Фридерик Шопен
Сонаты и трио
Шопен во всех жанрах и видах музыки создает нечто новое. Узнаем, почему же третья соната для фортепиано стала исключением, и послушаем сонату для виолончели и трио для виолончели, скрипки и фортепиано.
Третья соната была написана Шопеном в 1844 году и относится к позднему периоду его творчества. Давайте узнаем, в чем ее особенность и отличие от прочих произведений того периода.
🎼 В это время Шопен во всех жанрах и видах музыки, за которые он берется, создает нечто новое. Он использует структуру и форму вальса для выражения каких-то серьезных вещей, выходит за пределы формы и привычного на то время гармонического языка. Но в этой сонате он максимально консервативен. С точки зрения формы и по строгости и стройности своего устройства третья соната может стать в один уровень с сонатами Бетховена. В сонате Бетховен не может взяться из ниоткуда и исчезнуть в никуда, он всегда во взаимодействии и связи с любым другим музыкальным материалом.
🎹 Шопен, несмотря на обилие тематического материала, существует в пространстве этой сонаты удивительно гармонично. К середине 1840-х годов Шопен овладел великим искусством прятать концы в воду, затирать швы и создавать форму, которая полностью соответствует самым высоким и строгим требованиям органического единства.
🎶 Третья соната, как и вторая, состоит из 4 частей. Только вместо мрачного похоронного марша в третьей части здесь largo — медленная часть.
🎵1️⃣ Особенность первой части — allegro maestoso — такая же как у первой части второй сонаты — это отсутствие повторения главной темы в репризе. Но если во второй сонате это можно объяснить своеобразным чувством формы Шопено, то в третьей сонате это шопеновский юмор и рациональность, к которой он вообще-то был не склонен. Две темы первой части очень похожи, да и зачем давать в репризе все, если можно дать одно?
🎵2️⃣ Вторая часть — это скерцо. Структура его совершенно типичная для позднего Шопена — яркие контрасты тем. Однако, настроение этого скерцо весьма светлое и радостное, в нем нет и следа демонизма или траурности.
🎵3️⃣ Третья часть — это ларго. Удивительная воздушная мелодия с некоторым пасторальным оттенком и, что совершенно необычно для минорной сонаты, здесь счастливый и радостный финал. Если вторая соната у нас кончалась трагедией, то третья заканчивается умиротворенно, может быть, даже с надеждой.
👤 Это зрелый Шопен. Его жизнь нельзя было назвать безоблачной: в ней были и финансовые проблемы, и плохое здоровье, а в 1844–45 годах уже близился разрыв с Жорж Санд и их отношения не были идиллическими. Тем не менее, в конце этой сонаты есть какая-то успокоенность.
→ Исполняет Владимир Нильсен. Соната №3.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 25 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте послушаем и обсудим сонату для виолончели и фортепиано соль-минор, опус 65.
🎹 Шопен работал над ней достаточно долго, и работа шла весьма трудно. Соната была закончена в 1846 году, опубликована в 1847, и исполнена на последнем концерте Шопена, который состоялся в «La Salle Pleyel» в Париже в феврале 1848 года. Партию виолончели исполнял тот музыкант, кому соната и была посвящена — Огюст Франкомм (1808–1884).
🎼 Это произведение нельзя назвать большой творческой удачей Шопена, но оно позволяет подглядеть за его творческим процессом. Дело в том, что Шопен по-большому счету композитор одного инструмента — фортепиано. Да, он создавал произведения и для других инструментов. Но здесь работа шла достаточно трудно, поскольку Шопен и оркестровкой владел не очень хорошо, и на других инструментах не играл. Хотя, конечно, он понимал возможности их звучания, но не вполне освоился с ними.
→ Исполняют С. Рихтер и Н. Гутман. Соната для виолончели и фортепиано.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 30 минут
Теперь посмотрим на структуру сонаты для виолончели и узнаем, почему же это произведение нельзя назвать самым значимым и великим во всем творчестве Шопена.
🎵 В сонате 4 части: аллегро — скерцо — ларго — аллегро. Структура вполне традиционна и внутри этих частей все устроено в стиле Шопена. Но проблема с виолончелью здесь заключается в том, что, владея фортепиано, Шопен мог выдумывать, изобретать. Не зря говорят, что он великий композитор именно для фортепиано, поскольку он учитывал возможности техники и работал на их пределе — так, как этот предел виделся ему, безусловно выдающемуся пианисту.
🎻 Если говорить о виолончели, то здесь Шопен был более аккуратен. Он использовал свой божественный мелодический дар для того, чтобы создать ее партию, но был так же аккуратен, как и в случае с песнями. Ведь он создал достаточно много песен, которые прекрасны мелодически, но не привнесли в искусство lied ничего нового. Поэтому партия фортепиано в этой сонате гораздо колоритнее, чем партия виолончели. Надо отметить, что иногда не был рассчитан звуковой баланс: виолончель, играющая в малой или первой октаве, тонет в масштабных и полновесных аккордах фортепиано.
⭐️ Тем не менее это сочинение репертуарное — его и исполняют довольно часто, и записывали многие великие артисты. Даже если учесть, что это произведение — не самая большая удача Шопена, все равно — это великая музыка, поскольку она была написана великим композитором.
→ Исполняют С. Рихтер и Н. Гутман. Соната для виолончели и фортепиано.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 30 минут
Перейдем к зрелому периоду творчества Шопена и поговорим про фантазию фа минор из опуса 49, которая была написана им в течение 1840–1841 года.
🎵🌀 Сам жанр фантазии довольно старый, он появился еще в добарочную эпоху и был самым свободным жанром. Давайте разберем это в сравнении.
▪️ Если мы говорим о сонате классического или постклассического периода, то она обязательно должна соответствовать каким-то требованиям. Даже в эпоху распада сонатной формы к этой музыке предъявлялись требования в сложности и в новизне.
▫️ Если это вальс, то он обязательно должен быть трехдольным. Бывают более сложные размеры, как в вальсе из балета «Анюта» Валерия Гаврилина, где размера 3/4 нет вовсе. Но классическое понимание вальса — это размер 3/4.
▪️ Если это менуэт или мазурка, или жига, или другие танцесоставляющие жанры — сюита или партита — то там везде есть строгие ограничения, в которых не подразумевается фантазия.
▫️ Это касается не только дансантной музыки: например, в скерцо обязательно должны быть контрасты.
🎼💙 Фантазия может быть любой протяженности, любого состава и с материалом музыкальным в фантазии можно делать что угодно — в меру силы способностей. Несмотря на возраст жанра, сейчас он ассоциируется именно с романтизмом, романтическими порывами и изображением чувств. Ведь какая у чувств может быть форма? Они вечно меняются, вечно движутся и перетекают из одного в другое.
→ Исполняет Артуро Бенедетти Микеланджели. Фантазия фа минор.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13 минут
❓ Чем интересна фантазия Шопена?
🎹🎭 Фантазия фа минор Шопена явно сюжетна, очень выразительна и даже театральна. Это рассказ о каких-то событиях, которые не всегда можно точно определить. Что здесь явно прочитывается? Как и в до-минорном ноктюрне, или революционном этюде, или втором концерте для фортепиано с оркестром — здесь есть развернутый пролог в совершенно рыцарском, мужественном, героическом духе. Также здесь есть и лирика, некоторая мечтательность, и хорал, который практически всегда связан с церковной темой, и триумф с фанфарами просветление в конце.
💭🌀 Под это можно сочинить любой сюжет. Образность, заключенная в музыке Шопена, сделала ее привлекательной для авторов балетов. Структура ее чрезвычайно сложна, все эти контрастные темы поддерживают свое равновесие с большим искусством. В этой фантазии Шопен мастерски использует все свои принципы — в ней есть черты сонаты, есть вариации, есть блеск концертной виртуозности, без которого в то время было немыслимо ни одно большое фортепианное произведение, есть черты рондо. И на пересечении всех известных тогда жанров образуется вот это удивительно прекрасное эпическое произведение.
→ Исполняет Артуро Бенедетти Микеланджели. Фантазия фа минор.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день