angle-down facebook instagram vkontakte warning

Фридерик Шопен

Ранние произведения: вариации и полонезы

Уже первые произведения Шопена показали его талант и любовь к музыке. Послушаем вариации и узнаем, как молодой композитор писал полонезы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🍼 Шопен был музыкальным вундеркиндом. Он блестяще импровизировал уже в раннем возрасте, а Шуберт называл его польским Моцартом. Первое серьезное сочинение — вариации на La ci darem la mano — привлекли к нему внимание. Стало ясно: в музыке проявилась яркая индивидуальность.

⚡️ Всю жизнь Шопен разрывался между искусством и политикой. Борьба за независимость Польши была для него столь важна, что он порой жалел, что предпочел политике искусство.

🎹 Он — один из немногих композиторов, кто был верен своему инструменту — Шопен писал преимущественно для фортепиано. Он, как и Ференц Лист, был тем, кто раздвинул границы представлений о фортепианном исполнительстве.

🇫🇷 Осенью 1831 года, будучи 21-летним молодым человеком, Шопен переехал в Париж, где обрел известность сразу же после одного концерта. Но предпочитал выступать в салонах — считал, что для такой атмосферы его музыка и манера игры подходят гораздо больше.

Шопен был пианистом-виртуозом. Но его виртуозность имела свойство не технического «трансцентдентального» блеска и беглости. Наоборот, Шопен владел богатейшей палитрой оттенков звука и стремился к тому, чтобы рояль пел как человеческий голос.

🤝 Подружился с фабрикантом роялей Камиллом Плейелем, который стал его другом, делал инструменты специально для него и даже отправлял их Шопену в поездки.

💔 Шопен был несчастлив в любви. Отчасти из-за свойств чрезвычайно интровертного характера и очень чувствительной натуры, отчасти из-за неудачно складывавшихся обстоятельств. Последний, и самый долгий роман с Жорж Санд опосредованно привел к его ранней смерти.

Фридерик Шопен (1810–1849)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Вариации на тему арии Дона Жуана «La ci darem la mano» написаны в 1829 году. Давайте узнаем об истории их создания.

👤 Шопену 19 лет. Вариации — один из проверенных способов научиться писать музыку, и уже здесь видна яркая индивидуальность, с первых нот узнаваемая «шопеновская» атмосфера.

🖤 Шопен любит оперу, увлечен bel canto (хотя сам не поет — слишком интровертен), и расцвечивает простую, но гениальную моцартовскую тему богатейшими красками.

🗣 Роберт Шуман, услышав эти вариации, сказал: «Господа, снимите шляпы, перед нами гений». А это ведь всего второй опус композитора!

👦 Да, Шопен концертировал с 7–8 лет, блестяще импровизировал, но здесь поразительно то, что все интонации, которые позже можно встретить в музыке Шопена, уже присутствуют в этих вариациях.

Исполняет Эмиль Гилельс, запись радиотрансляции 1963 года
Аудио-пример на Ютубе

Послушаем три полонеза Шопена. Давайте узнаем подробнее, что это за жанр.

🇵🇱 Полонез — средневековый народный польский танец, который был принят двором и быстро распространился по всей Европе как элемент светского, придворного ритуала. Но в Польше он оставался народным и был очень распространен.

👤 Полонезы Шопена имели сильное влияние музыки именно народного танца, которая была чрезвычайно разнообразна, часто включала пение. Для Шопена полонезы были не просто музыкой alla polacсa, или данью своей культуре. Это — восхищение Польшей, размышления на тему ее судьбы и истории, попытка выразить то, что же такое на самом деле быть поляком.

💃 Танцевальный ритм есть во всех полонезах в явном или скрытом виде, и даже будучи скрытым, он придает музыке упругое внутреннее движение.

🎹 Три полонеза опус 71 были написаны в 1829 году. Порядковый номер был им присвоен уже после смерти Шопена, по времени они, конечно, ближе ко второму опусу, чем к семидесятому.

1️⃣ Первый полонез театрален, но не в смысле богатства образов, объемности чувств, экстравертной экспрессии. Под театральной музыкой мы в большей степени понимаем фортепианный театр Листа.

🎶 У Шопена это театральный монолог, произнесенный наедине с собой, точно и тонко схваченное течение мыслей и чувств, облеченное в такую форму. И ритм полонеза здесь — сбивчивый ритм волнующегося сердца.

Камиль Пачолец — 1 полонез ре-минор из 71 опуса. Исполняется на современном Шопену рояле. Видеопример на Ютубе

2️⃣ Музыка второго полонеза начинается строгими аккордами, в общем, как и большинство именно танцевальных полонезов.

🎶 Орнамент мелодии держится на этой прочной структуре, мелодия по своим интонациям отчасти напоминает народную, но по большому счету это героико-романтические вариации. Во всей музыке, даже в самых лирических ее моментах — скрытая мощь.

Евгений Божанов — 2 полонез в си-бемоль мажоре из 71 опуса. Исполняет на современном рояле. Видеопример на Ютубе

3️⃣ Третий полонез начинается с хорала в нижнем регистре. Полонезы на духовные тексты часто исполняли на католических церковных службах. Они были «строже» народных и возвышеннее светских, но имели ровно те же народные корни и часто исполнялись на мелодии, которые когда-то и были народными.

🎶 Здесь неумолимое движение в левой руке сопровождается мелодией в регистре человеческого голоса. Третий полонез — песня без слов, где взволнованная чувственность первого полонеза совмещена с затененной героикой второго.

Александра Бобровска. 3 полонез фа-минор из 71 опуса. Исполняет на рояле, современном Шопену. Видеопример на Ютубе

Генрих Семирадский. Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла, 1887

Давайте поговорим про большой блестящий полонез Шопена и узнаем, как он исполняется.

🙌 Большой блестящий полонез и анданте спианато — двухчастная композиция, попытка расширить, дополнить полонезный жанр. Вывести его из области музыки условно-танцевальной, или же просто этнической, придать ему черты большого стиля.

🎶 И раньше полонез вполне мог быть частью партиты или сюиты. Еще во времена Генделя, вместе с другой музыкой, произошедшей от танцевальной — сарабандой или жигой. Но осмыслить его как нечто, имеющее интродукцию — ведь анданте явно уступает ему и по сложности, и по выразительности — это было совершенно новым шагом.

🎼 Изначально полонез был написан для фортепиано и оркестра в 1830–1831 годах. Анданте Шопен написал позже, в 1834 году, когда успел уже поработать с крупной формой. Вполне возможно, что именно эта работа натолкнула его на мысль «дополнить» полонез.

🎹 Иногда полонез исполняется отдельно от анданте, иногда с оркестром, а иногда без оркестра. Оркестр здесь играет функцию аккомпанемента, Шопен ищет в нем тембровый ресурс, но для структуры он совершенно не нужен. Если переложение для фортепиано произведений, изначально написанных для оркестра, с использованием оркестрового мышления часто теряет в красках и смыслах, то Шопен, мысливший преимущественно звуками фортепиано, создает музыку именно для него, и другие инструменты в ней чаще всего опциональны.

🥁 Больше того, фортепиано с середины 1830-х годов звучит у Шопена как оркестр — здесь Шопен выходит за пределы блестящего фортепианного стиля и усложняет фактуру произведения, играя с разными фортепианными тембрами и красками.

🌟 Впрочем, Полонез действительно «блестящий» в смысле виртуозности. Brilliante — это стиль, подразумевающий бравурность, романтическую захваченность музыкой, порывы и внезапные остановки, взлеты и падения.

🦅 Если говорить об этом полонезе, то здесь — подъем вверх и одно сплошное движение вперед. Это путешествие над Польшей на высоте птичьего полета. Картины и образы стремительно меняются, элементы музык разных стилей смешиваются в пределах одной фразы. Это одновременно и игра, и восхищение Польшей, и ее прославление, и воспоминание о временах рыцарской доблести и славы.

Артуро Бенедетти Микеланджели — Анданте Спианато, Большой блестящий полонез op.22. Фортепиано соло.
Видеопример на Ютубе

Артур Рубинштейн. Большой блестящий полонез op.22. Фортепиано с оркестром.
Аудиопример на Ютубе

Эндрю Кэррик Го. Музыкальная история Шопена, 1879

Шопен и музыкальное образование

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;