Фридерик Шопен
Ранние произведения: вариации и полонезы
Уже первые произведения Шопена показали его талант и любовь к музыке. Послушаем вариации и узнаем, как молодой композитор писал полонезы.
🍼 Шопен был музыкальным вундеркиндом. Он блестяще импровизировал уже в раннем возрасте, а Шуберт называл его польским Моцартом. Первое серьезное сочинение — вариации на La ci darem la mano — привлекли к нему внимание. Стало ясно: в музыке проявилась яркая индивидуальность.
⚡️ Всю жизнь Шопен разрывался между искусством и политикой. Борьба за независимость Польши была для него столь важна, что он порой жалел, что предпочел политике искусство.
🎹 Он — один из немногих композиторов, кто был верен своему инструменту — Шопен писал преимущественно для фортепиано. Он, как и Ференц Лист, был тем, кто раздвинул границы представлений о фортепианном исполнительстве.
🇫🇷 Осенью 1831 года, будучи 21-летним молодым человеком, Шопен переехал в Париж, где обрел известность сразу же после одного концерта. Но предпочитал выступать в салонах — считал, что для такой атмосферы его музыка и манера игры подходят гораздо больше.
✨ Шопен был пианистом-виртуозом. Но его виртуозность имела свойство не технического «трансцентдентального» блеска и беглости. Наоборот, Шопен владел богатейшей палитрой оттенков звука и стремился к тому, чтобы рояль пел как человеческий голос.
🤝 Подружился с фабрикантом роялей Камиллом Плейелем, который стал его другом, делал инструменты специально для него и даже отправлял их Шопену в поездки.
💔 Шопен был несчастлив в любви. Отчасти из-за свойств чрезвычайно интровертного характера и очень чувствительной натуры, отчасти из-за неудачно складывавшихся обстоятельств. Последний, и самый долгий роман с Жорж Санд опосредованно привел к его ранней смерти.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вариации на тему арии Дона Жуана «La ci darem la mano» написаны в 1829 году. Давайте узнаем об истории их создания.
👤 Шопену 19 лет. Вариации — один из проверенных способов научиться писать музыку, и уже здесь видна яркая индивидуальность, с первых нот узнаваемая «шопеновская» атмосфера.
🖤 Шопен любит оперу, увлечен bel canto (хотя сам не поет — слишком интровертен), и расцвечивает простую, но гениальную моцартовскую тему богатейшими красками.
🗣 Роберт Шуман, услышав эти вариации, сказал: «Господа, снимите шляпы, перед нами гений». А это ведь всего второй опус композитора!
👦 Да, Шопен концертировал с 7–8 лет, блестяще импровизировал, но здесь поразительно то, что все интонации, которые позже можно встретить в музыке Шопена, уже присутствуют в этих вариациях.
→ Исполняет Эмиль Гилельс, запись радиотрансляции 1963 года
Аудио-пример на Ютубе
Послушаем три полонеза Шопена. Давайте узнаем подробнее, что это за жанр.
🇵🇱 Полонез — средневековый народный польский танец, который был принят двором и быстро распространился по всей Европе как элемент светского, придворного ритуала. Но в Польше он оставался народным и был очень распространен.
👤 Полонезы Шопена имели сильное влияние музыки именно народного танца, которая была чрезвычайно разнообразна, часто включала пение. Для Шопена полонезы были не просто музыкой alla polacсa, или данью своей культуре. Это — восхищение Польшей, размышления на тему ее судьбы и истории, попытка выразить то, что же такое на самом деле быть поляком.
💃 Танцевальный ритм есть во всех полонезах в явном или скрытом виде, и даже будучи скрытым, он придает музыке упругое внутреннее движение.
🎹 Три полонеза опус 71 были написаны в 1829 году. Порядковый номер был им присвоен уже после смерти Шопена, по времени они, конечно, ближе ко второму опусу, чем к семидесятому.
1️⃣ Первый полонез театрален, но не в смысле богатства образов, объемности чувств, экстравертной экспрессии. Под театральной музыкой мы в большей степени понимаем фортепианный театр Листа.
🎶 У Шопена это театральный монолог, произнесенный наедине с собой, точно и тонко схваченное течение мыслей и чувств, облеченное в такую форму. И ритм полонеза здесь — сбивчивый ритм волнующегося сердца.
→ Камиль Пачолец — 1 полонез ре-минор из 71 опуса. Исполняется на современном Шопену рояле. Видеопример на Ютубе
2️⃣ Музыка второго полонеза начинается строгими аккордами, в общем, как и большинство именно танцевальных полонезов.
🎶 Орнамент мелодии держится на этой прочной структуре, мелодия по своим интонациям отчасти напоминает народную, но по большому счету это героико-романтические вариации. Во всей музыке, даже в самых лирических ее моментах — скрытая мощь.
→ Евгений Божанов — 2 полонез в си-бемоль мажоре из 71 опуса. Исполняет на современном рояле. Видеопример на Ютубе
3️⃣ Третий полонез начинается с хорала в нижнем регистре. Полонезы на духовные тексты часто исполняли на католических церковных службах. Они были «строже» народных и возвышеннее светских, но имели ровно те же народные корни и часто исполнялись на мелодии, которые когда-то и были народными.
🎶 Здесь неумолимое движение в левой руке сопровождается мелодией в регистре человеческого голоса. Третий полонез — песня без слов, где взволнованная чувственность первого полонеза совмещена с затененной героикой второго.
→ Александра Бобровска. 3 полонез фа-минор из 71 опуса. Исполняет на рояле, современном Шопену. Видеопример на Ютубе
Давайте поговорим про большой блестящий полонез Шопена и узнаем, как он исполняется.
🙌 Большой блестящий полонез и анданте спианато — двухчастная композиция, попытка расширить, дополнить полонезный жанр. Вывести его из области музыки условно-танцевальной, или же просто этнической, придать ему черты большого стиля.
🎶 И раньше полонез вполне мог быть частью партиты или сюиты. Еще во времена Генделя, вместе с другой музыкой, произошедшей от танцевальной — сарабандой или жигой. Но осмыслить его как нечто, имеющее интродукцию — ведь анданте явно уступает ему и по сложности, и по выразительности — это было совершенно новым шагом.
🎼 Изначально полонез был написан для фортепиано и оркестра в 1830–1831 годах. Анданте Шопен написал позже, в 1834 году, когда успел уже поработать с крупной формой. Вполне возможно, что именно эта работа натолкнула его на мысль «дополнить» полонез.
🎹 Иногда полонез исполняется отдельно от анданте, иногда с оркестром, а иногда без оркестра. Оркестр здесь играет функцию аккомпанемента, Шопен ищет в нем тембровый ресурс, но для структуры он совершенно не нужен. Если переложение для фортепиано произведений, изначально написанных для оркестра, с использованием оркестрового мышления часто теряет в красках и смыслах, то Шопен, мысливший преимущественно звуками фортепиано, создает музыку именно для него, и другие инструменты в ней чаще всего опциональны.
🥁 Больше того, фортепиано с середины 1830-х годов звучит у Шопена как оркестр — здесь Шопен выходит за пределы блестящего фортепианного стиля и усложняет фактуру произведения, играя с разными фортепианными тембрами и красками.
🌟 Впрочем, Полонез действительно «блестящий» в смысле виртуозности. Brilliante — это стиль, подразумевающий бравурность, романтическую захваченность музыкой, порывы и внезапные остановки, взлеты и падения.
🦅 Если говорить об этом полонезе, то здесь — подъем вверх и одно сплошное движение вперед. Это путешествие над Польшей на высоте птичьего полета. Картины и образы стремительно меняются, элементы музык разных стилей смешиваются в пределах одной фразы. Это одновременно и игра, и восхищение Польшей, и ее прославление, и воспоминание о временах рыцарской доблести и славы.
→ Артуро Бенедетти Микеланджели — Анданте Спианато, Большой блестящий полонез op.22. Фортепиано соло.
Видеопример на Ютубе
→ Артур Рубинштейн. Большой блестящий полонез op.22. Фортепиано с оркестром.
Аудиопример на Ютубе
Шопен и музыкальное образование
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день