Общины и коммуны ньюэйджеров
Коммуны хиппи на западе и Звенящие кедры в Советском союзе
Хиппи обогатили культуру и повлияли на начало сексуальной революции, борьбы за мир, свободу и экологию. Узнаем, как устроены общины и что было в России.
Мир, дружба, жвачка: краткая история коммун хиппи 🕊
Где и когда возникла первая община ньюэйджеров — вопрос очень сложный. Теософы пытались создавать свои общины уже в первой половине 20 века. Зато с коммунами эпохи хиппи ситуация куда проще.
🚌 Первый шаг сделали уже известные нам «Веселые проказники» — группа битников во главе с Кеном Кизи.
В 1964 году они на пестром автобусе отправились в путешествие через все США. Детали этой поездки Кизи описывает в своей знаменитой книге «Электропрохладительный кислотный тест». Мобильное, но тесно связанное сообщество людей, критика власти, уважение к культуре Востока и коренных американцев, интерес к религии и наркотикам — все это было характерно для ранней среды хиппи и ньюэйджеров. Но для того, чтобы называться коммуной, «Проказникам» не хватало оседлости и фигуры лидера.
🏘 Годом позже, в 1965, в Колорадо возник Дроп-сити — уже вполне оседлая коммуна художников, идеологически близких к хиппи.
Они хотели создать новое поселение на основе идей Бакминстера Фуллера. Сам Фуллер не был ни ньюэйджером, ни хиппи: он был прежде всего изобретателем (например, придумал идею геодезической сферы), архитектором и философом. Но его идеи вроде образа «космического корабля Земли» сильно повлияли и на движение хиппи, и на современное искусство, и на нью-эйдж, и на экологическое движение. Дроп-сити оказался не очень долговечным проектом, но сама идея, что можно построить какое-то новаторское поселение, хиппи понравилась.
🌍 Осенью 1967 года появилось движение «Назад к земле».
Хиппи поняли, что создать единый большой центр не выходит: Хейт-Эшбери в Сан-Франциско попросту не мог прокормить себя. С этого времени точками общих сборов сперва движения хиппи, а потом и ньюэйджеров в целом станут прежде всего фестивали — зачастую, конечно, музыкальные (как культовый Вудсток 1969 года), но это совершенно необязательно. Самый крупный и важный фестиваль современности, основанный на идеях new age, это Burning man — отсутствие денежных отношений между людьми, искусство и радикальное визуальное самовыражение.
🏕 В промежутке между большими фестивалями хиппи и нью-эйдж жили в общинах.
В 60-х и 70-х это были коммуны — самостоятельные поселения, жившие за счет сельского хозяйства. Среди них были и очень маленькие на пару семей, и очень большие: скоро мы обсудим такую общину, в которой одновременно жило до 10 тысяч человек. Большинство из них оказались недолговечными. Уже в 1970-х коммуны эпохи хиппи по большей части исчезли, хотя «Ферма» Гаскойна существует по сей день. Однако на смену им пришли новые формы.
🏞 В период с начала 70-х и до конца 90-х развились большие нью-эйдж поселения вроде Ауровиля и Раджнишпурама.
В то же время, нью-эйдж встраивался в городскую среду. Современные коммуны и общины, как правило, создаются не в сельской местности, а в городах. Иногда ими становятся сквоты — захваченные дома или даже целые районы. Самый известный пример — это Свободный город Христиания, пара кварталов Копенгагена, где сквоттеры создали собственное поселение, заняв заброшенные здания старых казарм. Эти городские коммуны оказались гораздо более долговечными, потому что хорошо вписались в сферу услуг: их жители могут зарабатывать творчеством и торговлей (иногда, конечно, не вполне легальной).
🌆 Наконец, в 2000-х и 2010-х годах коммуны начали растворяться в обычной городской среде.
Этот процесс шел и раньше, просто распространение интернета сильно его ускорило. Вместо стабильных живущих вместе коммун возникли разрозненные сообщества, координирующие свои действия виртуально и собирающиеся в важных для них местах: вокруг ньюэйджерских магазинов, культовых мест или на природе.
1 — Автобус «Веселых проказников» в дороге. Мужчина с палкой на крыше — Кен Кизи.
2 — Карта Дроп-сити, Колорадо
3 — Надпись у входа в Свободный город Христианию
4 — Яхта Илона Маска на фестивале Burning Man, 2011 год
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Гуру всякие нужны, гуру всякие важны — рассказываем, зачем и почему
Секс, наркотики, трудовая этика: как устроена жизнь в коммунах? 👨👩👧👧
Главной идеей нью-эйджа и тесно связанного с ним поколения хиппи была перестройка общества. Но на каких принципах? Чтобы понять это, обратимся к примерам трех известных коммун 60-х и 70-х годов: «Ферме» Гаскойна, «Семье» Джеймса Эдварда Бейкера (Отца Йода) и «Лагерю Тейлора», названного не по имени лидера, а по имени владельца участка, передавшего его коммуне.
Все три коммуны возникли примерно в одно время: семья Бейкера в 1969, лагерь Тейлора и Ферма в 1971. Все три были достаточно большими: 150 человек у Бейкера, 120 в Лагере Тейлора, 300 в начале и 1600 на пике развития на Ферме.
🤴 Лидеры
Семья Бейкера предполагала жесткое подчинение гуру, все ученики которого были равны. Лагерь Тейлора не имел никакой организации вообще и был коллективным анархистским сообществом. Фермой управлял совет старейшин. Создатель сообщества, Стивен Гаскин, конечно, имел большой вес, но не более того. Позже, когда Ферма стала успешным коммерческим предприятием, совет старейшин преобразовался в нечто, напоминающее совет директоров. Так или иначе, все эти три модели не были похожи на обычное американское поселение.
💰 Финансы
Все три общины были довольно успешны. Лагерь Тейлора не ставил перед собой коммерческих задач, но жил без стеснения. Семья Бэйкера, обосновавшаяся в Лос-Анджелесе, организовала ресторан, который приносил им до 10 тысяч долларов в день. Конечно, это были редкие удачные дни, но денег вполне хватало, чтобы купить особняк на Голливудских холмах, хорошие автомобили и ни в чем себе не отказывать. Все это считалось собственностью общины, а не отдельных ее членов. Ферма была еще более удачна: она владела большим земельным наделом, десятками автомобилей, грузовиков и автобусов. Она быстро разрослась в успешный бизнес, доходы от которого делились между постоянными членами.
🤝 Рынок
Все три группы с уважением относились к труду. Хиппи, вопреки распространенному заблуждению, не избегали работы. В современном нью-эйдже и вовсе прослеживается настоящая трудовая этика: пока твоя работа не отступает от принципов морали, она почетна и уважаема. Воровство или насилие всегда считались неправильными.
Однако в двух отношениях хиппи всегда легко нарушали закон, и современный нью-эйдж от них это унаследовал. Во-первых, они легко относились и относятся к торговле наркотиками (марихуана, ЛСД и тому подобные вещества). Во-вторых, они не соблюдают права частной собственности на землю и здания: занять необрабатываемый участок земли или захватить пустующий дом всегда считалось вполне допустимым.
😏 Секс
Все три группы отступали от американских сексуальных норм своей эпохи. Обитатели лагеря Тейлора полностью отвергали саму идею брака: это был мир свободных сексуальных связей. Ферма предполагала возможность моногамных или полиаморных (включающих трех или более участников) отношений, групповых семей.
При этом, в отличие от многих других нью-эйдж групп, совет старейшин Фермы не одобрял контрацепцию, так что в общине вскоре после ее появления начался бум рождаемости. Наконец, семья Бейкера действительно была большой групповой семьей, собранной вокруг гуру и его 14 жен. Американцы прежде встречали нечто подобное только у мормонов-фундаменталистов и, конечно, это здорово шокировало публику.
⛔️ Запреты
Из-за свободы сексуальных связей часто делался вывод о том, что в общинах ньюэйджеров было позволено все. На самом деле, это было совершенно не так. Члены общин отказывались от частной собственности. На Ферме были запрещены алкоголь, табак и ЛСД (но не марихуана и псилоцибиновые грибы). И Ферма, и Семья Бейкера требовали строгого вегетарианства. Ресторан Семьи, кстати, тоже был вегетарианским или, как говорил отец Йода, основанным на «диетической мудрости, найденной в учении Иисуса Христа, явленном в Ессейских Евангелиях Мира». Везде практиковались регулярные медитации, общие ритуалы и неформальные проповеди.
1 — Семья Отца Йода
2 — Лагерь Тейлора
3 — Проповедь на Ферме
Рыцари нового века: как и зачем нью-эйджеры использовали конспирологию
Хиппи по-русски: Звенящие кедры 🌲
В Советском союзе движение хиппи существовало, хотя было на порядок слабее западного. Первые полноценные коммуны появляются уже в постсоветские времена. Чаще всего в связи с этим вспоминают Виссариона. Но гораздо более успешным проектом стало движение Звенящих кедров России. В настоящий момент у него около 390 поселений в РФ и еще несколько десятков — за ее пределами.
🧝♀️ Истоки
В основе движения — книги Владимира Мегре, чрезвычайно популярного и плодовитого нью-эйдж автора. Общий сюжет таков: в 1995 году Мегре якобы путешествовал по Сибири в поисках Звенящего кедра, особого дерева, о котором ему рассказали. В этом путешествии он встретил некую женщину — а может и не совсем женщину, а духовную сущность, представительницу древней расы ведрусов — Анастасию, живущую в лесу отшельницей.
Она знала ответы на все вопросы: как надо жить, как воспитывать детей, как очистить города от загрязнения, как устроены летающие тарелки, как жили люди в древности и так далее. Мегре начал учиться у Анастасии, а со временем у них даже начался роман и родились дети. Главное же, что Мегре освоил идеи Анастасии и стал учить им других людей. Это базовый миф, в который, по-видимому, верят не все сторонники движения. Но идеи, провозглашаемые Мегре, им нравятся.
⛔️ Аскетизм
По своему содержанию Звенящие кедры — типичный нью-эйдж. Бог описывается как размытая энергетическая сущность. Природа наполнена силой, к которой мы должны обратиться. Сила эта аккумулируется в живом, особенно в кедрах. Задача верующих — раскрыть свой потенциал, а для этого хорошо было бы перестроить школы (об этом позже), отказаться от алкоголя, наркотиков и телевидения. В отличие от коммун хиппи, на традиционную семью Звенящие кедры не покушаются и даже напротив, идеализируют ее.
🚩 Гектар истины
Для эффективного развития нет ничего лучше, чем жить в родовом поместье. Это кусок земли, размером минимум с гектар, который должен быть у каждой семьи. С этого гектара семья должна кормиться, а заодно всячески его облагораживать. Естественно, единство с этим родовым поместьем должно быть единством не только экономическим, но и духовным. Идеология поместий гораздо более популярна, чем иногда кажется. Она во многом привела к концепции «дальневосточного гектара».
🏴☠️ Анархия
На практике большинство общин анастасиевцев имеют сезонный характер. Немногие живут в родовых поместьях круглый год. Примечательно, что в этих общинах виден характерный для нью-эйдж течений элемент самоорганизации почти анархистского рода. У Звенящих кедров нет лидеров. Даже Мегре — не более чем уважаемая фигура. Вопрос о включении или невключении нового члена в общину решается голосованием. Об изгнании — тоже. Все основные решения принимаются коллегиально.
💸 Вера на продажу
При этом, как это часто бывает с нью-эйдж группами, Звенящие кедры — это довольно успешный финансовый проект. Обитатели поселений активно работают на земле, а заодно занимаются промыслами. Сам Мегре активно торгует всем: от матрасов из можжевеловой стружки до льняной муки и, конечно, кедрового масла, которое считается средством от всех болезней и невзгод.
Курс лекций о современных религиях нью-эйдж, в которых переплелись древние идеи Востока, христианские влияния и причудливые мифы. Поймем, как появились и развивались новые религии, а также узнаем новое о хиппи, битниках, уфологии и телепатии. После курса каждый найдет в себе скрытые религиозные взгляды — ведь мы присваиваем многие практики нью-эйджа, даже не отдавая себе в этом отчет.
6900₽ 3450₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день