angle-down facebook instagram vkontakte warning

Новогодняя и рождественская музыка

Опера-сказка «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка

Опера Хумпердинка — это история о чуде, с которым всегда ассоциируется Рождество. Она поучительна и дидактична, как и все святочные рассказы. Обсудим эту историю и разберем ее сюжет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎵 Если бы не эта опера, скорее всего, имя Энгельберта Хумпердинка (1854–1921) было бы забыто со временем. Он стал бы в ряде прочих «поствагнерианцев», будучи неспособным ни повторить успехов кумира, ни создать нечто настолько индивидуальное, чтобы стать самостоятельной фигурой.

🎊 Эта опера была аллюзией не то на мейстерзингеров, не то на «Парсифаль», в постановке которого Хумпердинк участвовал в 1881 году. Но так случилось, что она вошла в предрождественский репертуар немецких театров. Почему?

Основа оперы — сказка братьев Гримм. Ведь сказки тоже по-своему дидактичны, вопрос в том, что высветить в их богатом сюжете. Музыка дает на него прямой ответ: увертюра начинается с молитвы, которую мы услышим во втором действии.

Здесь есть некоторое противоречие между тяжелым мифологически-музыкальным наследием Вагнера и сказочным сюжетом, явно рассчитанным на детей. Но так случилось, что опера полюбилась и детям, и взрослым. Первых увлекала сказка, вторых — вероятно, музыка.

👶 Представление о том, что детям нравится благозвучное, а диссонантое любят только суровые академисты — по большому счету, стереотип. Все зависит от музыкальных впечатлений детства. Венгерские дети, которые в музыкальной школе играют много Бартока, чаще всего не испытывают проблем с восприятием чего-то выходящего за пределы классической гармонии.

🎁 А рождественская тема может быть выражена множеством способов. От «Девочки со спичками» Г.Х. Андерсена до «Mein Herz Brennt» группы Rammstein.

Цветная шелкографическая афиша пьесы «Гензель и Гретель» в Театре изящных искусств в Лос-Анджелесе

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Эта опера выглядит набором музыкальных фрагментов, между которыми есть определенные музыкальные связки. Давайте узнаем, почему, поговорим о голосах и сюжете.

✍️ Либретто к этой опере написала сестра Хумпердинка Адельхайд Ветте, и сначала вообще не планировалось что это будет опера. Это было несколько песен, музыка к ним, да и ко всей опере, имеет очень сильные связи с народной музыкой, и эти несколько песен постепенно превратились в цельную трехактную оперу.

🗣 Партия Гензеля исполняется сопрано, партия Гретель меццо-сопрано. Это довольно частая практика в опере, когда роль или мальчика, или совсем молодого юноши поручается низкому женскому голосу. Керубино в «Свадьбе Фигаро», Ваня в «Жизни за царя» или паж в «Риголетто» — сопрано, причем обычно сопрано высокое.

👇 В чем сюжет оперы?

🎼 Опера состоит из трех актов. В первых двух три сцены. В третьем акте пять сцен. Начинается опера в доме Гензеля и Гретель. Гретель вяжет, Гензель делает веник. Их семья очень бедна, и они радуются тому, что сосед дал их матери кружку молока, и значит, они могут сделать праздничный пудинг. От этого у них повышается настроение, они бросают работу, начинают танцевать, и тут возвращается мать. Гертруда, видя что ее дети не работают, приходит в совершеннейшую ярость, угрожает их избить и сметает со стола эту крынку молока.

🥛 Семья действительно настолько бедная, что у них нет даже коровы, а это, учитывая возраст сказки, для Германии и вообще для сельской жизни значит положение очень бедственное.

🌲 После этого мать отправляет Гензеля и Гретель в лес Ильзенштейн, в котором полно опасностей, злых духов и где живет ведьма, чтобы они в этом лесу собрали клубнику. Ее гнев утихает, и она жалеет о своем поступке и думает «Что ж такое я сделала!». Здесь происходит третье обращение к Богу (первое было во вступлении к опере, второе в начале, когда Гретель цитирует слова отца, что «В Величайшей нужде Господь протягивает руку»). И Гертруда просит Бога сделать так, чтобы ее дети вернулись, потому что она, хоть и гневается на них, но все-таки любит.

🏡 Третья сцена начинается в доме семьи, куда возвращается отец. Он пьян и в очень хорошем настроении. Он приносит много еды, потому что на ярмарке очень успешно продал свои веники. Отцу весело, но он замечает, что детей нет, и спрашивает у Гертруды, где они. Гертруда переводит разговор на разбитую крынку молока, он отвлекается, но потом все равно спрашивает.

👩‍🦱 Гертруда признается, что в порыве гнева отправила детей в лес Ильзенштейн собирать клубнику. «Ты что?! — говорит отец. — Там же живет злая ведьма, которая закармливает детей сладостями, а потом делает из них в печке имбирные пряники!» И они отправляются искать детей в лес.

🎵 Между первым и вторым актами играет интерлюдия. Первые два акта часто объединяют друг с другом, и получается такое структурное равновесие — один акт на шесть сцен, и второй акт — на пять сцен.

2️⃣🎶 Второй акт, если следовать задуманной Хумпердинком структуре, переносит нас в лес, где Гензель и Гретель сумели все-таки собрать корзинку ягод. Здесь есть совершенно очаровательные музыкальные моменты, такие, как пение кукушки и то, как дети ей подражают. Они собираются повернуть домой, но начинает темнеть. Опускается зловещий туман, и эта перемена очень красочно отражена в музыке — дети в ужасе, но появляется Дрёма и успокаивает их.

😨 Конечно, первое появление Дрёмы, маленького человечка, очень пугает Гензеля и Гретель. Но Дрёма говорит «Нет, нет, нет! Все в порядке! Я пришел вас убаюкать!», и дети вместе поют дуэт-молитву, это получается четвертое обращение к Богу, и, пожалуй, самая красивая и самая трогательная музыка из всей, что есть в этой опере.

😇 После молитвы следует пантомимическая сцена: с неба спускаются 14 ангелов, чтобы охранять сон детей, и мрачный и пугающий лес вдруг наполняется светом.

Третье действие продолжается в лесу.

🧚 Приходит фея утренней росы (в русском переводе это просто добрая фея), которая брызгами росы будит сначала Гретель, а та уже будит соню Гензеля. И они рассказывают друг другу об одном и том же удивительном сне: что ангелы спустились с неба и охраняли их, пока они спят.

🏠 Внезапно они видят имбирный дом. Крыша у него сделана из пряников, окна из лакрицы, стены из печенья, а слева видна печка. Пока ничего зловещего, а вот справа — клетка, это уже чуть более мрачное. Забор этого дома сделан из имбирных фигурок детей, и это уже, конечно, кошмар. Понимаем это мы, а наши герои — пока нет. Они смотрят на эти сладости и, конечно, не могут устоять перед искушением, чтобы их попробовать.

🧙‍♀️ Тут появляется ведьма. Дважды она спрашивает «Кто это грызет мой пряничный домик?». Дети не обращают никакого внимания, и на третий раз она ловит Гензеля веревкой. Дети в ужасе, но она говорит: «Ах вы сладкоморденькие!» И говорит, что ничего она в жизни не любит больше, чем кормить детей сладостями.

😏 Но, конечно, дети ей не доверяют, пытаются убежать, но она останавливает их волшебной палочкой и повелевает ими: заставляет Гретель танцевать, но дети ее обманывают — очевидно, ведьма подслеповата. Конечно, она хочет этих детей приготовить, но чтобы их приготовить, их нужно откормить. Поэтому она сажает Гензеля на миндалево-изюмную диету, и когда просит показать ей пальчик, Гензель вместо этого подсовывает ей косточку. «Ах, какой ты тощий! — говорит ведьма, — Надо тебя еще откормить!» и засыпает. Но когда она засыпает, у детей получается украсть ее волшебную палочку.

🔥 У детей получается заманить ведьму в печку, и она превращается в огромный имбирный пряник. После этого Гензель расколдовывает детей, которые стояли в качестве забора, они оживают, и слышатся голоса родителей Гензеля и Гретель, которые их все-таки нашли.

🗣 Отец говорит: «Посмотрите, какое чудо случилось!» — и читает мораль, что все, что было, это наказание за их проступки. И он повторяет те слова, которые пересказывает Гретель в первом действии, что «В самой большой нужде Бог протягивает руку».

👨‍👩‍👧‍👦 Это замечательная и очень трогательная история, которая тесно связана с немецкой культурой, в первую очередь, с немецкой народной музыкой. И наибольшую популярность она приобрела именно в Германии. Давайте послушаем ее.

Энгельберт Хумпердинк. «Гензель и Гретель».
Видеопример
Время прослушивания: 1 час 47 минут

→ «Гензель и Гретель» (реж. Август Эвердинг, 1981).
Видеопример
Время просмотра: 1 час 47 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;