angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Литературные образы городов

Другие литературные мегаполисы

Все больше городов обрастают литературными произведениями и мифами. Посмотрим на образы Токио, Буэнос-Айреса, Мехико и Мумбаи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Токио в современной культуре ассоциируется прежде всего с яркими визуальными образами и футуристическими фантазиями. Какими чертами японская столица наделяется в литературе?

🇯🇵 Сначала немного истории. Токио получил столичный статус и нынешнее название только в 1868 году. До этого город назывался Эдо, он вырос вокруг замка, построенного в 15 веке. Эдо был значимым культурным центром со своей литературной традицией, но переименование символизировало начало новой эпохи — «Мэйдзи».

⚪️ Япония во второй половине 19 века встала на путь вестернизации. Были стремительно проведены политические и экономические реформы — затронули они и культуру. Японцы должны были отказаться от многих особенностей традиционного быта и образа жизни и освоить западную философию и эстетику. Процесс этот сложный и в японской культуре вызвал противоречивые реакции. Как это повлияло на городскую культуру?

➡️ Токио обречен быть раздвоенным городом. Память о старом Эдо стоит за новым обликом устремленного в будущее мегаполиса. В японской литературе постоянно возникает вопрос о том, полностью ли утрачена традиция, вытеснил ли Токио прежнюю Японию. Основные смысловые линии, связанные с Токио, сформировались в японской литературе в 1920-е–30-е годы. У авторов, настороженно относившихся к вестернизации, Токио становится символом вторичной, подражательной и поверхностной жизни.

📝 В эссе Дзюнъитиро Танидзаки «Похвала тени» (1933) «тень» — это ценности классической японской эстетики: внимание к нюансам, созерцательность, утонченность. Огни новых больших городов светят слишком ярко, в Токио слишком много электрического света — и это знак примитивизации, упадка культуры. Танидзаки поначалу был увлечен западной модой и идеей европеизации Японии, но к 1920-м годам разочаровался, в его романах Токио — лживый и искусственный.

💣 Землетрясение 1923 года и бомбардировки в 1945 спровоцировали в японской литературе катастрофический образ обреченного города. В 2020 году на русском языке вышла большая семейная сага Каги Отохико «Столица в огне» — это роман о крахе империи, показанном через жизнь и смерть Токио.

🎭 Токио задолго до расцвета современных медиа приписывали особую зрелищность, театральность, тягу к развлечениям. Зарисовки из жизни «злачного» района Асакуса с танцовщицами, фокусниками, уличными артистами в конце 1920-х писал живший в этом районе Ясунари Кавабата. В современной литературе образ Токио как столицы ночной жизни приобретает более экстремальные и гротескные формы — как, например, в прозе Рю Мураками.

🇺🇸 В образах Токио часто появляются сравнения с Нью-Йорком. С одной стороны — неудержимый рост, перенаселенность, преступность, с другой — джазовые клубы, бурная ночная жизнь, культ зрелищ. Параллелей с Нью-Йорком особенно много у Харуки Мураками.

💡 Западная культура поддерживает представление о Токио как об ультрасовременном, полуфантастическом городе. Едва ли не вся мифология футуристического Токио собрана в романе Дэвида Митчелла «Сон №9» (2001). Герой путешествует по городу в поисках отца — и первые же описания города готовят читателя к фантасмагорическому сюжету. Он начинается со входа в небоскреб: «Город так близок, что его не рассмотреть. Здесь нет расстояний. Все над головой: стоматологические кабинеты, детские сады, танцевальные студии. Даже дороги и тротуары для пешеходов встали на частокол ходуль. Венеция со спущенной водой. Отражения самолетов ползут над зеркальными зданиями». В этой версии Токио о следах старого города уже не вспоминают.

Токио — постоянное место действия в книгах Харуки Мураками, самого популярного в мире автора современной Японии. Очевидно, что Мураками — писатель «вестернизированный», западная культура для него органична, и он не воспринимает разрыв между традиционной и новой Японией так трагично, как многие его предшественники. Давайте посмотрим на Токио глазами писателя.

💃 Токио Харуки Мураками — в первую очередь живой и разнообразный современный город: он попадает в поле зрения читателя, когда герои акцентируют внимание на отдельных местах. Джазовые бары, кафе, парки, университетский кампус — сюжеты Мураками предполагают город в человеческом масштабе, а не как символ новой цивилизации. Но в них, как правило, есть место странным, сюрреалистическим поворотам, и город участвует в создании загадочной атмосферы.

📸 Посмотрим на фотографии Токио 1970-х, которые сам Мураками отобрал для западных читателей, они представлены на его официальном сайте. Здесь есть и урбанистические картины — реклама, магазины, метро, но доминирует лирическая атмосфера застывших моментов жизни, иногда бытовых, иногда загадочных.

✍️ Время от времени Мураками намекает и на традиционные токийские темы — старое и новое, искусственное и естественное. В романе «Норвежский лес» (1987) действие привязано к Токийскому университету. Но в один из ключевых моментов взгляд рассказчика охватывает панораму всего города: «Справа виднелись огни Синдзюку, слева — огни Икебукуро. Огни автомобильных фар перетекали из улицы в улицу, сливаясь в сплошные потоки. Над улицами витал, точно облако, бархатистый гул, образованный из слияния звуков самого разного происхождения».

🔉 Огни и шум — стандартные признаки большого города. Они приобретают более конкретный смысл в контексте всего эпизода. Чтобы посмотреть на Токио сверху, герой забирается на крышу общежития и берет с собой банку со светлячком, которого ему подарили. Как только он достает светлячка и задумывается о прошлом, то перестает видеть городские огни, остается только неяркий, естественный свет в темноте. Светлячки, которые у Мураками появляются нередко, часто встречаются и в классической японской поэзии: они противоположны урбанистическим образам.

📕 В «Хрониках заводной птицы» (1994) герой, уволившись с работы, остается наедине с собой. Часть времени он проводит на вокзале в токийском районе Синдзюку. Каждый день он сидит на скамейке на площади и вглядывается в лица прохожих, пока не приходит в состояние без чувств и мыслей — очень восточное решение западной темы одиночества в городской толпе.

📖 Сюжет постепенно начинает приобретать все более сюрреалистические свойства. А в одном из эпизодов герой попадает на улицы старого города, извилистый лабиринт с пустыми домами: «...оказалось, что в центре города есть такое забытое место. Улочки там были настолько тесные, что едва могли проехать машины. Поэтому квартал как-то упустили из виду, и у строительных компаний долго не доходили до него руки. Когда я там очутился, мне показалось, что время вернулось на двадцать-тридцать лет назад. Нескончаемый гул автомобилей вдруг стих».

👁 Токио Мураками — своего рода компромисс: знаки прошлого и традиции показаны только мягкими намеками, между старым и новым городом нет катастрофического разрыва.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Мегаполисов становится все больше, и у многих возникают свои мифы и свои знаковые тексты. Активнее всего этот процесс идет за пределами Европы. Назовем несколько городов, вокруг которых сложилась своя литература.

🌎 Во второй половине 20 века во многих странах Латинской Америки появились сильные писатели и литературные сообщества.

1️⃣🇳🇮 Аргентинская столица интересна как объект рефлексии авторов, которые превращают Буэнос-Айрес в столицу магического реализма — среди них Хорхе Луис Борхес, Адольфо Бьой Касарес, Хулио Кортасар.

📘 В рассказах Кортасара, который в итоге уехал из Аргентины в Париж, доминируют образы замкнутого, зацикленного на одних и тех же событиях города-лабиринта. Название одного из рассказов — «Танго возвращения» — подходит ко всем сюжетам в Буэнос-Айресе.

📝 Эссе Борхеса «Буэнос-Айрес» из фрагментов личных воспоминаний строит ускользающий, недовоплощенный город:

«Буэнос-Айрес — это другая улица, по которой никто не ходит, это та сердцевина яблока, тот самый последний дворик, который закрыли здания, это мой враг, если есть вообще таковой, я ему (впрочем, как и себе) посвящаю стихи, это старая книжная лавка, которую снова находишь, это то, что исчезло и то, что будет, это там, впереди — неизвестность. Это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой».

2️⃣🇲🇽 Мехико, другой претендент на роль главного города латиноамериканских литератур, в разные времена притягивал авангардистов. Мы можем вспомнить и мексиканские стихи Маяковского, и «Дорогу в Мехико-сити» Керуака. Здесь появился «инфрареализм», среди основателей которого был чилиец Роберто Боланьо. С Мехико связана вся жизнь Октавио Паса, наследника европейского сюрреализма. Литературные отражения мексиканской столицы поэтому часто принимают причудливые и экспериментальные формы.

🗝 Для мексиканской литературы важная и связь с фольклорным и мифологическим наследием: Мехико, как писал Октавио Пас в книге эссе «Лабиринт одиночества» — это последний город-праздник: «Едва ли не всюду пришедшее в упадок, в наших краях Искусство Праздника лелеют и поныне. Вряд ли где еще в мире удастся оказаться в гуще такого зрелища, как главные религиозные празднества в Мехико с их бьющими в глаза пронзительными и чистыми красками, их танцами, шествиями, фейерверками, диковинными нарядами и неисчерпаемым водопадом немыслимых плодов, сластей и всего, чем бойко торгуют в такие дни на перекрестках и базарах столицы».

✈️ Азиатские города, конечно, могут с этим поспорить!

3️⃣🇮🇳 Индийский Мумбаи (бывший Бомбей) — прекрасный пример того, как город с древней историей заново обретает литературный облик благодаря одному сильному автору — это, конечно, Салман Рушди. Романы Рушди тяготеют к магическому реализму, и Бомбей часто становится карнавальным пространством для невероятных историй, но при этом он не сводится к экзотическим картинкам и прямо связан с реальной историей.

📖 Завязка романа «Дети полуночи» (1981) построена вокруг Дня независимости Индии. Полные красок и запахов картины праздничного Бомбея сопровождаются словами о «массовой галлюцинации», «коллективной фантазии» и мифе, который еще потребует «кровавых ритуалов». В романе «Земля под ее ногами» (1999), написанном после переименования в Мумбаи, это город, «забывающий свою историю с каждым заходом солнца и переписывающий самого себя с восходом».

🗺 Пару лет назад пользователь популярного сайта Реддит выложил литературную карту мира, на которой отметил знаковые книги каждой страны — те произведения, которые наиболее сильно характеризуют конкретную страну.

Вот некоторые примеры 👇

🇷🇺 Россия — «Война и Мир», Лев Толстой

🇹🇷 Турция — «Имя мне — красный», Орхан Памук

🇨🇳 Китай — «Сон в красном тереме», Цао Сюэцинь

🇰🇷 Южная Корея — «Вегетарианка», Хан Канг

🇮🇳 Индия — «Бог мелочей», Арундати Рой

🇯🇵 Япония — «Хроники заводной птицы», Харуки Мураками

🇧🇾 Беларусь — «Чернобыльская молитва», Светлана Алексиевич

🇺🇦 Украина — «Пикник на льду», Андрей Курков

🇨🇿 Чехия — «Невыносимая легкость бытия», Милан Кундера

🇵🇱 Польша — «Кукла», Болеслав Прус

🇷🇸 Сербия — «Хазарский словарь», Милорад Павич

🇭🇺 Венгрия — «Звезда Эгера», Геза Гардони

🇷🇴 Румыния — «Лес повешенных», Ливиу Ребряну

🇧🇬 Болгария — «Железный светильник», Димитр Талев

🇪🇪 Эстония — «Варгамяэ», Антон Таммсааре

🇳🇴 Норвегия — «Голод», Кнут Гамсун

🇩🇰 Дания — «Смилла и ее чувство снега», Питер Хёг

🇸🇪 Швеция — «Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссон

🇫🇮 Финляндия — «Неизвестный солдат», Вяйнё Линна

🇪🇸 Испания — «Тень ветра», Карлос Руис Сафон

🇮🇹 Италия — «Моя гениальная подруга», Элена Ферранте

🇩🇪 Германия — «Превращение», Франц Кафка

🇫🇷 Франция — «Отверженные» Виктор Гюго

🇨🇭 Швейцария — «Хайди, или Волшебная долина», Йоханна Спири

🇦🇹 Австрия — «Человек без свойств», Роберт Музиль

🇺🇸 США — «Убить пересмешника», Харпер Ли

🇨🇦 Канада — «Аня из Зеленых Мезонинов», Люси Мод Монтгомери

🇬🇧 Великобритания — «Гордость и предубеждение», Джейн Остин

🇮🇪 Ирландия — «Улисс», Джеймс Джойс

👇 Согласны ли вы с таким выбором? Если нет, то какие варианты вы бы точно заменили?

Мы изучили литературные образы разных городов и совершили настоящее кругосветное путешествие. Давайте подведем итоги.

📌 Литературный образ города складывается из нескольких составляющих:

➖ приметы реальной географии и истории,
➖ сложившиеся до литературы мифы,
➖ индивидуальный взгляд сильных авторов.

🇮🇹 Мы побывали в Риме. Главная тема литературных интерпретаций Рима — вечность, которая просвечивает за всеми временными и материальными чертами города. Римская античность также создала основные типы городского публичного пространства: форум, рынок, театр. Основной сюжет о Риме — это сюжет культурного паломничества, возвращения европейцев к истокам.

🇫🇷 Мы посетили Париж, который в культурной истории Европы был синонимом современности. Все особенности Парижа как городской среды суммированы в знаменитом эссе философа Вальтера Беньямина «Париж — столица девятнадцатого столетия», которое рассказывает о том, что именно в Париже 19 века сосредоточились все новые формы самосознания городского жителя и способы жизни в городе. Жизнь в Париже — это бесконечное движение по улицам среди многолюдной толпы. Образ города-рынка достигает максимальной резкости в романе Эмиля Золя «Чрево Парижа» (1873).

🇬🇧 Затем мы побывали в Лондоне — центре всего англоязычного мира. Образ Лондона — пестрая мозаика, составленная из разных, часто несопоставимых деталей, а у лондонских литературных героев обострено территориальное чувство. Выйти за границы своего района, тем более — на другой берег Темзы — значит отправиться в опасное приключение.

🇷🇺 Воображаемая Москва начинает распадаться на две совершенно разные картины. Первая — патриархальная, медленная, консервативная. Вторая — типичный образ современного города, растущего, технологичного, быстрого. В литературе 19 века доминирует тема вытесненной, оставленной на обочине истории древней столицы, но возвращение Москве столичной функции изменило ее литературную мифологию. В течение 20 века советскую литературу захватывает новая Москва как центр нового мира.

🇨🇿 Мы поговорили о литературной столице Европы — Праге. Пражская литература развивалась одновременно на двух языках, и ключевая роль принадлежит текстам на немецком. Со второй половины 16 века Прага стала обрастать таинственными и фантастическими историями о поисках философского камня, гомункулах, духах мертвых и сделках с дьяволом. А чешская литература 20 века больше, чем литература немецкоязычной Праги, тяготеет к юмористическому и сатирическому взгляду на городскую жизнь.

🇺🇸 Мы узнали Нью-Йорк, который позаимствовал европейскую мифологию большого города. Он отличается интенсивностью: этот город провоцирует сильные эмоции, яркие эффекты. Зрелище, аттракцион, шоу — типичная метафора нью-йоркской жизни. В описаниях Нью-Йорка принципиален ритм. Центральная роль в истории нью-йоркского мифа принадлежит культуре 1920-х: американский модернизм связан с «веком джаза». Модернистские тексты о нью-йоркской жизни стилистически имитируют джазовый ритм и искусство импровизации

🇯🇵 Мы очутились в Токио, который во второй половине 19 века встал, как и вся Япония, на путь вестернизации. В японской литературе постоянно возникает вопрос о том, полностью ли утрачена традиция, вытеснил ли Токио прежнюю Японию? Токио — постоянное место действия в книгах Харуки Мураками, где знаки прошлого и традиции показаны только мягкими намеками, но между старым и новым городом нет катастрофического разрыва.

🇳🇮 Во второй половине 20 века во многих странах Латинской Америки появились сильные писатели и литературные сообщества. Аргентинская столица интересна как объект рефлексии авторов, которые превращают Буэнос-Айрес в столицу магического реализма. Мехико в разные времена притягивал авангардистов. Для мексиканской литературы важна и связь с фольклорным и мифологическим наследием.

🇮🇳 Индийский Мумбаи (бывший Бомбей) — прекрасный пример того, как город с древней историей заново обретает литературный облик благодаря одному сильному автору — это, конечно, Салман Рушди.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;