angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Композиция картины

Ритмичность картины

Еще один важный прием организации полотен — ритмичность. Ритм позволяет гармонично встроить в картину множество деталей и помогает облегчить восприятие зрителю. Посмотрим на четыре вида ритма и обсудим примеры.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Ритм, построенный на повторении:

1. Анри Матисс. Танец, 1910
2. Фердинанд Ходлер. Истина, 1903
3. Виктор Борисов-Мусатов. Осенний вечер (эскиз), 1904
4. Марианна Верёвкина. Осень. Школа, 1907
5. Эдвард Мунк. Три девушки на причале, 1903

🔍 Ритм помогает оптимально вписать все детали в пространство картины. Не во всех картинах есть четкий ритм. Например, в портретах и простых композициях его может не быть. Но чем больше деталей и персонажей, тем важнее для художника правильно их организовать, чтобы облегчить зрителю восприятие.

💭 Ритм легко воспринимается человеком на подсознательном уровне. Ритм — это основа жизни. Смена времен года и времени суток, ритмы биения сердца и дыхания, музыкальные и другие ритмы окружают нас и являются неотъемлемой частью жизни, поэтому мы легко считываем ритм и визуально.

4️⃣ Мы обсудим четыре вида ритмичности и начнем с самого простого и очевидного — основанного на повторении одной и той же формы: предмета, фигуры, какой-то детали. Этот ритм очень яркий, он распознается почти безошибочно и напоминает музыку.

🕺 Яркий пример ритмичного повторения — «Танец» Матисса. Фигуры даны в одной цветовой гамме, держатся за руки, танцуют. У них меняется поза, но ритм все равно чувствуется благодаря графичности фигур и ограниченной цветовой гамме. Может показаться, что это одна и та же фигура в разные моменты движения.

📐 Ходлер часто дополняет ритмическое повторение форм симметричностью их расположения на полотне. Здесь создается ощущение статичности, спокойствия, ритуальности.

🚶‍♂️ Также использование повторяющихся форм помогает художникам построить картины с изображением шествий. В работе Борисова-Мусатова «Осенний вечер» мы видим девушек на прогулке. Они организованы в группы по три, и в каждой группе повторяются типажи девушек, цвета их платьев и волос, прически. В картине Веревкиной «Осень. Школа» девочки в черных платьях равномерно двигаются парами, а в качестве дополнительного ритма выступают стволы деревьев на аллее и маленькие пятнышки белых чулок, которые дополнительно рифмуются с цветами в траве. Дробность последнего ритма заставляет нас буквально «услышать» звук детских шагов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ритм, построенный на подобии форм:

1. Павел Кузнецов. Стрижка овец, 1911
2. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889–1890
3. Александр Кабанель. Рождение Венеры, 1863
4. Леонардо да Винчи. Дама с горностаем, 1489–1490
5. Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной, 1823

Более сложный вариант — ритм, основанный на подобии форм. Картины с таким ритмом построены на разных вариациях одной и той же формы. Давайте посмотрим на примерах.

🔁 Работа Кузнецова «Стрижка овец» построена на вариациях овала: лица и руки женщин, фигуры в платьях, стога сена, овцы и их головы. Плавная форма овалов придает картине особенную мягкость, женственность. Благодаря такой округлости форм и лаконичному колориту работа приобретает почти космические звучание .

💭 В работе Нестерова «Видение отроку Варфоломею» художник изобразил встречу отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) с неким монахом, черноризцем, который кажется ангелом. Хрупкий мальчик только начинает жизнь, а человек в черном — уже седобородый старец, который многое познал и символизирует завершение жизни.

▪️ Здесь можно проследить несколько внутренних смысловых ритмов. Старец стоит на фоне мощного дуба, а за спиной отрока еще совсем тонкие деревца. На переднем плане ближе к отроку выписан молодой побег елки, а у ног старца из земли торчит мощный сухой сук.

▪️ Двойной числовой ритм повторяется и в других элементах: два холма на заднем плане, два сарая, церковь тоже состоит из двух частей, а на крыше два купола.

🐚 В картине Канабеля «Рождение Венеры» богине по традиции сопутствуют обнаженные ангелы-путти. Такое сочетание часто встречается в подобных сюжетах, потому что самое близкое сочетание с мягкими обнаженными формами женщин — нежные пухлые формы младенцев. Еще одно подобие форм в картине — поза Венеры и морская волна, из которой она родилась.

🐀 Работа да Винчи «Дама с горностаем» — один из первых примеров в мировой живописи, когда художник вводит в дополнение к главному герою животное. Здесь девушка и горностай в чем-то неуловимо похожи. Острая мордочка животного усиливает восприятие своеобразной красоты женщины.

👩 Портрет Авдулиной, написанный Кипренским — еще один пример рифмовки форм в портретной живописи. Здесь дама рифмуется с цветком гиацинта в стакане. Сочетается наклон фигуры и веточки в стакане, шапочка дамы напоминает цветок. Настроение работы немного минорное — цветок не совсем свежий, дама одета в черное платье и задумчиво смотрит вдаль. Это можно трактовать и как внутреннее переживание героини, и как символ увядания ее молодости.

Ритм, построенный на контрасте:

1. Жак Луи Давид. Клятва Горациев, 1784
2. Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года, 1814
3. Василий Суриков. Утро стрелецкой казни, 1881
4. Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты, около 1615

Ритм может быть построен не на уподоблении, а на контрасте — когда формы в картине резко контрастируют друг с другом. Давайте посмотрим, в каких работах можно это увидеть.

🌪 В работе Давида «Клятва Горациев» трехчастное деление полотна. Оно задано архитектурным задником из трех арок и тремя группами людей. Две — активные мужские группы, которые контрастируют с задником, а третья — относительно пассивная и состоящая из женщин. Эта группа, наоборот, повторяет плавный ритм задника, но контрастирует с мужчинами.

▪️ Мужчины слева с копьями в шлемах — это сыновья. Они стоят в активной позе, выставив ноги и подняв руки, и клянутся отцу отомстить врагам. Отец, принимая клятву, повторяет позу сыновей.

▪️ А женская группа олицетворяет полную пассивность — они покорно принимают судьбу, понимая, что кто-то из мужчин может пострадать или погибнуть.

💡 В работе Гойи «3 мая 1808 года» есть контраст света и тени. Фигуры повстанцев ярко освещены, а фигуры палачей находятся в сумраке, в тени. Французские солдаты стоят четким строем, плечом к плечу, нога к ноге. Ритм их нацеленных ружей колючий, агрессивный. И на контрасте с этим четким порядком солдат-оккупантов повстанцы, напротив, стоят разнородно и изображены в свободных позах.

▪️ Центральная фигура в белом с раскинутыми руками отсылает зрителя к фигуре Христа, не оставляя сомнений, на чьей стороне художник.

👊 В большом полотне Сурикова «Утро стрелецкой казни» задействовано много разных композиционных приемов, среди которых и контраст форм. Это контраст двух групп: решимость, строгость и упорядоченность власти противостоит по форме и цвету народной стихийной группе стрельцов.

▪️ Слева стрельцов с семьями ведут на казнь — они одеты в яркую народную одежду и изображены неупорядоченной, эмоциональной массой на фоне полихромного храма Василия Блаженного, который тоже состоит из одиннадцати отдельных частей — приделов.

▪️ С этой частью картины контрастирует малочисленная группа власти — они даны на фоне строго упорядоченной Кремлевской стены, стоят спокойно друг за другом, без всякого порыва, и изображены уже в европейской одежде.

🔀 В картине Рубенса «Возвращение Дианы с охоты» есть и контраст, и подобие форм. Диана (Артемида) возвращается с охоты вместе со своими спутницами и встречает Диониса (Вакха) со спутниками. Две части полотна явно разделены по диагонали копьем Дианы. Позы главных персонажей схожи — и у Дианы, и у Диониса в руках трофеи. Но Диана — красивая светлая богиня, окружённая такими же прекрасными белокожими спутницами, а Дионис и его группа олицетворяют грубое и мужское, создавая главный контраст работы.

Ритм, основанный на колорите

Ритм, построенный на колорите:

1. Борис и Глеб на конях, 16 век
2. Эдвард Мунк. Тревога, 1984
3. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883–1885
4. Паоло Веронезе. Венера и Марс, 1570

Задание.

Давайте попробуем сравнить, как художники разных эпох решают один и тот же известный сюжет.

🤔 С одной стороны, Благовещение — простой сюжет, потому что чаще всего включает только два действующих лица. Но с другой — это один из ключевых моментов Священного Писания, очень тонкий, почти интимный, но эмоционально очень напряженный.

На всякий случай оставляем вам шпаргалку с композиционными приемами, которые мы обсудили.

✔️ Формат
✔️ Статическая и динамическая композиции
✔️ Простые геометрические фигуры в основе композиции
✔️ Правило третей
✔️ Передний, средний и задний планы
✔️ Ритмическая организация
✔️ Колористическое решение

1. Фра Беато Анджелико. Благовещение, 1441 (фреска в монашеской келье, Флоренция)
2. Бартоломео Мурильо. Благовещение, около 1660 (Эрмитаж)
3. Эдвард Бёрн-Джонс. Благовещение, 1876
4. Генри Оссава Танеер. Благовещение, 1896
5. Джон Кольер. Благовещение, 2000

курс Level One
Коллекция Морозовых: встреча с шедеврами: от ​​Ван Гога и Матисса до Васнецова и Левитана

За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3300₽ 1650₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;