенные звуки вызывают у них реальное восприятие определенных цветов. Психолог спросил художницу, которая очень любит слушать музыку, как она видит произведения Шопена, на что она ответила: музыка Шопена — это полупрозрачные цвета, например, «зеленые листья весной».
🌀 Также именем великого композитора названы бейсбольные поля, духи, типографские шрифты и даже водка.
1 — Кратер «Шопен»
2 — Пешеходный переход в Варшаве
3 — Парижский отель «Chopin»
4 — Видеоигра «Фридерик: Воскрешение музыки»
5 — Пример синестезии: так видел цвет нот композитор Александр Скрябин
Мы вновь возвращаемся к прелюдиям Шопена. Давайте обсудим 13, 14, 15 и 16 прелюдии.
🎵 13 прелюдия фа-диез мажор — это нежная, лиричная, уютная прелюдия, которая имеет в себе интонации шопеновских мазурок и вообще польского фольклора. Она в тональном плане совершенно проста — там есть множество классических последовательностей: тоника — доминанта — субдоминанта — тоника, которые известны еще с барочных времен. Это картина природы родной Польши и спокойное, умиротворенное созерцание.
🎶 14 прелюдия ми-бемоль минор совершенно контрастна — она тревожна, сумрачна, она наполнена метаниями и бурями. В ней мы слышим два голоса, которые разговаривают о чем-то мрачном. Интересно, что Шопен всегда работал над своими произведениями всю жизнь, и конкретно в этой прелюдии он изменил обозначение темпа. Он хотел, чтобы она звучала в несколько раз медленнее, чем это подразумевалось изначально, для усиления трагического эффекта.
🎹 15 и 16 прелюдии напоминают нам 13 и 14.
▪️ 15 прелюдия в ре-бемоль мажоре так же лирична и в ней так же есть фольклорные польские интонации.
▫️ А 16-я — си-бемоль минорная — напоминает 14-ю: здесь романтический трагический порыв тревожные пассажи влетают вверх и рушатся вниз.
💬 Если проводить какую-то природную рифму этому состоянию, то нужно вспомнить французского виртуоза Шарля Валантена Алькана (1813–1888). Он написал музыку практически неисполнимую, ее сейчас играют мало пианистов из-за колоссальной технической сложности и не самых высоких музыкальных достоинств. И 16-я прелюдия скорее всего послужила вдохновением для его этюда «Как ветер», где музыкальными средствами изображена буря.
💻 Мы выбрали именно компьютерное исполнение этого произведения, поскольку ни один из пианистов, записи которых сейчас доступны, не смог выдержать правильный темп. А темп здесь очень важен, так как он позволяет изящным и избыточным трелям сплестись в цельную звуковую картину.
→ Исполняет Владимир Ашкенази. Прелюдия №16.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 24:56–26:06
→ Компьютерное исполнение этюда «Как ветер» Шарля Валантена Алькана.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Давайте послушаем и обсудим 17, 18, 19 и 20 прелюдии Шопена.
🎶 17 прелюдия — ля-бемоль мажор — чрезвычайно напоминает шопеновские ноктюрны. В ней есть влияние итальянской оперы — певучесть, кантилена, небольшие вкрапления польских интонаций. Продолжая традицию трактовать мажор как внешнее, а минор как внутреннее, эта прелюдия более всего похожа на величественную и спокойную картину природы.
🎵 18 прелюдия — фа минор — это снова буря, снова порыв. Снова мелодия взлетает вверх и стремится вниз, она неустойчива. Авторский голос здесь никак не приходит к тонике и не может найти покоя здесь. Очень интересно сравнить ее некоторые ритмические рисунки с ритмом, которым открывается до-диез-минорная прелюдия Скрябина. 18-я прелюдия Шопена вполне могла послужить ему источником вдохновения.
🖤 19 прелюдия — ми-бемоль мажор — совершенно идиллическая. Она практически вся состоит из арпеджио и неожиданных хроматизмов, которые привносят неустойчивость, но не отменяют общего радостного настроения. Эта неустойчивость романтического свойства, она про невозможность точно уловить, определить и выразить так быстро меняющийся поток чувств.
🔳 20 прелюдия — до минор — так же чрезвычайно известна. У нее вполне похоронные интонации и, что интересно, эту прелюдию выбрал Сергей Рахманинов в качестве основы для своих вариаций.
🎼 Эти вариации не имели большой известности, возможно, потому что красота и изобретательность музыки Рахманинова была спрятана за прекрасно известным и выдающимся произведением Шопена. Один из друзей композитора сказал, чтобы Рахманинов поставил эти вариации в конец, как сюрприз, но Рахманинов скомпоновал их традиционно.
→ Исполняет Владимир Ашкенази. Прелюдии № 17, 18, 19, 20.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 26:06–31:33
→ Исполняет Александр Скрябин. Этюд из опуса 8.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута 52 секунды
Мы завершаем нашу беседу о прелюдиях Шопена: давайте послушаем 21, 22, 23 и 24 прелюдии.
💙 21-я прелюдия — си-бемоль мажор — связана с ми-бемоль-мажорной через хроматические пассажи, они в этом отношении похожи. Си-бемоль-мажорная прелюдия — это одновременно и ноктюрн, и не ноктюрн, и танец, и не танец, и картина природы, и не картина природы. Она — прекрасное неизвестно что.
🌟 Здесь неустойчиво не только чувство, но и смысл, который трудно понять через анализ традиционных выразительных средств языка Шопена. Такой взгляд на мир — это тоже свойство эпохи романтизма.
🎵 22-я прелюдия — соль минор, — пожалуй, самая героическая из всех прелюдий. Если раньше мы слышали драму, порыв, бурю, страдания, отчаяния, трагизм, то здесь только героика. Фанфары — медные духовые — изображены фортепианными аккордами. Эта музыка чрезвычайно волевая, наполненная внутренней силой, большой экспрессией и пафосом борьбы.
🎶 23 и 24 прелюдии — фа мажор и ре минор.
🎊 Последняя мажорная прелюдия в этом цикле очень напоминает первую — там тоже используются преимущественно белые клавиши, и идущая волнами музыка очень напоминает первую прелюдию. Однако она почти не связана с Бахом и вообще гораздо в меньшей степени связана с прошлым, чем с будущим. Это небольшое, длиной всего в две с небольшим минуты, окошко в будущее и весь музыкальный импрессионизм.
🎼 Соль-минорную прелюдию принято трактовать в советском музыковедении как изображение трагического внутреннего отношения к провалу польского восстания. В ней принято искать связи с «Апассионатой» Бетховена, которая была любимой музыкой Ленина («Ничего не знаю лучше „Аппассионаты“») и обросла, скажем так, демократически революционными трактовками.
📌 Трактовать можно что угодно как угодно, это всегда вопрос доверия к интерпретации и вопрос знания контекста времени, в которое была эта интерпретация сделана. Нет ничего сложнее, чем говорить о содержании музыки словами, если сам автор, как Вагнер, все сам не рассказал.
🌀 Завершая разговор про последнюю прелюдию, отметим, что эта музыка имеет в себе все интонации, которые Шопен использовал в отражении темной стороны жизни. Там есть и героика, которая теснейшим образом связана со скорбью, и смятение, и битва, и страдание. А некоторые мелодические обороты также напоминают до-диез-минорную прелюдию Скрябина. Остается лишь подчеркнуть, какое огромное значение оказал гений Шопена на музыку последующих поколений.
→ Аристократичное исполнение Эрла Вильда.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 26 минут
Этот длинный урок посвящен Фридерику Шопену. Давайте подведем промежуточные итоги — повторим, что мы успели узнать, и двинемся дальше.
👤 Шопен — один из немногих композиторов, кто был верен своему инструменту — он писал преимущественно для фортепиано и серьезно раздвинул границы представлений о ффортепианном исполнительстве.
✨ Шопен был пианистом-виртуозом. Но его виртуозность была не технического свойства, а скорее выражалась в том, что он пытался приблизить звуки рояля к человеческому голосу.
🇵🇱 Полонезы Шопена отождествляли его восхищение Польшей и размышления на тему ее судьбы и истории. Большой блестящий полонез Шопена — попытка расширить, дополнить полонезный жанр и вывести его из области музыки условно-танцевальной, придать ему черты большого стиля.
✨ Вся музыка Шопена образна: к ней просятся визуальные и сюжетные ассоциации — это особенно чувствуется в его ноктюрнах. В ранних ноктюрнах Шопен выражался ясно и прямо, делал аллюзии на музыку своих великих предшественников, а в поздних — ведение и развитие темы сложно и причудливо, гармонический план необычен.
🎹 Исторически информированное исполнительство ставило задачу воссоздать произведение ровно в том виде, в котором оно было задумано автором. В этом воссоздании должны были использоваться инструменты того времени, на которых играл автор и для которого оно написано.
Послушали и обсудили 👇
📢 Вариации на тему арии Дона Жуана «La ci darem la mano», написанные 19-летним Шопеном. Услышав их, Роберт Шуман сказал: «Господа, снимите шляпы, перед нами гений».
🎻🥁 Два концерта Шопена для фортепиано с оркестром. Оркестр выполняет у Шопена исключительно функцию аккомпанемента и сопровождения фортепиано.
🎼 Сонаты Шопена, которые полны хроматизмов и нарушений строгих правил: композитор совершенно необычно соотносит тональности. Такая вольность ознаменовала собой процесс распада строгой и стройной формы, которую пестовало классическое искусство. Третья часть второй сонаты — таурный марш, — пожалуй, самая известная музыка Шопена.
🎶 24 прелюдии Шопена. Появление формата 24 прелюдий связано с повсеместным распространением равномерной темперации. В случае Шопена и многих других романтиков, разделение на минор и мажор можно трактовать как разделение на внешнее и внутреннее — на светскую жизнь и душевную.
Шопену очень сильно обязаны весь последующий фортепианный романтизм и импрессионизм и даже то, что появилось после импрессионизма. Обязаны тому музыкальному языку и той фигуре композитора, которую он создал.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день