Фридерик Шопен
Экспромты и вальсы
Вальс у Шопена становится не просто танцем, а настоящей формой высказывания — разговором со слушателем. Узнаем, как у него это получилось, и послушаем экспромты.
🎵 Шопен написал всего 17 вальсов, но мы послушаем только некоторые из них — более показательные с точки зрения эволюции его творческого языка и взглядов на музыку. Эту эволюцию можно разобрать на примере любых произведений, а на вальсах мы увидим еще одну ее грань.
🎼1️⃣ Самый первый вальс, опус 18 — «Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор» — написан Шопеном в 1831 году. Он напоминает любой другой вальс того времени: он вполне дансантен, то есть под него можно танцевать. Однако строгая сетка трехдольного размера немного сдвигается ритардандо — или с замедлением мелодии, которая нужна для интонационной выразительности — Шопен говорит с нами через фортепиано и не всегда в этом разговоре ритмы танца соблюдаются строго.
→ Исполняет Валентина Лисица.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎹 Следующие 4 года Шопен вальсов не писал, и в 1835 году появляется опус 34, состоящий из трех вальсов. Это блестящий вальс ля-бемоль мажор — опус 34, №1, вальс ля минор — опус 34 №2, и блестящий вальс фа мажор — опус 34 №3.
🎼 Средняя часть — второй вальс — медленная как средняя часть принятого тогда инструментального концерта. Этот опус — романтические эксперименты с формой, которые пытаются раздвинуть ее границы и границы музыки вообще. Ведь еще, допустим, в конце 18 века никому и в голову не могло прийти объединить три вальса одним опусом и сделать из них какую-то цельную композицию.
💃🔜🎶 В этих вальсах происходит небольшой отход от танцевальности — это больше не прикладная музыка для танца. Если в первом вальсе Шопен формально соблюдал все вальсовые правила, то здесь скорее танец и сама композиция служит поводом для раскрытия чувства — это можно назвать картиной на балу. Это не музыка, под которую танцуют, а это музыка о том, что чувствуют ее персонажи, когда кружатся в вальсе.
→ Исполняет Марек Древновский. Блестящий вальс ля-бемоль мажор — опус 34, №1.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
→ Исполняет J. Hanuszkiewicz. Блестящий вальс ля-бемоль мажор — опус 34, №2.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
→ Исполняет Артур Рубинштейн. Блестящий вальс ля-бемоль мажор — опус 34, №3.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🎵 Следующий опус из трех вальсов №64 был написан спустя десять с лишним лет — он был опубликован в 1847 году. Это уже время расставания Шопена с Жорж Санд, и этот опус Шопена имеет еще более необычную структуру, чем 34 опус. Да, здесь сохраняется пропорция частей быстро-медленно-быстро, но сами эти части совершенно непохожи на вальс.
🎶 Вальс здесь становится формой высказывания, и неустойчивый трехдольный ритм, который вынуждает музыку постоянно двигаться вперед, используется Шопеном для особого свойства художественной выразительности.
💜 Первый вальс в ре-бемоль мажоре посвящен Дельфине Потоцкой — красавице в которую Шопен был влюблен в поздние годы жизни. Его, позднее, стали называть «Вальс-минутка», потому что он длится действительно около минуты.
🐾 Это совершенно маленький и очаровательный Valse du petit chien — то есть «Вальс маленькой собачки». Если знать это перед прослушиванием, то можно представить, как маленькая собачка вертится и скачет вокруг нас и будто семенит своими маленькими лапками.
💌 Чтобы глубже понять Шопена, можно почитать фрагменты писем Шопена к Дельфине Потоцкой.
→ Исполняет Рафал Блехач. Вальс-минутка — опус 64, №1.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Давайте послушаем и обсудим второй и третий вальсы 64 опуса — до-диез минор и ля-бемоль мажор.
🎶2️⃣ Второй вальс — до-диез минор, и здесь — шутки в сторону! Никаких музыкальных портретов, никаких изображений собачек — все очень и очень серьезно. Минорный вальс — один из самых известных и один из самых печальных вальсов Шопена. Здесь мы можем услышать уже то, что знаем по ноктюрнам и по некоторым прелюдиям — это вокальная выразительность мелодии, которая будто бы с нами говорит. Но трехдольный ритм вальса приводит к тому, что развивающееся в музыке чувство никак не может закончится и всегда требует продолжения.
↪️ И для того, чтобы начать среднюю часть, Шопен завершает первую тактом, где есть только две четверти — то есть он искусственно создает некоторую устойчивость. Конечно, здесь и речи быть не может, чтобы под этот вальс танцевать. Эта музыка для слушания, здесь не изображаются картины вальса и не описываются чувства танцующих. Мы восхищаемся, как внутренние принципы устройства жанра используются для высочайших художественных задач. Похвалим Шопена!
🎵3️⃣ Третий вальс в ля-бемоль мажоре совсем не радостный. В нем нет привычных нам шопеновских трагедий, героики, скорби или печали. В нем есть душность — невозможность сделать вдох. Его тональный план очень своеобразен — он полон сложных модуляций и в общем и целом этот вальс — Парижский.
🌞 Естественно, мажор — это картины природы или мира. Здесь рисуется свет, от которого Шопен устал, и из которого он не может никуда деться, потому что мелодия, начавшись с ля-бемоль мажора, в него же и приходит. Это вполне традиционно, что произведение в одной тональности ей же и заканчивается. И хотя так бывает не всегда, во времена Шопена это было принято, и здесь это становится средством выразительности. Неостановимость вальса превращается в почти клаустрофобную замкнутость.
→ Исполняет Артур Рубинштейн. Вальс до-диез минор — опус 64, №2.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Исполняет Артур Рубинштейн. Вальс ля-бемоль мажор — опус 64, №3.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Давайте теперь поговорим про экспромты, узнаем, что это за жанр и чем интересны экспромты Шопена.
🎶💫 Жанр Impromtu — экспромт — был оформлен в музыку Францем Шубертом. Импровизации существовали всегда, но Шуберт как-бы отлил их в форме, где есть 3 контрастные части, как и во всех инструментальных концертах. Допустим это быстро-медленно-быстро, и не просто быстро-медленно-быстро, а A-B-A, где первая и третья части в общем и целом похожи, просто завершаются по-разному.
🚂 Шуберт умер в 1828 году, Бетховен — в 1827. И как-то так получилось, что 22-летний Шопен, на пути в Париж в 1832 году проехал через Вену — и был там воспринят как тот, кто может заменить собой этих двух ушедших гениев.
➡️ Всего Шопен написал 4 экспромта. Impromtu Шопена отчасти наследует Impromtu Шуберта, по крайней мере, первые три экспромта имеют такую же трехчастную структуру и они основаны на одном пианистическом приеме. А вот четвертый экспромт достаточно сильно от них отличается.
❓ К чему отсылает пианистический прием?
🎹 Опора на некий пианистический прием делает экспромты Шопена похожими на его этюды и вообще на этюды в принципе. А для чего нужны этюды? Для нескучного совершенствования мастерства и по большому счету лишь в 19 веке — в эпоху романтизма — они начали подниматься до степени высокого искусства. Но с другой стороны, общая мелодика и поэтичность экспромтов напоминают уже знакомые нам шопеновские ноктюрны.
→ Исполняет Святослав Рихтер. Франц Шуберт. Экспромт №2 ми-бемоль мажор.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Давайте послушаем и разберем каждый из 4 экспромтов Шопена.
1️⃣ Первый экспромт Шопена — ля-бемоль-мажорный — он очаровательно светский и изящный.
2️⃣ Второй — фа-диез-мажорный: более героический, в нем больше народных польских интонаций.
3️⃣ Третий — соль-бемоль-мажорный — достаточно прост, с точки зрения музыкальной темы, но чрезвычайно разнообразен с точки зрения гармонии.
4️⃣ «Фантазию-экспромт до-диез минор» Шопен вообще не предполагал публиковать, но, как ни странно, это одна из самых известных его музык. Она была опубликована только в середине 1850-х, и ее название — «Фантазия-экспромт» — было как раз при публикации, то есть Шопен думал оставить это экспромтом.
🎵🌪 В последнем экспромте есть три контрастные части, как и в трех предыдущих, но так же есть одна интересная особенность. Этот ноктюрн монотематичен. Как и у Шуберта, и в трех предыдущих ноктюрнах Шопена, форма A-B-A, подразумевает что в A и B — разные музыкальные темы. А здесь в части B — просто вариации одной и той же, то есть структуру экспромта можно обозначить как A-A1-A. Эта особенность находится в числе гениальных прозрений Шопена, направленных далеко в будущее. Самая ближайшая аналогия, которая приходит на ум, это си-минорная соната Листа. Она не монотематична, но так же все ее разделы сплавлены друг с другом.
→ Исполняет Владимир Ашкенази. Экспромт Шопена №1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Исполняет Даниил Трифонов. «Фантазия-экспромт».
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день