angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Гид по коммуникации

Общие принципы коммуникации

Для успешной коммуникации нужно понимать, кому, что и зачем мы сообщаем. Обсудим основные принципы процесса.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Поговорим об общих принципах коммуникации.

1️⃣🎯 Первый принцип — целесообразность.

👂 У психологов есть понятие «третье ухо», которое подразумевает, что двумя ушами мы вовлечены в коммуникацию, а третьим определяем, как эта коммуникация выглядит со стороны.

📌 Именно в этой рефлективности и способности к обобщению заключается суть принципа целесообразности — понимания того, зачем происходит коммуникация.

💁‍♂️ Например, когда продавец подходит к покупателю в магазине, его задача получить сообщение — узнать, чего хочет покупатель. Но если продавец слепо следует скрипту и, не дожидаясь ответа покупателя, начинает рассказывать о товаре, общение становится нецелесообразным — вместо получения сообщения, он начинает его доносить.

💑 Иногда бывает и наоборот. Например, если девушка хочет замуж и вместо того, чтобы доносить сообщение — рассказать партнеру о своем желании, начинает расспрашивать его о том, как он относится к браку, то есть запрашивать сообщение.

Еще один пример того, что для эффективного донесения сообщения нужно понимать его цель и запросы человека, с которым происходит коммуникация.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о принципе, о котором часто забывают, и это приводит к проблемам в коммуникации. Это — принцип субъективности.

👂 Принцип субъектности подразумевает, что восприятие информации — это активный процесс. То есть даже человек, который только получает сообщение, является субъектом, а не объектом.

📌 Нужно помнить, что все, вне зависимости от роли в коммуникации, воспринимают окружающий мир и информацию через призму собственных взглядов и особенностей.

🙅‍♀️ Этот принцип можно выразить с помощью одной фразы: «Я не это имел в виду». Нам часто кажется, что информация, которую мы доносим очевидна и однозначна, но это не так — каждый человек воспринимает ее по-своему.

🙆‍♂️ Например, если полный предрассудков об отношениях человек идет на свидание, он будет воспринимать все сообщения и события через призму этой парадигмы.

💳 Или если человек приходит в банк в полной уверенности, что сейчас его будут пытаться развести на деньги, любое, даже самое безобидное действие он будет воспринимать как попытку обмануть его.

Для осуществления эффективной коммуникации важно четко понимать, с кем мы общаемся.

🎯 Нужно понимать, кто является субъектом коммуникации. Даже если мы доносим безличное сообщение, важно хотя бы примерно знать, какие люди будут его получать, и учитывать их язык, культуру и особенности.

💒 Например, донося сообщение до религиозной аудитории, не стоит использовать стимулы и слоганы, которые хорошо подходят для раскованной молодежи.

🏖 Это важно понимать и тем, кто занимается рекламой. Например, в рекламе семейного курорта вряд ли стоит использовать фразы вроде «здесь можно все», которые скорее привлекут молодежь.

🤝 Чем ближе общение, тем более личные детали нужно учитывать. Сейчас эти границы доходят вплоть до личных травм и особенностей психики конкретного человека.

Зачем нужен «trigger warning» перед донесением сообщения ⚠️

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;