angle-down facebook instagram vkontakte warning

Композиция картины

Статическая и динамическая композиция картины

Композиция есть в любой картине, независимо от формы, размера и сюжета. В этой части начнем разбираться, как организовано пространство внутри картины, узнаем, какие композиции бывают и на что влияют.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Статика и динамика в композиции

Слева: пример статичной композиции, основанной на вертикалях и горизонталях

Справа: пример динамичной композиции, основанной на диагоналях

👀 Художник строит композицию так, чтобы мы могли считать сюжет, «пройдясь» по картине взглядом. Если композиция неудачная, то взгляд не скользит по поверхности картины, а сбивается или «выпадает». Такое полотно интуитивно покажется нам скучным, сложным, его не захочется изучать.

↔️ Композиции можно разделить на статичные и динамичные. Ярче всего разница между ними заметна на примере абстрактных геометрических работ. В полотнах с фигуративной живописью она не всегда так очевидна, но можно натренироваться ее считывать.

🪨 Статичные композиции показывают что-то спокойное, «зафиксированное». Они строятся на основе баланса горизонталей и вертикалей, причем линии могут присутствовать в работе как одновременно, так и по отдельности.

🌪 Динамическая композиция используется для передачи движения, скорости, драматичности сюжета. В этом случае основой служат диагональные линии, которые могут идти не только из угла в угол, но и быть более короткими и иметь различные направления.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Владимир Боровиковский. Портрет князя А.Б. Куракина, 1801
2. Алексей Венецианов. На пашне. Весна, 1820
3. Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
4. Григорий Сорока. Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии, 1840-е
5. Эрнст Фердинанд Эме. Собор зимой, 1821
6. Валентин Серов. Похищение Европы, 1910
7. Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией, 1842

Теперь попробуем увидеть разницу на примерах, и для наглядности начнем с работ, которые художник решает в какой-то одной композиции: или только статичной, или только динамичной.

В большинстве статичных композициях есть и вертикали, и горизонтали. Например, такая классическая статичная композиция характерна для портретов: герой либо сидит, либо стоит, движение отсутствует.

🏞 Также такая статическая композиция характерна для пейзажей — природных или городских, которые изображают спокойный погожий день, тихую природу. Горизонтали и вертикали в таких композициях задает нам сама природа — линии воды, земли, травы, горизонта, облаков, домов, деревьев, кустов.

▪️ В работе Венецианова «На пашне. Весна» такая статика композиции рождает спокойствие и гармонию между человеком и природой.

▪️ В работе Васнецова «Аленушка» сочетание вертикалей (фигура девочки, деревья, камыши) и горизонталей (линия горизонта, вода, земля) делает композицию «утяжеленной», концентрированной. Такое решение раскрывает суть сюжета: печальное, углубленное в себя состояние девочки, переживание.

Иногда в статичных композициях может преобладать только один элемент: или горизонтали, или вертикали. Горизонталь — это размеренность, длительное скольжение взглядом, созерцательность, замедленность. Вертикаль — это активное движение вверх или сверху вниз, связь неба и земли.

↔️ Пример композиции с преобладанием горизонталей — пейзажи Григория Сороки. Вертикалей почти нет, а горизонтальные линии отмечает мост, отражение, земля, высота деревьев. В таких работах чувствуется гармония, спокойствие, размеренность.

↕️ Композицию с преобладанием вертикалей часто можно встретить в готической архитектуре. Такие конструкции стремятся вверх, как бы обозначая расстояние между небесным и земным. Собор зимой — готическая архитектура и маленькие люди. В готических соборах люди ощущают себя маленькими и хрупкими существами.

✖️ Динамические композиции — это диагонали. Такие картины тоже редко содержат только диагонали — к ним часто добавляются и горизонтальные или вертикальные элементы, но диагональ все равно будет преобладать.

▪️ В работе Серова «Похищение Европы» бык с женщиной плывут по диагонали, линия горизонта тоже изображена не ровно, а изогнутыми линиями волн, которые подчеркивают плывущие дельфины. Диагональ по спине быка усиливается его отражением и расходящимися потоками воды.

▪️ В работе Воробьева «Дуб, пораженный молнией» диагональ прорисовывает и сам изломанный, изогнутый дуб, и вспышки молний.

1. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880
2. Василий Перов. Проводы покойника, 1865
3. Эль Греко. Поклонение пастухов, 1612–1613

Александр Дейнека

1. Лыжники, 1931
2. Лыжники, 1950

Чистые варианты композиции попадаются довольно редко. Как правило, художник сочетает диагонали с вертикалями или горизонталями, а часто — и все типы направлений, балансируя между движением и спокойствием.

🔍 Диагонали и горизонтали сочетаются в работе Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Это статичная сцена после битвы, но тут не подразумевается полного покоя. Диагонали нагнетают обстановку и придают некоторую драматичность происходящему — борющиеся птицы, раскинутые по диагонали мертвые тела.

🔎 Диагонали и горизонтали мы видим и в работе Серова «Проводы покойника». В основе композиции лежит диагональ — едущие по дороге сани. Однако горизонтали подчеркивают замедленность этого движения и добавляют картине ощущение обыденности — это трагедия простой крестьянской семьи.

📐 Диагонали и вертикали можно увидеть в работе Эль Греко «Поклонение пастухов». Мощные вертикали, усиленные вытянутой формой холста, помогают прочувствовать связь земного и божественного: родился Иисус, ему поклоняются и ангелы, и земные люди. А диагонали отмечают эмоциональное движение и экспрессию, которая усиливается также работой художника со светом.

Сочетая диагонали с горизонталями, можно «регулировать скорость» композиции. В обеих работах Дейнеки «Лыжники» есть и диагонали, и горизонтали. Работы похожи между собой: лыжники едут в одном направлении, одеты в схожую одежду, решены в близких цветах.

👀 Но если всмотреться, то можно почувствовать, что работы ощущаются и читаются по-разному. В картине 1931 года меньше горизонталей, а диагонали расположены более хаотично. За счет этого картина воспринимается динамичнее, скорость движения кажется выше. Во второй работе 1950 года горизонталей больше, а диагонали более упорядочены. Поэтому кажется, что лыжники двигаются не так активно.

Задание.

Теперь попробуйте прочитать композицию самостоятельно.

1. Теодор Робинсон. Девушка у рояля, 1887
2. Эдуард Мане. Испанский гитарист, 1860

1. Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники, 1879
2. Михаил Клодт. Стадо у реки в полдень, 1869

О простых фигурах в композиции

1. Рафаэль. Мадонна в зелени, 1506
2. Тициан. Конный портрет Карла V, 1548
3. Караваждо. Ужин в Эммаусе, 1606
4. Энгр. Апофеоз Гомера, 1827
5. Иван Шишкин, Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу, 1889

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;