angle-down facebook instagram vkontakte warning

Композиция картины

Ритмичность картины

Еще один важный прием организации полотен — ритмичность. Ритм позволяет гармонично встроить в картину множество деталей и помогает облегчить восприятие зрителю. Посмотрим на четыре вида ритма и обсудим примеры.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Ритм, построенный на повторении:

1. Анри Матисс. Танец, 1910
2. Фердинанд Ходлер. Истина, 1903
3. Виктор Борисов-Мусатов. Осенний вечер (эскиз), 1904
4. Марианна Верёвкина. Осень. Школа, 1907
5. Эдвард Мунк. Три девушки на причале, 1903

🔍 Ритм помогает оптимально вписать все детали в пространство картины. Не во всех картинах есть четкий ритм. Например, в портретах и простых композициях его может не быть. Но чем больше деталей и персонажей, тем важнее для художника правильно их организовать, чтобы облегчить зрителю восприятие.

💭 Ритм легко воспринимается человеком на подсознательном уровне. Ритм — это основа жизни. Смена времен года и времени суток, ритмы биения сердца и дыхания, музыкальные и другие ритмы окружают нас и являются неотъемлемой частью жизни, поэтому мы легко считываем ритм и визуально.

4️⃣ Мы обсудим четыре вида ритмичности и начнем с самого простого и очевидного — основанного на повторении одной и той же формы: предмета, фигуры, какой-то детали. Этот ритм очень яркий, он распознается почти безошибочно и напоминает музыку.

🕺 Яркий пример ритмичного повторения — «Танец» Матисса. Фигуры даны в одной цветовой гамме, держатся за руки, танцуют. У них меняется поза, но ритм все равно чувствуется благодаря графичности фигур и ограниченной цветовой гамме. Может показаться, что это одна и та же фигура в разные моменты движения.

📐 Ходлер часто дополняет ритмическое повторение форм симметричностью их расположения на полотне. Здесь создается ощущение статичности, спокойствия, ритуальности.

🚶‍♂️ Также использование повторяющихся форм помогает художникам построить картины с изображением шествий. В работе Борисова-Мусатова «Осенний вечер» мы видим девушек на прогулке. Они организованы в группы по три, и в каждой группе повторяются типажи девушек, цвета их платьев и волос, прически. В картине Веревкиной «Осень. Школа» девочки в черных платьях равномерно двигаются парами, а в качестве дополнительного ритма выступают стволы деревьев на аллее и маленькие пятнышки белых чулок, которые дополнительно рифмуются с цветами в траве. Дробность последнего ритма заставляет нас буквально «услышать» звук детских шагов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ритм, построенный на подобии форм:

1. Павел Кузнецов. Стрижка овец, 1911
2. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889–1890
3. Александр Кабанель. Рождение Венеры, 1863
4. Леонардо да Винчи. Дама с горностаем, 1489–1490
5. Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной, 1823

Более сложный вариант — ритм, основанный на подобии форм. Картины с таким ритмом построены на разных вариациях одной и той же формы. Давайте посмотрим на примерах.

🔁 Работа Кузнецова «Стрижка овец» построена на вариациях овала: лица и руки женщин, фигуры в платьях, стога сена, овцы и их головы. Плавная форма овалов придает картине особенную мягкость, женственность. Благодаря такой округлости форм и лаконичному колориту работа приобретает почти космические звучание .

💭 В работе Нестерова «Видение отроку Варфоломею» художник изобразил встречу отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) с неким монахом, черноризцем, который кажется ангелом. Хрупкий мальчик только начинает жизнь, а человек в черном — уже седобородый старец, который многое познал и символизирует завершение жизни.

▪️ Здесь можно проследить несколько внутренних смысловых ритмов. Старец стоит на фоне мощного дуба, а за спиной отрока еще совсем тонкие деревца. На переднем плане ближе к отроку выписан молодой побег елки, а у ног старца из земли торчит мощный сухой сук.

▪️ Двойной числовой ритм повторяется и в других элементах: два холма на заднем плане, два сарая, церковь тоже состоит из двух частей, а на крыше два купола.

🐚 В картине Канабеля «Рождение Венеры» богине по традиции сопутствуют обнаженные ангелы-путти. Такое сочетание часто встречается в подобных сюжетах, потому что самое близкое сочетание с мягкими обнаженными формами женщин — нежные пухлые формы младенцев. Еще одно подобие форм в картине — поза Венеры и морская волна, из которой она родилась.

🐀 Работа да Винчи «Дама с горностаем» — один из первых примеров в мировой живописи, когда художник вводит в дополнение к главному герою животное. Здесь девушка и горностай в чем-то неуловимо похожи. Острая мордочка животного усиливает восприятие своеобразной красоты женщины.

👩 Портрет Авдулиной, написанный Кипренским — еще один пример рифмовки форм в портретной живописи. Здесь дама рифмуется с цветком гиацинта в стакане. Сочетается наклон фигуры и веточки в стакане, шапочка дамы напоминает цветок. Настроение работы немного минорное — цветок не совсем свежий, дама одета в черное платье и задумчиво смотрит вдаль. Это можно трактовать и как внутреннее переживание героини, и как символ увядания ее молодости.

Ритм, построенный на контрасте:

1. Жак Луи Давид. Клятва Горациев, 1784
2. Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года, 1814
3. Василий Суриков. Утро стрелецкой казни, 1881
4. Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты, около 1615

Ритм может быть построен не на уподоблении, а на контрасте — когда формы в картине резко контрастируют друг с другом. Давайте посмотрим, в каких работах можно это увидеть.

🌪 В работе Давида «Клятва Горациев» трехчастное деление полотна. Оно задано архитектурным задником из трех арок и тремя группами людей. Две — активные мужские группы, которые контрастируют с задником, а третья — относительно пассивная и состоящая из женщин. Эта группа, наоборот, повторяет плавный ритм задника, но контрастирует с мужчинами.

▪️ Мужчины слева с копьями в шлемах — это сыновья. Они стоят в активной позе, выставив ноги и подняв руки, и клянутся отцу отомстить врагам. Отец, принимая клятву, повторяет позу сыновей.

▪️ А женская группа олицетворяет полную пассивность — они покорно принимают судьбу, понимая, что кто-то из мужчин может пострадать или погибнуть.

💡 В работе Гойи «3 мая 1808 года» есть контраст света и тени. Фигуры повстанцев ярко освещены, а фигуры палачей находятся в сумраке, в тени. Французские солдаты стоят четким строем, плечом к плечу, нога к ноге. Ритм их нацеленных ружей колючий, агрессивный. И на контрасте с этим четким порядком солдат-оккупантов повстанцы, напротив, стоят разнородно и изображены в свободных позах.

▪️ Центральная фигура в белом с раскинутыми руками отсылает зрителя к фигуре Христа, не оставляя сомнений, на чьей стороне художник.

👊 В большом полотне Сурикова «Утро стрелецкой казни» задействовано много разных композиционных приемов, среди которых и контраст форм. Это контраст двух групп: решимость, строгость и упорядоченность власти противостоит по форме и цвету народной стихийной группе стрельцов.

▪️ Слева стрельцов с семьями ведут на казнь — они одеты в яркую народную одежду и изображены неупорядоченной, эмоциональной массой на фоне полихромного храма Василия Блаженного, который тоже состоит из одиннадцати отдельных частей — приделов.

▪️ С этой частью картины контрастирует малочисленная группа власти — они даны на фоне строго упорядоченной Кремлевской стены, стоят спокойно друг за другом, без всякого порыва, и изображены уже в европейской одежде.

🔀 В картине Рубенса «Возвращение Дианы с охоты» есть и контраст, и подобие форм. Диана (Артемида) возвращается с охоты вместе со своими спутницами и встречает Диониса (Вакха) со спутниками. Две части полотна явно разделены по диагонали копьем Дианы. Позы главных персонажей схожи — и у Дианы, и у Диониса в руках трофеи. Но Диана — красивая светлая богиня, окружённая такими же прекрасными белокожими спутницами, а Дионис и его группа олицетворяют грубое и мужское, создавая главный контраст работы.

Ритм, основанный на колорите

Ритм, построенный на колорите:

1. Борис и Глеб на конях, 16 век
2. Эдвард Мунк. Тревога, 1984
3. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883–1885
4. Паоло Веронезе. Венера и Марс, 1570

Задание.

Давайте попробуем сравнить, как художники разных эпох решают один и тот же известный сюжет.

🤔 С одной стороны, Благовещение — простой сюжет, потому что чаще всего включает только два действующих лица. Но с другой — это один из ключевых моментов Священного Писания, очень тонкий, почти интимный, но эмоционально очень напряженный.

На всякий случай оставляем вам шпаргалку с композиционными приемами, которые мы обсудили.

✔️ Формат
✔️ Статическая и динамическая композиции
✔️ Простые геометрические фигуры в основе композиции
✔️ Правило третей
✔️ Передний, средний и задний планы
✔️ Ритмическая организация
✔️ Колористическое решение

1. Фра Беато Анджелико. Благовещение, 1441 (фреска в монашеской келье, Флоренция)
2. Бартоломео Мурильо. Благовещение, около 1660 (Эрмитаж)
3. Эдвард Бёрн-Джонс. Благовещение, 1876
4. Генри Оссава Танеер. Благовещение, 1896
5. Джон Кольер. Благовещение, 2000

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;