angle-down facebook instagram vkontakte warning

Композиция картины

Линия горизонта и планы

Важная часть композиции картины — линия горизонта и расположение деталей работы по планам. Это влияет на восприятие зрителя и позволяет художнику акцентировать внимание на определенных элементах картины. Посмотрим, как это работает, и для чего художники п

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Классическая линия горизонта:

1. Йозеф Карл Штилер. Принцесса Амалия Августа Баварская, 1823
2. Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана, 1818

Заниженная линия горизонта:

1. Георгий Нисский. Над снегами, 1964
2. Максим Воробьев. Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем, 1835
3. Виргилиус Эриксен. Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте, 1762

Завышенная линия горизонта:

1. Василий Поленов. Золотая осень, 1893
2. Аркадий Пластов. Фашист пролетел, 1942
3. Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу, 1564
4. Питер Брейгель Старший. Свадебный танец, 1566
5. Эдгар Дега. Танцовщица с букетом цветов, 1878

〰️ Линия горизонта — это условная линия, в которой небо визуально сходится с землей. В живописи линия горизонта определяется положением глаз художника (а вслед за ним и зрителя) — в пространстве относительно изображаемого на картине.

↔️ В классическом варианте линия горизонта располагается в средней части картины, в средней трети. «Нормальная» линия горизонта позволяет спокойно смотреть на картину, поскольку мы видим изображение в привычном для нас ракурсе.

⬇️ Если линия горизонта располагается в нижней трети, то у зрителя создается ощущение, что он смотрит на мир с некой низкой точки: у ног человека, если это портрет, или на земле, если пейзаж. Так рождается интуитивное ощущение, что перед нами изображено нечто величественное и торжественное.

▪️ В работе Воробьева «Набережная Невы у Академии художеств» линия горизонта занижена, поэтому сфинксы на пьедесталах приобретают монументальность, загадочность и торжественность.

Еще два распространенных варианта использования низкой линии горизонта — пейзажи и парадные портреты. В пейзажах этот прием делает акцент на небе — помогает сосредоточить внимание на закате, игре облаков, грозе, солнце. В парадном портрете «взгляд снизу» делает героя еще величественнее и значимее, особенно если герой изображен в полный рост (или на коне).

▪️ У работы Эриксена «Екатерина II верхом на коне» есть еще одно название — «Поход на Петергоф». Екатерина изображена в мундире полковника Преображенского полка в важный исторический момент — перед дворцовым переворотом, когда она свергла с престола Петра III и сама стала императрицей.

⬆️ Если линия горизонта располагается в верхней трети картины, то возникает противоположное ощущение. «Взгляд сверху» создает акцент на происходящем на земле. Такой прием используется в пейзажах, когда нужно раскрыть широту природы, ее масштаб, насыщенность вида.

▪️ В работе Пластова «Фашист пролетел» завышенная линия горизонта усиливает впечатление от контраста между красотой пейзажа и трагическим сюжетом, который построен вокруг тела убитого мальчика и воющей собаки.

Использовать завышенную линию горизонта очень любили Брейгель и Босх. Их главные темы — критика нравов людей, демонстрирование пороков и кары за них. С помощью завышенного горизонта художники концентрируют внимание на происходящем «внизу», на многолюдности сцены, создают «всемирный масштаб».

▪️ В работе Дега «Танцовщица с букетом» завышенная линия горизонта, с одной стороны, является частью эксперимента импрессионистов с необычными ракурсами, а с другой — это прямой способ подчеркнуть расположение дамы на переднем плане и ее наблюдение за происходящим внизу.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Классическое распределение по планам:

1. Леонардо да Винчи. Богоматерь с Младенцем и святой Анной, 1508–1510
2. Исаак Левитан. Зимой в лесу, 1885

У картины обычно выделяют три плана. Передний план — максимально приближенный к зрителю. Средний план несколько удален, но отчетливо виден. Задний план — фон картины. Поговорим о них подробнее и посмотрим, как с ними работали художники.

✔️ Классический подход — это практически пустой передний план, разворачивание сюжета на среднем плане и использование заднего как фона. На переднем могут быть прописаны некие детали, но они не несут особой смысловой нагрузки. Это позволяет избежать ощущения, что изображаемое «торчит» из полотна и дает взгляду зрителя естественно перейти к среднему плану, где разворачивается главное действие картины. Задний план выполняет только функцию фона, обозначая место, где происходит действие.

😇 В работе да Винчи «Святое семейство» очень спокойный передний план. На среднем мы видим главных героев, а на заднем — условно проработанный пейзаж.

🐺 Аналогичная ситуация в пейзаже Левитана: на переднем плане только снег, на среднем рядом с высокими деревьями выделяется волк, главный герой картины, и на заднем плане лес.

Работа с передним планом:

1. Рафаэль. Сикстинская Мадонна, 1513–1514
2. Ганс Мемлинг. Распятие, 1491
3. Джордж Сёра. Канкан, 1889–1890
4. Пере Боррель дель Казо. Бегство от критики, 1874

Художники могут смещать акцент на передний план. Активный передний план «включает» зрителя в картину.

🔙 С этим экспериментировали даже классические художники. В работе Рафаэля «Сикстинская Мадонна» на переднем плане расположены два активных персонажа-ангела, которые сейчас так же известны, как и само изображение Мадонны. Они находятся максимально близко к зрителю и, во-первых, сразу задают эмоциональный тон произведения, настраивая на благостность и умиротворение. Во-вторых, они закрывают пространство перед Мадонной, «отгораживают» ее от зрителя, сохраняя дистанцию, но делают это мягко и органично.

Активный передний план часто используется в картинах-распятиях. В классической трактовке сюжета вокруг Христа расположено много людей, и художники часто специально оставляют на переднем плане небольшое пустое пространство. Это так называемая точка входа в картину, чтобы зритель мог «влиться» в толпу и самостоятельно прочувствовать момент.

🔍🔍 Более современные эксперименты с передним планом можно увидеть в картине Сёра в технике пуантилизма. На среднем плане мы видим танцовщиков на сцене, а на переднем — срезанные фигуры музыкантов в оркестровой яме. Из-за того, что эти фигуры максимально приближены к переднему краю картины, зритель как будто оказывается «внутри» изображения, активно вовлекаясь в действие героев первого плана.

🔎 Еще один пример — «Бегство от критики» дель Казо. Это жанр «обманки» — художник так концентрирует передний план, что создается ощущение, будто у полотна нет глубины, нет среднего и заднего плана. Мальчик словно выходит из полотна в реальный мир.

Работа с дальним планом:

1. Питер Брейгель Старший. Падение Икара, 1558
2. Василий Поленов. Голгофа, 1909
3. Максим Воробьев. Вид Иерусалима, 1821

Обычно задний план считывается зрителем в последнюю очередь, после переднего и среднего. Когда художник переносит в глубину что-то важное, он намеренно сбивает восприятие зрителя, который интуитивно ищет раскрытия сюжета на среднем плане картины. Посмотрим на примерах.

✔️ В картине Брейгеля «Падение Икара» шаблон известного древнегреческого мифа разрывается. Зритель не видит ни полета, ни падения, ни самого Икара. Высокая линия горизонта акцентирует внимание на мире внизу: пахарь, пастух, города вдали, скалы, корабли. И только после целенаправленных поисков можно увидеть в правой части картины ноги тонущего мальчика.

💭 Брейгель хотел показать не конкретный мифологический эпизод, а то, как устроен мир: независимо от происходящего мир продолжает существовать. Пахарь пашет, пастух пасет, рыбак рыбачит, и никакая личная трагедия не нарушает привычного течения жизни. Как говорит голландская пословица: «Ни один плуг не останавливается, когда кто-то умирает».

✔️ Похожим образом работает Поленов в полотне «Голгофа». В отличие от классических сюжетов с распятием, Поленов изображает процесс «до»: Христос только поднимается на Голгофу со своим крестом на плечах. Художник сбивает привычное восприятие — зритель будто оказывается среди людей внизу и следит за происходящим вместе с ними. Такой прием в то время должен был освежить восприятие привычного известного сюжета.

✔️ Еще один пример акцента на заднем плане — работа Воробьева «Вид Иерусалима». Художник пишет Иерусалим, в котором действительно был, но изображает его не как этнограф, зарисовывая башни и стены города, а иллюстрирует образ Иерусалима как Града Небесного.

▪️ Передний план прописан детально, средний скрыт за дымкой, и уже из нее на дальнем плане показывается священный город как некое видение.

Есть ли ошибка в работе Дега?

Эдгар Дега. Площадь Согласия, 1876 (78,4 × 117,5)

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;