angle-down facebook instagram vkontakte warning

Гид по коммуникации

Общие принципы коммуникации

Для успешной коммуникации нужно понимать, кому, что и зачем мы сообщаем. Обсудим основные принципы процесса.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Поговорим об общих принципах коммуникации.

1️⃣🎯 Первый принцип — целесообразность.

👂 У психологов есть понятие «третье ухо», которое подразумевает, что двумя ушами мы вовлечены в коммуникацию, а третьим определяем, как эта коммуникация выглядит со стороны.

📌 Именно в этой рефлективности и способности к обобщению заключается суть принципа целесообразности — понимания того, зачем происходит коммуникация.

💁‍♂️ Например, когда продавец подходит к покупателю в магазине, его задача получить сообщение — узнать, чего хочет покупатель. Но если продавец слепо следует скрипту и, не дожидаясь ответа покупателя, начинает рассказывать о товаре, общение становится нецелесообразным — вместо получения сообщения, он начинает его доносить.

💑 Иногда бывает и наоборот. Например, если девушка хочет замуж и вместо того, чтобы доносить сообщение — рассказать партнеру о своем желании, начинает расспрашивать его о том, как он относится к браку, то есть запрашивать сообщение.

Еще один пример того, что для эффективного донесения сообщения нужно понимать его цель и запросы человека, с которым происходит коммуникация.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о принципе, о котором часто забывают, и это приводит к проблемам в коммуникации. Это — принцип субъективности.

👂 Принцип субъектности подразумевает, что восприятие информации — это активный процесс. То есть даже человек, который только получает сообщение, является субъектом, а не объектом.

📌 Нужно помнить, что все, вне зависимости от роли в коммуникации, воспринимают окружающий мир и информацию через призму собственных взглядов и особенностей.

🙅‍♀️ Этот принцип можно выразить с помощью одной фразы: «Я не это имел в виду». Нам часто кажется, что информация, которую мы доносим очевидна и однозначна, но это не так — каждый человек воспринимает ее по-своему.

🙆‍♂️ Например, если полный предрассудков об отношениях человек идет на свидание, он будет воспринимать все сообщения и события через призму этой парадигмы.

💳 Или если человек приходит в банк в полной уверенности, что сейчас его будут пытаться развести на деньги, любое, даже самое безобидное действие он будет воспринимать как попытку обмануть его.

Для осуществления эффективной коммуникации важно четко понимать, с кем мы общаемся.

🎯 Нужно понимать, кто является субъектом коммуникации. Даже если мы доносим безличное сообщение, важно хотя бы примерно знать, какие люди будут его получать, и учитывать их язык, культуру и особенности.

💒 Например, донося сообщение до религиозной аудитории, не стоит использовать стимулы и слоганы, которые хорошо подходят для раскованной молодежи.

🏖 Это важно понимать и тем, кто занимается рекламой. Например, в рекламе семейного курорта вряд ли стоит использовать фразы вроде «здесь можно все», которые скорее привлекут молодежь.

🤝 Чем ближе общение, тем более личные детали нужно учитывать. Сейчас эти границы доходят вплоть до личных травм и особенностей психики конкретного человека.

Зачем нужен «trigger warning» перед донесением сообщения ⚠️

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;