Фридерик Шопен
Сонаты для фортепиано
В сонатах Шопен неизменно следует своему принципу: в каждом произведении есть чувственность и прекрасные мелодии. Узнаем, как Шопен меняет сонаты под себя и у кого он учится.
🎵 Первая соната Шопеном была написана в 1828 году, а опубликована уже после смерти композитора в 1851. Сам Шопен, как и многие другие свои ранние произведения, считал эту сонату незрелой. Она была написана в период обучения у Эйслера и несет в себе следы чисто ученического желания сделать правильно, соблюсти форму, канон, научиться ему, но вместе с тем содержание ее достаточно необычно.
1️⃣ 🎶 Посмотрим на первую часть этой сонаты. Сразу хочется отметить необычную тему, в которой слишком много хроматизма. Такую тему можно было бы представить основой для фуги или просто поместить в ноктюрн или мазурку. Но представить ее как тему сонаты, которая обязательно подлежит развитию, и развитию по довольно строгим правилам — трудно.
2️⃣🎶 Второй необычный момент в том, что здесь тональность в экспозиции до минор и си и соль минор, и по строгим правилам сочинения сонат в репризе должен быть параллельный мажор, то есть ми бемоль мажор. Эти строгие правила, к примеру, соблюдал Моцарт: в 8 сонате экспозиция в ля миноре а реприза в до мажоре. Шопен дает экспозицию в тональности си и соль минор, что страшно необычно, до него такое соотношение тональностей не встречается нигде. И это могло бы говорить о его неумелости — мы могли бы сказать, что так пишут одаренные, но совсем не знающие правил сочинения сонат композиторы. А это не совсем так.
➖ Такой отход от принятого тонального плана, с одной стороны, является некоторым продолжение хроматизма темы — она ползет то вверх, то вниз и сползает практически незаметно в соседний минор.
➖ С другой стороны, если смотреть на эту сонату по прошествии 190 лет, то мы увидим, что такая вольность ознаменовала собой процесс распада строгой и стройной формы, которую пестовало классическое искусство.
→ Исполняет Никита Магалов. Соната №1, часть 1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут, 1 часть — 00.00–06.47
Теперь обсудим и послушаем вторую часть первой сонаты.
🎵💃 Менуэт из второй части сонаты странным образом напоминает мазурку. Это неудивительно, ведь Шопен был поляк и больше всего на свете любил польскую музыку. Так почему бы ему не изменить принятый для второй части сонаты танец, если он уже совершил революцию в первой части?
❓ Почему менуэт был частью сонаты?
🕰 Соната в процессе своего развития прошла разные стадии и одним из ее далеких предков, существовавших в барочные времена, была сюита или партита. Это произведение для инструмента из нескольких частей, которые написаны в одной тональности. Эти части имели размеры, ритмы и названия тех танцев, от которых они происходят, например, жига, аллеманда, куранта. А ко времени классической сонаты почти все они ушли из больших форм, из оставшихся самым популярным был менуэт.
→ Исполняет Никита Магалов. Соната №1, часть 2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут, 2 часть — 06.47–12.07
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь немного поговорим о третьей части первой сонаты Шопена.
🎵❤️ Третья часть — larghetto — вышла наиболее удачной. Шопен лучше всего на свете писал неторопливые и чувственные мелодии. И хотя ему, безусловно, удавалось все — и блестящие виртуозные пассажи, и та революция, которую он сделал в музыкальном языке, но любим и помним мы его не за это.
💬 Скажи «виртуозность» — мы вспомним Ференца Листа. Скажи «форма» — мы заговорим о Бетховене. Скажи «лиризм, чувственность, прекрасные мелодии», и вот тут мы вспомним Шопена. Ну, или Чайковского.
🎶 В создании сонаты Шопен отчасти ориентировался на образцы прошлого, поэтому в этой части есть следы Бетховена, которого Шопен естественно знал и слушал. Почему не Моцарта, а Бетховена? Просто потому что Бетховен, который умер в 1827 году (а соната написана в 1828), был тогда более актуален.
→ Исполняет Никита Магалов. Соната №1, часть 3
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты, 3 часть — 12.07–15.47
Завершая обсуждение первой сонаты Шопена, давайте поговорим о четвертой ее части.
🎵💫 Последняя четвертая часть сонаты написана в форме рондо. И если в чуть более позднем фортепианном концерте то же рондо является самой удачной частью, здесь так сказать нельзя. Снова, как и в первой части сонаты, возвращаются хроматизмы, и на примере этой части мы можем увидеть, как композитор учится работать с формой, сплетать ее в одно целое. Тем интереснее будет нам слушать вторую сонату Шопена, где он уже проявит все свое выдающееся техническое мастерство.
→ Исполняет Никита Магалов. Соната №1, часть 4
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут, 3 часть — 15.47–22.44
Теперь мы переходим ко второй сонате Шопена. Она была написана в 1839 году, то есть через 11 лет после первой. И несмотря на то, что технически мастерство Шопена выросло колоссально, самой известной частью опять стала третья, или медленная, часть — траурный марш. Что интересно, и тема второй части, и тема похоронного марша подготавливаются в первой — там на них уже есть намеки.
🎵1️⃣ Итак, Шопен уже прекрасно освоивший сонатную форму снова все делает по-своему. Конечно, в его музыке вне зависимости от вида произведения, всегда есть чувственность и образы. Если мы говорим о больших формах, интересно обратить внимание на то, что их составляет — на тот слой, который может быть и незаметен сразу при прослушивании.
⚡️ Музыка первой части крайне экспрессивна. Да, здесь опять множество хроматизмов, что вообще было в привычке Шопена. Этот способ выражать чувственность отчасти вберет в себя немецкий экспрессионизм, правда, изменив характер чувств и убрав жесткую привязку к гармонии.
🌓 Побочная тема совершенно противоположна главной и по настроению, и по содержанию. Это сделано для того, чтобы их столкновение было максимально эффектным. Когда две темы похожи друг на друга, как это было в начале первого концерта Бетховена, то им трудно развиться: им не от чего оттолкнуться и они, в конце концов, тонут и погибают. А когда темы разные, но не настолько, чтобы быть несоединимыми, при попытке столкнуть их в рамках одного произведения получается настоящий взрыв, который мы и можем здесь услышать.
→ Исполняет Сергей Рахманинов. Соната №2, часть 1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут, 1 часть — 00.00–05.50
Послушаем вторую, оживленную часть второй сонаты — скерцо.
🎼 Оживленность скерцо поддерживается довольно строгим ритмом аккордов, и в этой части наиболее интересна ее структура. Начало и конец в миноре, середина — в мажоре, но переход к середине совершенно не заметен. Когда в первой части начинается другая тема, то это слышно сразу — она совершенно другого характера. Здесь же в принципе то же самое, только чуть видоизмененное.
🎵 Абсолютная идентичность музыки в начале и в репризе делает интересную вещь: она как бы разделяет эту часть надвое. Но на это нужно смотреть сверху, вторая часть выступает символом границы, а структура — это способ показать эту границу музыкально. Говоря символами, это граница между жизнью и смертью.
→ Исполняет Сергей Рахманинов. Соната №2, часть 2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут, 2 часть — 05.50–11.10
Завершая разговор про сонаты Шопена, давайте обсудим третью и четвертую части второй сонаты, поговорим про ритм и послушаем два разных исполнения этих частей.
🎶3️⃣ Третья часть сонаты — это траурный марш и, пожалуй, самая известная музыка Шопена. Траурный марш сам по себе как вид музыки известен с глубокой древности. Это необязательно марш в военном смысле, хотя у римлян было и так, это — шествие, процессия. Темп этой части нетороплив, ритм мерный. Эта часть напоминает и сарабанду, которая была танцем, но потом стала музыкой к похоронам, и пассакалью, название которой переводится как «провожальная песня».
◼️ Траурные марши в произведения начали включать чуть позже, чем европейская музыка освоила сложные многочастные формы — приблизительно во времена Генделя. Когда нужно было показать, что героя хоронят, в произведение включался траурный марш. В сонатах, близких по времени к сонате Шопена, и симфониях это есть только у Бетховена, на которого Шопен, безусловно, ориентировался.
🌒 Этот траурный марш имеет три части, где первая и третья довольно похожи, а средняя опять напоминает нам ноктюрн. И об этой траурности в средней части нам напоминает только мерный ритм восьмых в аккомпанементе, который символизирует тяжелую поступь и неотвратимость смерти.
🎶4️⃣ Четвертая часть сонаты написана крайне необычно. В ней нет никакой гармонической составляющей. Есть только мелодия, которая исполняется в октаву двумя руками. Это смелый ход, но из-за скорости исполнения имеющаяся гармония как бы мерцает в воздухе, как будто мы видим движущиеся изображения при быстром движении кадров киноленты. По настроению это одна из самых трагических, мрачных и безысходных музык, написанных Шопеном.
→ Сергей Рахманинов. Соната №2, часть 3
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут, 3 часть — 11.10–17.25
→ Сергей Рахманинов. Соната №2, часть 4
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут, 4 часть — 17.25–18.52
→ Игнаций Ян Падеревский. Соната №2. Часть 3 и 4
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
🎧 Давайте послушаем несколько исполнений второй сонаты Шопена. Первые два — пианисты одного поколения, оба славянских корней, но разных традиций. Чем различаются между собой? Чем схожи? Чем отличаются от современных? Также давайте сравним их с современным исполнением канадского пианиста Марка-Андре Амлена.
→ Сергей Рахманинов. Соната №2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 18 минут
→ Игнаций Ян Падеревский. Соната №2. Часть 3 и 4
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
→ Пример современного исполнения. Марк-Андре Амлен. Соната №2
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 22 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день