angle-down facebook instagram vkontakte warning

Новогодняя и рождественская музыка

Старые и новые русские традиции: колядки и «Голубой огонек»

Колядки — часть Рождества, сохранившаяся с далеких-далеких времен, а «Голубой огонек» — обязательный атрибут Нового года вот уже больше 50 лет. Поговорим об этих традициях и их истоках.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🕯 Вообще колядки поются в сочельник, перед Рождеством. Но так получилось, что католическое Рождество отделилось от православного, и, когда мы перешли на григорианский календарь, Рождество осталось во временных рамках старого. А Новый год стал праздником-праздником уже в советское время. До сих пор во многих европейских странах Рождеству придают гораздо больше смысла и важности, чем Новому году. Конец тоскливого октября и еще более тоскливого ноября подкрашивается приготовлениями именно к Рождеству: есть разнообразные Рождественские ярмарки, но новогодних особенно нет. Да, общество становится более светским, но есть некоторые традиции, которые живут долго. К такой традиции относятся и колядки.

🎃 След таких традиций остался в европейской и, как ни странно, американской культуре. На Хэллоуин дети наряжаются в разных монстров и ходят по домам, звоня в дверь и задавая один вопрос: «Trick or treat?», и таким образом выпрашивают сладости. За этим стоит другая мифология, связанная с нечистой силой, но все-таки какая-то общность есть.

🎵 Колядки — это обрядовые песни, которые пели в сочельник, в канун Рождества. Название «сочельник» происходит от блюда сочень или сочение — это такие постные и пресные лепешки. Весь сочельник следовало поститься и разговляться соченями и кутьей. В «Ночи перед Рождеством» ария Головы или «рассказ Головы» начинается словами «Здравствуй, милая Солоха, как ты поживаешь, как твое здоровье? На кутью к дьяку был зван я, да идти раздумал». Кутья — это ржаная, или пшеничная, или ячменная сладкая каша, иногда с добавлением изюма, орехов или меда.

🎶 Что делали на сочельник? Пели, плясали, веселились, рядились в разные костюмы, ходили по улицам, подходили к разным домам, колядовали, желали счастья.

☦️ О колядках, как и обо всем языческом наследии Руси, мы знаем довольно мало — очень многое было уничтожено христианством. Естественно, колядки не записывались в летописях, потому что летописи вели монастыри. И интерес к фольклору, который проснулся в 19 веке, в связи с расцветом романтизма, тоже был несколько специфичным. Нам было бы интересно точно записать народную песню, послушать, как она звучит, и узнать, чем отличается от той музыки, которая создана в академической традиции. А эти песни записывались исследователями, но вместе с тем они дорабатывались, облагораживались.

🔉 Большой интерес к фольклору в эпоху аудиозаписи в России возник только в 1960-е годы, во времена «оттепели». И к этому времени в первоначальном виде даже в глухих деревнях сохранилось немногое. То есть это уже были песни с большим влиянием современной музыки, которую услышали по радио, и темы были тоже вполне из 20 века, но что-то все-таки сохранилось.

📍 Сам обряд колядования совершенно языческий. С чем он связан, до конца не очень понятно. Да и откуда слово происходит, мы тоже не знаем: то ли это «кола» — колесо календарного года, которое должно было прокручиваться, поворачиваться 6 января, хотя день зимнего солнцестояния был пораньше — 21 декабря. То ли это вообще позднее заимствование из латинского слова «Calendae».

🌲 Для существования колядок городская среда не очень подходит, тем более сейчас, когда подъезды все с домофонами. Это именно коллективное действие, которое возможно в деревне или поселке, когда люди ходят от дома к дому. Давайте послушаем несколько веселых колядок и проникнемся предпраздничным настроением.

🇺🇦 Лучше всего сохранились колядки из Украины. И те колядки, которые мы слышим у Римского-Корсакова, пусть их обработка довольно сложна по устройству, все равно достаточно близки к тому, что, вероятно, было.

«Щедрик». Обработка Николая Леонтовича и Юрия Потеенко.
Видеопример
Время прослушивания: 7 минут

Колядка «Пречистая Дiво».
Видеопример
Время прослушивания: 3 минуты

Колядка «А в Ерусалиме рано зазвонили».
Видеопример
Время прослушивания: 2 минуты

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрим относительно современную версию, как может звучать колядка.

🎵 Как могла бы выглядеть колядка сейчас? На этой записи мы видим попытку реконструкции Рождественской колядки, которая сделана с учетом классического балета и всех экспериментов хореографии — народного здесь практически не осталось. Давайте посмотрим и попробуем прочувствовать атмосферу колядки.

Колядка «Радость». Брестская запись 1990-х годов.
Видео: https://disk.yandex.ru/i/N8fN9K8QFONRVw
Время прослушивания: 5 минут

А вот такая колядка звучит в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это современная для 1960-х обработка, но хор поет в народной манере, нет никакого элемента развлекательности, который есть в предыдущей записи. Это не народные танцы, а экспортные народные танцы — как, допустим, неаполитанские песни и романсы являются тоже экспортным итальянским продуктом. Одно дело то, что записывали Карузо, Джильи и Дель Монако, другое — то, что пели в самом Неаполе непрофессиональные певцы — вот это и были неаполитанские песни, народные. Здесь показано, что колядка — это именно обряд. Как и в повести Гоголя, так и в фильме здесь есть здоровый дух язычества, о котором, конечно, мы тоже совсем ничего не знаем, но можем себе как-то представлять.

Рождественские колядки из фильма «Ночь перед Рождеством».
Видео: https://disk.yandex.ru/i/5rL_W-fyyZzIxQ
Время прослушивания: 2 минуты

🔉 И завершим мы записью, которая сделана непрофессионалами — школьным фольклорным ансамблем. Видно, что его руководительница, которая поет вместе с детьми, заканчивала, скорее всего, музыкальное училище по специальности «Народное пение» — потому что она поет именно в той манере, в которой учили петь лет 40 назад.

Фольклорная группа «Млада». Рождественская колядка «Ой, ты пан Иван, застилай столы».
Видео: https://disk.yandex.ru/i/RIobSvlBsbRlLA
Время прослушивания: 2 минуты

🎼 Подводя итог, надо сказать, что народной музыки мы практически не знаем, или знаем в обработках, к примеру, в обработках Леонтовича. И близки ли они к народной музыке или далеки — это вещи совершенно непроверяемые. Вместе с тем, в этих песнях мы можем услышать следы немного другой музыкальной вселенной — по этой картине мы как раз восстанавливаем нечто по следам, но, к сожалению, как целостное явление она навсегда утеряна в прошлом.

Давайте узнаем, как появилась новогодняя музыкальная традиция «Голубого огонька».

⭐️ История «Голубого огонька» связана с историей московского общепита, которой еще предстоит быть написанной. До войны на Тверской улице (которая тогда называлась улицей Горького, или неофициально в конце 60-х «Пешков-стрит») было открыто достаточно много кафе. К примеру, в 1939 году там заработало заведение под названием «Коктейль-холл» в стиле ар-деко: с музыкой, с выступлениями артистов, там часто бывала богема. Само название для конца 30-х, конечно, слышать странно, но тем не менее — что было, то было.

🍧 На той же улице Горького, чуть подальше, в начале 60-х открылось кафе «Молодежное», которое стало Меккой для тех, кто любил джаз и не только. Там была эстрада, проводились концерты, выступали артисты и поэты — в общем, это был как «Коктейль-холл», только чуть более демократичный по духу.

В 1968 году, когда «оттепель» после Пражской весны закончилась и снова начали «закручивать гайки», заведение переформатировали, но оно оставило свой след. Атмосфера там была настолько замечательная, что в середине 60-х у работников центрального телевидения появилась мысль вести новогодние трансляции из этого кафе. От этой мысли достаточно быстро отказались, поскольку оттепель оттепелью, но все-таки максима «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» уже довольно плотно висела в воздухе и начала проявляться. Поэтому для трансляции на всю страну решили сделать отдельную телепрограмму, которая должна была соответствовать нормам и задачам идеологии, но вместе с тем иметь атмосферу непринужденности, которую давал вечер в кафе.

☕️ Отсюда в «Голубых огоньках» появились столики, а выступали, естественно, не джазовые артисты, а советские звезды того времени: опера, балет, эстрада, оперетта вместе с разнообразными героями труда и вообще чего бы то ни было. В первом выпуске участвовал сам Юрий Гагарин. И все эти программы — удивительный пример советской режиссуры, в хорошем смысле советской, которая сделана людьми, обладающими навыком двоемыслия, понимающими, что «в обществе мы говорим одно, на кухне другое». И несмотря на требования идеологии, эта передача получалась очень живой и совершенно очаровательной.

👩‍🦰 Именно здесь можно увидеть молодую Елену Образцову, которая поет песню «Кони-звери». У нас не так много записей молодой Образцовой, но эта замечательна. Она молода, ей только 30 лет, но ее профессионализм вызывает восторг. Обратите внимание на кадры, когда показывают дальний план, как она спускается с лестницы: если посмотреть на ее лицо, то, в общем, ничего и не заметно. А если посмотреть на ноги, то можно увидеть, как она оступается, но быстро находит почву под ногами, без какого бы то ни было ущерба для сценического образа или музыки.

Елена Образцова «Кони-звери».
Видео: https://disk.yandex.ru/i/tPb84xKDbgfWhA
Время прослушивания: 3 минуты

Юрий Гагарин и Валентина Терешкова на передаче «Голубой огонек»

🎶 «Голубой огонек» часто был местом для серьезных оперных артистов — чтобы выступить в немного другом амплуа. Магомаев к тому времени уже не был артистом оперным, а был артистом эстрадным. И здесь он выступает с очаровательной легкостью и свободой — такой энергии на советской эстраде в то время ни у кого не было. Он исполнял, к примеру, итальянские песни, одну из которых мы сейчас послушаем, и делал очаровательные музыкальные пародии.

Муслим Магомаев в новогоднем «Голубом огоньке» 1966
Видео: https://disk.yandex.ru/i/S9_KN5iny0kiSQ
Время прослушивания: 3 минуты

Муслим Магомаев. Пародии
Видео: https://disk.yandex.ru/i/3xmYwP9mGY1pmw
Время прослушивания: 4 минуты

🎭 Эта неформальность была очень хорошо продумана — в ней не было пошлости, в ней не было панибратства, она как бы была введена в телеэфир путем изменения структуры. Здесь не объявляли артистов, как в Кремлевском Дворце: «Выступает заслуженный артист СССР, лауреат премии ордена Ленина, ордена за какую-нибудь трудовую доблесть» и так далее, перечисляя все регалии очень пафосным голосом, после чего выходил артист и что-то пел.

🎼 Если это были какие-то большие концерты, посвященные обрядовым дням советской власти, то чаще всего артист просто пел или играл под фонограмму — это была очень формальная атмосфера. А в новогоднем «Голубом огоньке» — это же по сути кафе, и здесь надо знать телезрителям, кто выступает — вместо объявления молодой человек за столиком говорит двум своим соседкам «Майя Плисецкая...» как бы так интимно-доверительно, никаких регалий, что она солистка Большого театра и так далее. Вместе с тем, это высокое классическое искусство, которое очень аккуратно и изящно вплетено в развлекательную программу.

Петр Чайковский. Вариации Авроры из балета «Спящая красавица». «Голубой огонек», 1967
Видео: https://disk.yandex.ru/i/NFsLYXc6aDwPwQ
Время прослушивания: 3 минуты

🎙 «Голубые огоньки» 60-х, с нашей точки зрения, может быть, несколько наивны. То же самое выступление Юрия Гагарина в 1962 году, которое было достаточно официальным, но искренним, сегодня вызывает улыбку. Но все-таки было в этих «огоньках» какое-то волшебство.

📽 К началу—середине 80-х они изменились, стали цветными, там стало гораздо больше артистов эстрады: если вы посмотрите «Голубые огоньки» 60-х, они все про академическое искусство и юмор, который там есть, какие-то забавные диалоги звучат несколько старомодно. Огромное количество искусства, а сатира тоже может быть искусством, связано с контекстом, со временем, и что останется, а что исчезнет в истории — предугадать совершенно невозможно. И так получилось, что из «огоньков» той эпохи сейчас осталось, пожалуй, только классическое искусство.

📺 Если посмотреть на нынешние — те, которые уже создавались в России, то нельзя сказать, что уровень упал. На них звучит то, что назначено современной, конвенциональной эстрадой. Но того уюта и той атмосферы, которая была в 60-е, очень в них не хватает. Давайте посмотрим замечательную запись «Голубого огонька» 67/68 годов целиком. Она очень уютная.

Новогодний «Голубой огонек» 1967/68
Видео: https://disk.yandex.ru/i/PwskP7q45IGJgg
Время прослушивания: 2 часа 23 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;