Общины и коммуны ньюэйджеров
Хиппи-шестидесятники и новые религии
В 1960-е годы стали популярны идеи пацифизма, движения за права темнокожих и равенство полов, изменились представления о семье. Рассмотрим, как формировалось поколение хиппи.
Расцвет нью-эйджа в 1960-х 🏗
☮️ Опыт войны
К концу 60-х Вторая мировая осталась позади — выросло целое поколение, которое не застало ни одну из мировых войн, но твердо знало, что не хочет их повторения. Пацифистским настроениям способствовала и Холодная война, чреватая атомным ударом. Войну напрямую связывали с диктатурой, а потому шестидесятники были сосредоточены на том, чтобы не допустить становления подобных режимов.
📚 Распространение образования
Западное послевоенное поколение (те самые «бэби-бумеры») было первым, которому удалось массово получить не только школьное, но и высшее образование. Не случайно именно студенты оказываются на переднем плане политических событий 1968–1969 года: знаменитые парижские студенческие бунты прошли под легендарными лозунгами вроде «Запрещается запрещать», «Под булыжниками пляж» или «Представь себе: война, а на нее никто не пришел».
🌆 Урбанизация
Уже к началу Второй мировой войны в развитых западных странах больше половины населения жило в городах. Под конец шестидесятых выросло целое поколение, которое не знало деревенской жизни. Вполне вероятно, что это одно из главных социальных изменений не только 20 века, но и всей мировой истории.
📈 Экономическая конъюнктура
Между Второй мировой и нефтяным кризисом 1973 года западное общество знало лишь экономический рост. Это был очень благоприятный период, который сделал возможным развитие сферы услуг. «Молчащее поколение», родители бэби-бумеров, в массе своей обречены были выбирать между заводским станком, прилавком и армейской службой. Бэби-бумеры получили возможность жить гораздо более свободно.
🎥 Pax americana
В условиях холодной войны и финансового подъема США американская и британская культуры стали играть ключевую роль во всем мире. От «Британского вторжения» в музыке до успехов «Нового Голливуда» и, конечно, резкого подъема телевидения — тенденции в культуре активно менялись, открывая путь новым идеям.
1 — Антивоенный митинг, США, 1967
2 — Парижские студенты во время майских протестов, 1968
3 — Баррикады в Бордо, Франция, 1968
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поворот в отношении к старым религиям
Ключевые вопросы шестидесятых ⚖️
🧛Раса
1960-е — период серьезного расцвета движения за права черных американцев. Именно в это время проповедовали Мартин Лютер Кинг и Малькольм Икс. В это же десятилетие оба они были убиты. Возникает движение Черных пантер, предлагающее, в отличие от доктора Кинга, агрессивную стратегию борьбы.
Черное население завоевывает себе новые права. Самые крупные митинги этой эпохи посвящены борьбе за права афроамериканцев; самые большие уличные волнения — тоже. Это, в свою очередь, вызывает жесткое противодействие со стороны консервативной части американского общества.
🎓 Гендер
Успехи суфражисток, Вторая мировая война и распространение образования изменили положение женщин в обществе. В 50-х и 60-х годах приходит время второй волны феминизма.
Появляются новые авторы: Бетти Фридан, белл хукс, и, конечно, Симона де Бовуар с ее «Вторым полом». Женщины приходят в массовую политику, пробивают себе дорогу в университетах и корпорациях.
💔 Сексуальность и семья
1960-е — период кризиса старых представлений о семейной и сексуальной жизни. Патриархальная семья деревенского типа (несколько поколений, живущих рядом) в развитых странах окончательно исчезает. Новой нормой становится нуклеарная семья (женщина, мужчина и двое их детей).
Молодежь начинает воспринимать добрачные связи как нечто естественное. Широко распространяется контрацепция. В 60-х целующаяся на улице пара уже не вызвала бы тех вопросов, которые неизбежно возникли бы еще десятилетием раньше.
Конец 60-х оказывается к тому же и поворотной точкой в истории ЛГБТ-движения: Стоунволлские бунты 1969 года становятся первым выступлением за права гомосексуалов и точкой отсчета всей их публичной политической активности.
☮️ Война
Если Вторая мировая по очевидным причинам воспринималась американцами, англичанами и французами как справедливый и необходимый конфликт, с войнами 50-х и 60-х годов все обстояло иначе. Колониальные войны Франции в Индокитае и Алжире и американская война во Вьетнаме вызывали у заметной части общества негодование.
Вдвойне — у молодых ребят, которые рисковали сами оказаться в далекой стране и погибнуть за чуждые им политические интересы. Вкупе с общим критическим отношением к насилию и диктатуре это породило расцвет пацифизма и антивоенной полемики.
1 — На демонстрации за права черного населения США
2 — Танцы на фестивале Вудсток, 1969
3 — Первая обложка книги Симоны де Бовуар «Второй Пол»
Протестуй как хиппи: как были устроены политические протесты 60-х 📣
Поколение хиппи протестовало против иерархии и старых порядков. Но делать это было непросто.
🏛 Элиты
Антивоенную повестку поддерживали десятки миллионов американцев; антирасистскую — тоже. Но политические элиты смотрели на эти вещи иначе. Президент Никсон был сторонником консервативных взглядов и охотно натравливал прессу и публику на расовые меньшинства.
Генерал де Голль, президент Франции, был знаменитым героем войны, но человеком совершенно иного поколения: уже в 59 году, когда он занял президентский пост, де Голлю было 69 лет. Неудивительно, что его политика и представления молодых французов расходились друг с другом.
В Западной Германии и Италии ситуация была еще хуже: в истеблишменте нередко встречались люди, которые начали свою карьеру еще при Гитлере и Муссолини. Несколько лучше выглядела ситуация в Британии, хотя и там хватало своих проблем.
⚔️ Сопротивление
Можно было пойти по пути активного и даже вооруженного сопротивления. Черные пантеры в США или террористическая «Фракция Красной армии» в Западной Германии так и поступали. Но насилие обычно не соответствовало духу нью-эйджа. Куда более популярным ответом были массовые акции, которые нередко совмещали политику и новые религиозные образы.
В 1967 году один из самых известных антивоенных митингов прошел под лозунгом «левитации Пентагона». Собравшиеся у Пентагона протестующие распевали заклинания, которые якобы должны были поднять здание в воздух в знак протеста. К чести американских властей, они подошли к этой угрозе с юмором: митинг был согласован при условии, что Пентагон взлетит не более, чем на 10 футов.
🎶 Музыка
Мы уже не воспринимаем рок-н-ролл как форму протеста. Но в 60-х и даже 70-х все было иначе. В эпоху Британского вторжения, когда английские музыкальные группы гремели по всему миру, радиостанции Британии транслировали рок-н-ролл только пару часов в неделю. Любителям современной музыки приходилось создавать пиратские радиостанции (иногда буквально на кораблях в открытом море), чтобы ставить и слушать ту музыку, которую им хочется. И, естественно, в музыке этой хватало нью-эйдж элементов.
📚 Литература
Музыку слушали, конечно, более охотно, чем читали книжки. И все же, поколение хиппи читало довольно много — тем более, что среди писателей той эпохи хватало тех, кто в той или иной форме протестовал против общественного устройства. А попутно часто и обращался в нью-эйдж проблематике. Прежде всего тут стоит вспомнить трех авторов.
— Дж.Д. Сэлинджер с его «Над пропастью во ржи» и циклом о Глассах. Вероятно, самый крупный писатель-ньюэйджер.
— Джек Керуак, центральная фигура литературы битников, из которых во многом и выросло движение хиппи.
— Аллен Гинзберг, наверное, главный поэт контркультуры 60-х и 70-х, незаслуженно малоизвестный в России.
✌️ Наконец, протестом был и сам контркультурный образ жизни. И там, где не помогали сквоты в городах и музыкальные фестивали, начинали создаваться коммуны. Именно о них мы и поговорим дальше.
1 — Хиппи в Сан-Франциско 60-х
2 — Хиппи на традиционном разрисованном автобусе
3 — Акция «Levitate the Pentagon», 21 октября 1967 года
Поколение хиппи, как и весь последующий нью-эйдж, невозможно понять без музыки той эпохи.
Так что, в завершение — культовая песня, посвященная гражданским протестам 1966 года.
Buffalo Springfield, «What It's Worth (Stop, Hey What's That Sound)»
Курс лекций о современных религиях нью-эйдж, в которых переплелись древние идеи Востока, христианские влияния и причудливые мифы. Поймем, как появились и развивались новые религии, а также узнаем новое о хиппи, битниках, уфологии и телепатии. После курса каждый найдет в себе скрытые религиозные взгляды — ведь мы присваиваем многие практики нью-эйджа, даже не отдавая себе в этом отчет.
10300₽ 5150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день