Фридерик Шопен
Скерцо и баллады
Мрачные скерцо и трагичные баллады. Посмотрим, на каких контрастах Шопен создавал свои произведения в этих жанрах и как их интерпретировали.
🎵 Жанр скерцо сравнительно новый. Он получил большое распространение в романтизме. Часто принятые менуэты в сонатах или в симфониях заменялись скерцо, и одновременно с этим скерцо стало совершенно самостоятельным жанром.
❓ В чем характерные черты скерцо?
➖ Эта музыка всегда характеризуется подвижностью и остротой.
➖ В ней нередки какие-то диссонирующие вещи, которые связаны даже не с индивидуальным языком композитора, а именно с жанром.
➖ Первоначально эта музыка забавная и забавляющая, почти шуточная, и, если смотреть на начало19 века, явно развлекательная.
♠️ Потом скерцо приобретет мрачный и декадентский характер. Уже упомянутый нами в разговоре о прелюдиях Шопена Шарль-Валантен Алькан написал даже Scherzo diabolico — дьявольское скерцо, сказав на самом деле банальность, поскольку романтический образ зла (не экзистенциального, а играющего, вечно подвижного, острого) как раз стилю этой музыки соответствовал. Переход к минору и к дьявольщине начался со скерцо Фридерика Шопена.
→ Исполняет Майкл Понти. Шарль-Валантен Алькан, Scherzo diabolico
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Давайте обсудим и послушаем первые два скерцо Шопена.
🎵1️⃣ Первое скерцо — си-минорное — было написано в 1831 году, и это буквально азбука искусства контрастов — искусства романтического. В симфониях или сонатах, допустим, Бетховена тоже есть контраст, но кроме него там есть много чего еще — и это назвали бы гармоническим заполнением. Но, по очень интересному выражению композитора и музыкального критика Бориса Филановского, «Все вот это гармоническое заполнение у Бетховена — это реки, по которым плывут корабли его тем». А в скерцо все дано в очень сжатом виде, очень эксплицитно, очень явно. Если мы хотим понять, что такое искусство романтизма в чистом виде, то можно начать как раз со скерцо Шопена.
🔥 Первое скерцо традиционно ассоциируется с картинами ада. Оно начинается с двух диссонирующих аккордов. Мелодия действительно зловеща, в средней части она контрастна — звучит традиционная польская колыбельная, от чего она становится еще жутче.
🎶2️⃣ Второе скерцо написано позже, в 1837 году. Это период когда Шопен все еще переживает разрыв с Марией Водзинской и влюбляется в Жорж Санд. Точно не известно, когда они познакомились, но это скерцо написано сразу после знакомства или даже до него. Ведь романтизм — это искусство предчувствия, искусство чего-то едва различимого, что только начинает ощущаться в воздухе.
⚡️ Во втором скерцо, в отличие от первого, более необычная структура. Ее довольно трудно однозначно определить, поэтому принято определять ее как шопеновское скерцо. Здесь такой же яркий контраст тем. Эта музыка о буре, о буре чувств, в ней есть весь спектр переживаний: от смеха и радости до слез и отчаяния, и переживания сменяют друг друга с чрезвычайной скоростью, что придает музыке большую интенсивность.
→ Исполняет Владимир Горовиц. Скерцо №1.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
→ Исполняет Владимир Горовиц. Скерцо №2.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Завершая разговор о скерцо, давайте послушаем 3 и 4, последние скерцо Шопена.
🎵3️⃣ Третье скерцо — до-диез минорн — было написано за 1838-1839 год, во время чудовищной зимы на Мальорке. Оно отличается от предыдущего тем, что у него более простая и традиционная структура, и сам контраст выражен ярче. Буря смены чувств остается, но каждое из чувств дано более развернуто.
🎶4️⃣ Четвертое, и последнее, скерцо ми-мажор было сочинено Шопеном в 1841 году. Предыдущее третье скерцо заканчивается достаточно просветленно, и если воспринимать их как цикл и искать внутренние связи, то можно сказать что третье скерцо подготавливает четвертое.
🎹✨ В четвертом скерцо также есть ясная схема, за пределы которой Шопен не выходит, но здесь нужно отметить его новаторство в области гармонии. Сам тональный план его сложнее и причудливее, чем что бы то ни было в романтической музыке того времени.
❗️ Именно здесь произошел выход за пределы. В этом скерцо остаются и контрасты, и их резкая смена, но какие-то конкретные образы, как в общем и во всем позднем творчестве Шопена, различить достаточно сложно.
🌪 Это или выхваченные, или мельком обозначенные впечатления, скорее даже оттенки впечатлений, которые сплетаются вместе и сосуществуют друг с другом исключительно благодаря жесткой и ясной форме. Если бы ее не было, то музыка такого рода могла бы развалиться и потерять свое единство, которое в четвертом скерцо может быть и не сразу заметно, но присутствует.
→ Исполняет Владимир Горовиц. Скерцо №3.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
→ Исполняет Владимир Горовиц. Скерцо №4.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
А теперь мы поговорим про баллады Шопена, которых у него, как и скерцо, всего четыре. Можно увидеть в них сходство: скерцо — это картина ада на земле, или картина земной жизни в богооставленности, а баллада — это то, как изгнание в эту земную жизнь происходило.
✝️ Шопен хотя и вел вполне светский образ жизни, был в большой степени религиозен. Так же, как и многие люди того времени, например, Жорж Санд, Шопен был мистически религиозен. В пользу этого говорят не только некоторые биографические свидетельства, но и музыка, которую он выбирал за основу, а также его интерес и симпатия к Баху.
📌 Сейчас мы вполне можем слушать Баха как светского композитора, не видя, не замечая и не чувствуя религиозных символов. А Шопен видел и знал и баховский символизм, и мотивы Голгофы. К примеру, ми-минорная тональность с одним диезом была не просто каким-то очередным минором, а как раз символом Голгофы — символом одного креста. Поэтому первую балладу Шопена можно назвать «воспоминаниями о грехопадении».
❌ Естественно, в трактовках советского времени и речи не могло быть ни о грехопадении, ни о Библии, ни о католицизме. Эта часть жизни Шопена была отрезана от его образа как, допустим, гомосексуальность и религиозность Чайковского. И все героическое и все масштабное было принято связывать единственно с темой боли за свою родину, то есть с патриотически-освободительными настроениями.
Давайте подробнее узнаем про жанр баллады и послушаем первую балладу Шопена.
🇫🇷 Само слово «баллада» старо-французское. Оно происходит от ballar (плясать), которое схожим образом пишется с итальянским ballare, но родина жанра именно Франция. Первоначально это была песня с музыкой, под которую действительно танцевали, и которая исполнялась менестрелями. Музыка погибла, ее не записывали, поэтому баллада воспринималась как жанр литературный. Он не был высоким (все высокое было религиозным), это были народные, любовные или сказочные сюжеты.
🎶📝 Баллада в классической музыке появляется около 18 века, когда композиторы начинают писать на сохранившиеся стихи музыку. Весь 18 век она существует приблизительно в таком формате. Но, как всегда, приходит гений и меняет все.
🕰 Первая баллада Шопена создавалась долго — с 1831 по 1835 годы. Написана в тональности соль минор и, несмотря на разную сюжетную трактовку, общая сюжетная канва и ее принципы устройства считывались совершенно одинаково.
💬 Первая часть — это воспоминания о прекрасном прошлом, вторая — финал, рассказ о трагедии настоящего и осознания безвыходности и невозможности возврата. Допустим, что можно было бы так сказать о прекрасной свободной Польше прошлого и ужасной угнетенной Польше настоящего, но это ведь попросту не логично. Шопен с его духом борьбы и надеждами на будущее своей страны вряд ли бы стал ее так живописать, создав произведение, которое его современниками, в том числе Робертом Шуманом, считалось равным его гению. Наиболее всего сюда подходят именно библейские, эпические трактовки: здесь Библия звучит как миф, и мало чем от него отличается.
→ Исполняет Святослав Рихтер. Баллада №1.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
Завершая беседу про баллады Шопена, давайте послушаем вторую балладу, опус 38.
🎹 Вторая баллада — фа мажор, как и большая часть музыки Шопена, сочинялась небыстро. Она была написана в 1836–37 годах, затем Шопен три года ее доделывал, вносил правки и опубликовал лишь в 1840-м.
🎶 В балладе удивительное начало. Она начинается с повторяющейся ноты до, из которой потом возникает удивительно мечтательная и поэтичная фольклорная мелодия, которая достаточно быстро прерывается бурным и даже несколько демоническим престо в ля миноре. Здесь контраст так же ярок, как и в скерцо Шопена.
💬 Сам жанр баллады всегда используется Шопеном для рассказа о каких-то больших и значительных вещах. Как бы ни было велико искушение привязать к музыке баллад романтические образы — истории про любовь и страдания, этого делать не стоит. Баллады всегда о внеличностном.
❔📖 Несмотря на то, что здесь не получается привязать конкретные образы, приходится говорить о наиболее близком. Скорее всего, здесь было продолжение библейских коннотаций и истории о грехопадении, которые вы слышали в первой балладе. Яркие, театральные контрасты наполнены драматизмом и, вполне возможно, что они повествуют о первых днях Адама и Евы на земле.
➡️ Они пробуждаются и сталкиваются с миром, который совершенно непохож на то, что они знали, в котором они страдают, в котором они борются за существование, но в них еще живо воспоминание о Рае. Мажорные части баллады скорее можно трактовать именно в таком ключе.
→ Исполняет Кристиан Цимерман. Баллада №2.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день