angle-down facebook instagram vkontakte warning

Литературные образы городов

Рим: центр античного мира и современный город

Рим в европейских культурах — эталон города. Поговорим подробнее о том, как руины Вечного города стали самостоятельным литературным пространством.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Начнем наше большое путешествие по литературным городам мира. Давайте обсудим термины, которые нам понадобятся, и посмотрим, как города становятся легендами.

🏘 Город в культуре всегда больше, чем сумма зданий и населения. У городов есть своя мифология, стереотипы, эпохи расцвета и упадка. Литературный образ города складывается из нескольких составляющих:

➖ приметы реальной географии и истории,
➖ сложившиеся до литературы мифы,
➖ индивидуальный взгляд сильных авторов.

✍️ Если роман называется «Петербург» или «Амстердам», мы понимаем, что это не только место действия: какие-то сюжеты могут происходить только здесь.

📌 В литературоведении часто используют термин «городской текст» — вслед за В. Н. Топоровым, который описал «петербургский текст» в русской литературе. Такой общий «текст» складывается, когда городу приписываются одни и те же свойства в совершенно разных произведениях, и это нельзя объяснить только географией.

🙇‍♂️ В иллюзорном и искусственном Петербурге русских писателей легко сойти с ума, встретить двойника или замерзнуть. Хватило всего нескольких произведений — «Медный всадник», «Шинель», «Преступление и наказание» — чтобы вокруг совсем молодого по европейским меркам города сформировался устойчивый миф.

💬 Реальные города стали предметом литературного осмысления сравнительно недавно. До примерно второй половины 18 века художественная литература предпочитала символические пространства, и легче было найти упоминания библейского Вавилона или легендарного Камелота, чем описание улиц Парижа или Лондона.

💡 В 19 веке город становится знаком современности, цивилизации, новизны. Поэтому все «городские» мотивы двойственны. Город — это величие сложной архитектуры, культурная память и неисчерпаемые возможности. Но это и отчуждение, одиночество в толпе, хаос и грязь.

🚣‍♀️ Писателей вдохновляют не только мегаполисы. Один из самых мифологизированных городов мира — Венеция: ей посвящены тысячи произведений искусства, и почти все созданы не жителями города, а путешественниками. Иногда достаточно одного автора, чтобы литературный двойник города стал перевешивать реальный — так случилось с Дублином благодаря Джойсу. А мы специально поговорим о том, как воображение писателей за несколько десятилетий сделало город-миф из тогда еще провинциальной Праги.

👣 Великий город многослоен, все эпохи его истории оставляют свои следы. В «городском тексте» поэтому есть элементы археологии: взгляд автора захватывает разные исторические ипостаси одного пространства. Столичный город обусловлен своим статусом не меньше, чем индивидуальной географией и историей.

⭐️ В мифологии мировых столиц повторяются сюжеты о необыкновенном появлении города, герое-основателе и строительной жертве. А романы 19 века прочно закрепили сюжетную схему «завоевания» героем столицы.

🌏 Наконец, важно, что город в литературном воображении никогда не совпадает с картинкой для туристов. Разница может быть совсем радикальной (Париж) или более тонкой (Прага), но в хорошей литературе город — живой и противоречивый организм, а не открытка с видами.

Через много веков после падения Римской империи ее столица остается в символическом языке абсолютным, идеальным центром мира. Главная тема литературных интерпретаций Рима — вечность, которая просвечивает за всеми временными и материальными чертами города. Давайте проследим, как складывалась популярность Рима.

🐺 Сама древнеримская культура оставила несколько опорных мотивов. Это легенда об основании Рима, о вскормленных волчицей Ромуле и Реме, о братоубийстве как «строительной жертве». И это идея города как мира: мы называем Римом и город-столицу, и всю империю. Римская античность также создала основные типы городского публичного пространства: форум, рынок, театр.

☀️ Рим даже в эпохи упадка оставался значимым культурным центром. Но в литературе реальный город долго уступал место античным сюжетам и героям. Рим — место действия многих классицистических трагедий, но в них он не функционирует как город, а остается набором универсальных знаков.

🧳 Литературный Рим был заново изобретен иностранцами. Если художники эпохи Ренессанса отправлялись в Рим учиться, то писатели заново открывают его с 18 века и особенно в 19-м. Основной сюжет о Риме — это сюжет культурного паломничества, возвращения европейцев к истокам. Значит, поездка в Рим — путешествие во времени.

👀 Романтики первыми увидели в Риме не воображаемую античность, а то, что от нее осталось. Романтический Рим — город развалин, и этим ценен. Английские романтические поэты — Байрон, Шелли, Китс — идеализируют полуразрушенную столицу мертвой империи как противовес их собственной имперской культуре. Останки Рима — знаки, намеки, из которых поэт сам может собрать свой идеальный город.

💎 Рим как город-музей, хранилище великих произведений искусства — источник многих сюжетов. Герои романов 19 века отправляются в Рим ради музеев Ватикана и больше путешествуют по галереям, чем по улицам. Все смыслы этого сюжета идеально собраны в одном из лучших викторианских романов — «Миддлмарч» Джордж Элиот (1871). Героиня, умная и одухотворенная Доротея, выходит замуж за человека, который кажется ей воплощением учености. Они с мужем отправляются в Рим — и в музеях Ватикана Доротея словно впервые видит свет, и понимает, что муж ее скучный зануда, у которого нет новых идей. Но персонификацией всего солнечного и живого в романе окажется не итальянец, а молодой польский художник. Память Рима живет только в искусстве и только в тех, кто способен его видеть.

🚂 Мода на культурный туризм означала и конфликт между личным впечатлением и общепринятым клише. «В шестой раз въезжаю я в Вечный город, и все же душа моя глубоко взволнована. У людей претенциозных с незапамятных времен установился обычай волноваться при въезде в Рим, и мне почти стыдно за то, что я только что написал» — иронизировал Стендаль еще в 1827 году.

🌪 Преодолевает «музейный» стереотип альтернативная версия: Рим как современный город, хаотичный, шумный, в котором царят нищета и жестокость. Итальянская литература, особенно в 20 веке, демонстративно предпочитает эту версию и рассказывает о жизни обычных улиц, еврейского гетто, городского дна. Параллельно с расцветом неореализма в итальянском кино появляется ряд сильных текстов о непарадной стороне Рима — «Римлянка» Альберто Моравиа, «Шпана» Пьера Паоло Пазолини, «История» Эльзы Моранте.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

✍️ Истоки превращения руин Вечного города в самостоятельное литературное пространство — в цикле Гете «Римские элегии» (1795). В конце 1780-х Гете путешествовал по Италии, но элегии написаны позже, как воспоминание. Гете имитирует древнеримскую любовную лирику — Катулла, Овидия, Тибулла.

👤 Лирический герой — турист, приехавший обозревать «храмы, руины, дворцы, мрамор разбитых колонн», в воображении погружается в жизнь античного Рима, участвует в празднествах и жертвоприношениях. Он влюбляется в римлянку: этот интимный сюжет дублируется на другом уровне: северянин, варвар влюбляется в античность и воскрешает ее своей любовью.

📖 В первой элегии он обращается к мертвым камням, но вечный Рим «скован немотой». С развитием цикла город наполняется звуками — уличный шум, собачий лай, звучание стихов — а герой словно полностью перемещается в оживший древний мир.

✨ Вся романтическая поэзия развивает заданную Гете тему: Рим уникален тем, что история в нем может ожить, связь с прошлым не теряется. В Риме на площади Испании рядом со знаменитой лестницей — «дом Китса и Шелли», музей, посвященный английскому романтизму. В этом доме умер от туберкулеза 25-летний Джон Китс, приехавший в Рим уже смертельно больным.

🇬🇧 В начале 19 века едва ли не все английские поэты искали в Риме вдохновения и спасения от унылого севера. В «Паломничестве Чайльд-Гарольда» Байрона поездка в Рим превращается из биографической детали в осмысленный и торжественный акт. Герой созерцает памятники Древнего Рима, но понимает, что одного туристического наблюдения недостаточно: чтобы город обрел смысл, нужно поверить в него и полюбить потерянное прошлое.

➡️ Лучше всего эта идея выражена в строфе, посвященной римскому Пантеону:

Ты памятник искусства лучших дней,
Ограбленный и все же совершенный.
Кто древность любит и пришел за ней,
Того овеет стариной священной
Из каждой ниши. Кто идет, смиренный,
Молиться, для того здесь алтари.
Кто славы чтитель — прошлой, современной,

Броди хоть от зари и до зари
И на бесчисленные статуи смотри.

📚 Многие тексты о римских руинах и в 19 и в 20 веке продолжают эту тему. Символистских и модернистских поэтов — Верлена, Элиота, Одена — больше привлекает сюжет о падении Рима и закате империи. Но идея Гете и Байрона остается актуальной: мертвый, падший Рим будет воскресать в поэзии на варварских языках.

Уильям Уэстолл «Лорд Байрон созерцает Колизей»

Поколения русских художников, композиторов, писателей видели в Италии творческий рай. Давайте узнаем Рим как точку пересечения русской культуры с западными традициями.

🏠 В 1830-е годы вилла княгини Зинаиды Волконской на Эсквилинском холме была модным салоном. Среди гостей были и русские писатели — Жуковский, Тютчев, Гоголь, и западные — Стендаль, Вальтер Скотт, Фенимор Купер. А в конце 20 века Рим стал одним из центров русской поэзии: от Бродского до Ольги Седаковой.

«Русский Рим» отчасти повторяет общие темы: встреча с историей, пробуждение культурной памяти. Есть и своя специфика. Во многом она задана Гоголем, для которого Рим стал символом жизни и счастья: «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь. Словом, вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить».

🎭 Гоголь собирался написать роман «Аннунциата» — об Италии и о любви. От него остался только отрывок, посвященный Риму. В нем вечный город — сияющий, подвижный и праздничный:

«Вся светлая груда домов, церквей, куполов, остроконечий сильно освещена была блеском понизившегося солнца. Группами и поодиночке один из-за другого выходили домы, крыши, статуи, воздушные террасы и галереи; там пестрела и разыгрывалась масса тонкими верхушками колоколен и куполов с узорною капризностью фонарей; там выходил целиком темный дворец; там плоский купол Пантеона; там убранная верхушка Антониновской колонны с капителью и статуей апостола Павла; еще правее возносили верхи капитолийские здания с конями, статуями; еще правее, над блещущей толпой домов и крыш, величественно и строго подымалась темная ширина колизейской громады; там опять играющая толпа стен, террас и куполов, покрытая ослепительным блеском солнца».

❤️ В русских текстах о Риме в 19 веке меньше следов римской литературы и латинской поэзии — и больше личных, чувственных переживаний. Темы падения империи и чувство истории будут актуальнее для авторов Серебряного века. В «Римских сонетах» Вячеслава Иванова воскрешается величественный Рим разных времен, но с оттенком печали. У него как будто вообще нет современного облика — это воображаемое прибежище скитальца, который словно пытается бежать из 20 века. В стихах Максимилиана Волошина Рим тоже утрачивает реальность, превращается в театральную декорацию — «обломки кулис сломанной сцены» («На форуме»).

📝 Все римские темы русской литературы вместе можно найти в эссе Бориса Зайцева — это своего рода лирический путеводитель по Риму: светлые вечера, золотистый колорит соседствуют с сумрачной меланхолией.

🎵 Западные и русский образы Рима стягиваются в римских стихах Бродского. Он написал здесь свои «Римские элегии». Цикл одновременно пародирует Гете и логически завершает начатую им традицию. Бродский заканчивает последнюю элегию превращением поэта из созерцателя руин в залитый светом обломок:

Я был в Риме. Был залит светом. Так,
как только может мечтать обломок!
На сетчатке моей — золотой пятак.
Хватит на всю длину потемок.

📖 Давайте прочитаем стихотворение «Воспоминание о Риме» Елены Шварц (1948—2010).

Как, на ваш взгляд, в современной поэзии звучит римская тема?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;