angle-down facebook instagram vkontakte warning

Новогодняя и рождественская музыка

Опера «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова

Опера «Ночь перед Рождеством» написана по мотивам одного из самых известных рождественских произведений — «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Поговорим о произведении и его авторе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

👥 Есть такой стереотип, что из всей «Могучей кучки» Мусоргский был самым талантливым, а Римский-Корсаков самым умелым. Это недалеко от истины, кроме того, что это достаточно сильное упрощение — говорить, что один или другой композитор более талантлив, значит рисковать, вступить на опасную почву выстраивания каких-то совершенно искусственных конструкций. Шопен талантливее Листа? В каком-то смысле да — он эмоционально и психологически глубже. Но талант Листа в другом — к примеру, у него нет такой эмоциональной тонкости, зато есть яркость, эффектность, экспрессия, которую часто ошибочно называют внешним блеском — вряд ли этот блеск возможен с пустотой внутри: Листа всю жизнь занимали не только вопросы светской жизни, он думал о вере, о любви, о дьяволе, об искушениях, у него был своеобразный философский ум.

🎹 Конечно, по техническому мастерству Римский-Корсаков превосходил всех прочих. Но отказывать ему в таланте тоже совсем не правильно. Бывший морской офицер — «белая косточка», который брался за композицию с серьезностью морехода, которому всегда надо быть очень внимательным, просчитывать действия такой сложной системы, как корабль, потому что от этого зависит жизнь, море — штука опасная.

🎼 И к композиции он подходил похожим образом — очень системно, очень строго. Строг он был в первую очередь к себе: много трудился, выстраивал свои системы композиции, пытаясь обобщить опыт предшествующих поколений.

✍️ Его «Практический учебник гармонии» написан достаточно сухим языком, в нем нет лишних подробностей, он чем-то похож на военный устав. Тем не менее, эта система прекрасно и очень логично сложена.

⚡️ О конфликте Римского-Корсакова и Чайковского мы упомянем шуткой: «Когда Чайковский умер, Римский-Корсаков наконец начал писать хорошие оперы», то есть Чайковский ему мешал просто своим существованием, и Римский-Корсаков был вынужден на него ориентироваться. И хотя в 1890-е годы в творчестве Римского-Корсакова действительно происходит очень большой подъем, вряд ли это было связано — просто так совпало.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте обсудим, когда была написана опера.

🎵 «Ночь перед Рождеством» была написана в 1895 году. Тогда Римский-Корсаков еще не вполне воспринял влияние Вагнера, но уже мощно стремился в сторону сказочности. Это русская опера-сказка, которая генетически восходит к опере Глинки «Руслан и Людмила», но оформилась и родилась она именно под пером Римского-Корсакова.

📖 В основу либретто легло произведение Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Либретто написал сам Римский-Корсаков, и оно вышло просто замечательным. Он очень тонко чувствовал связь слова и музыки, очень выразительно расцвечивал эмоциональную картину произведения.

Узнаем сюжет оперы и разберем, какие в ней есть персонажи.

✍️ Оперу на этот гоголевский сюжет первым все-таки написал Петр Ильич Чайковский. Да, она была не самой удачной, и либретто Якова Полонского тоже было далеко не блистательным. Но все-таки Римский-Корсаков, пока был жив Петр Ильич, не решался взяться за оперу на этот сюжет, который ему очень люб.

🥁 Опера начинается с оркестрового вступления, которое называется «Святый вечер». Это музыка, которая живописует картину природы — а у Римского-Корсакова это получалось, наверное, лучше, чем у всех прочих российских композиторов.

И действие начинается, конечно же, с волшебства. Из хаты на метле вылетает Солоха и начинает петь колядки, а потом является черт. Все сразу начинается с мира волшебного. Черт не доволен тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь, и намалевал его больно уж страшным.

🎶 Кстати, это интересно — и кузнеца Вакулу, и Черта, и Дьяка, который появляется позже — поют тенора. Естественно, самым красивым и звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, и это очень точно угадано в фильме 1961 года «Вечера на хуторе близ Диканьки». Голоса выбраны похожим образом: кузнец Вакула говорит мужественным тенором, Дьяк (Сергей Мартинсон), наоборот, имеет тенор комический, такой подрагивающий, немного гнусавый, Черт же тоже имеет тенор, но немного хрипловатый. А в опере Римского-Корсакова Солоха — это меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде», или Азучену в «Трубадуре» того же Верди. Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы».

Посмотрим, чем заканчивается сюжет оперы, и какие в ней есть странности.

🌙 Итак, Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэт и улетают. То есть понятно — семья у Вакулы непростая. Сам он кузнец — а кузнец считался в деревнях человеком, имеющим дело с нечистой силой. Кузнецы всегда жили на отшибе и ничем другим, кроме своего ремесла, не занимались. Считалось, что кузнец с нечистой силой на короткой ноге. Что нам и показывают Римский-Корсаков и, прежде всего, Гоголь.

🌒 Месяц Черт все-таки похищает, но это не центральная история. Центральная история — любовная. Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и, конечно, вокруг этой влюбленности разворачивается все повествование.

🎭 Есть потрясающая по своему комизму сцена: Черт похищает месяц, становится темно, Дьяк приглашает всех к себе на кутью, а все теряют дорогу к его дому и приходят к Солохе, как и сам Дьяк в конце концов. И есть замечательная комическая «ария Головы»: «Здравствуй, милая Солоха, как ты поживаешь?». Комическая ария, конечно, поручена здесь баритону. Но всю эту комичность лучше видеть, чем про нее читать.

🎵 Точка, с которой начинают разворачиваться события — это колядка, во время которой Оксана, дочь Чуба, замечает черевички на одной из девушек и говорит Вакуле: «Никто мне такие черевички не подарит». А Вакула отвечает: «Ну а как? А как же? А я?». На что Оксана приказывает: «Достань мне черевички такие, как Императрица носит». Вот как раз с Императрицей при первом исполнении возникла достаточно большая проблема, потому что практически все время существования Российской Империи членов императорской фамилии на сцене изображать не позволялось. Но каким-то образом у Римского-Корсакова получилось договориться так, что вместо Императрицы в итоге появился Император, что, конечно, создало довольно странный смысловой кульбит — причем здесь Император и черевички? Условия такие: если Вакула достанет черевички, то Оксана за него выходит замуж, нет — не выходит.

❤️ В итоге все, конечно, заканчивается хорошо: Вакула достает черевички, и так как это опера-сказка про любовь, в конце возвышенные любовные сцены очень хорошо чередуются с бытовыми зарисовками — например, замечательным дуэтом «Двух баб». А заканчивается опера большой хоровой сценой, которая была написана Римским-Корсаковым в память о Гоголе.

🎄 И если «Щелкунчик» — это новогодний балет, то с новогодней оперой в русской музыкальной традиции как-то не сложилась. И, пожалуй, вот она — самая известная, самая интересная и близкая сердцам многих. Давайте послушаем блистательную аудиозапись оперы 1948 года.

Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Ночь перед Рождеством».
Аудиопример
Время прослушивания: 2 часа 15 минут

🎞 А чтобы проникнуться предновогодней атмосферой еще больше, предлагаем посмотреть замечательную экранизацию 1961 года.
Видеопример
Время просмотра: 1 час 6 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;