angle-down facebook instagram vkontakte warning

Композиция картины

Масштаб и форма

При создании картины художник в первую очередь решает, какого масштаба и формата будет его работа. Обсудим разные формы картин от прямоугольников до нестандартных и посмотрим на особенности работ крупного, среднего и мелкого масштаба.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Почему важно научиться видеть композицию картины

Крупный формат:

1. Иоганн Баптист Лампи Старший. Портрет светлейшего князя П. А. Зубова в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного, 1796 (274 x 208)
2. Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837–1857 (540 × 750)
3. Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1884–1887 (304 × 587)
4. Гюстав Курбе. Похороны в Орнане, 1849–1850 (315 × 668)
5. Готфрид Хельнвайн. Работы в жанре масштабного гиперреализма

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Малый формат и миниатюра:

1. Иван Похитонов. Пейзаж с ветряной мельницей (16,5 × 10,5)
2. Ван Гог. Ветка цветущего миндаля, 1888 (24 × 19)
3. Григорий Мусикийский. Миниатюры на эмали, первая половина 18 века

◻️ Большая часть картин в галереях и вообще в истории живописи имеют средний масштаб — примерно от 50 сантиметров до 2 метров по одной стороне. Это условно можно назвать классическим масштабом, такие работы удобно смотреть.

⬜️ Бывают работы крупного масштаба — 1,5–2 метра по одной стороне. Полотна такого формата производят совсем другое впечатление. Если художник выбрал большой масштаб, значит он хотел акцентировать на этом полотне внимание зрителя. Он потратил на эту работу больше сил и расходных материалов, значит вкладывал в него особый смысл.

▪️ Большой масштаб не прощает ошибок. В таком формате видны все недочеты, поэтому за большие работы чаще всего берутся только опытные художники, но даже они порой совершают ошибки.

🕺 Один из самых распространенных вариантов в большом масштабе — парадный портрет, модель в полный рост. Как правило, так изображали людей высокого положения, наделенных властью или очень состоятельных. За счет масштаба возникает ощущение, что фигура возвышается над зрителем, смотрит сверху вниз, подчеркивая неравенство зрителя и героя картины.

☝️ Также большой масштаб часто выбирается для важных исторических или религиозных сюжетов, которые всегда занимали особое место и часто отличались сложными многолюдными композициями.

🤔 Иногда для крупномасштабных работ выбирают и нестандартные сюжеты. Например, гигантское полотно «Похороны в Орнане» Гюстава Курбе размером 3 на 6,5 метров, на котором, вопреки канонам, изображены простые сельские похороны (скорее всего, кого-то из членов семьи Курбе). Для современников художника такое несоответствие масштаба и сюжета было почти шокирующим и вызвало скандал.

🔎 В современном искусстве большой масштаб часто выбирают художники фото- и гиперреализма. Их работы маслом выглядят как многократно увеличенная фотография, где каждая деталь воспроизводится со всей точностью. В таких работах часто вообще нет живописного сюжета — это может быть огромное лицо или случайное изображение улицы.

◽️ Третий размер — малый масштаб. Это работы альбомного формата или еще более мелкие — миниатюры. Такие работы в галереях часто даже не вешают на стену, чтобы они не терялись среди других, а выкладывают на витринные стойки, где их было бы удобнее рассмотреть. Миниатюрная живопись часто была элементом изделий декоративно-прикладного искусства — украшения, шкатулок, книг. Портреты на медальонах использовали как нагрудные знаки в 18–19 веке.

▪️ Император дарил такие медальоны со своим портретом (часто украшенным драгоценными камнями) как знак отличия за какие-либо заслуги, аналогично орденам. Такие медальоны встречаются на груди героев парадных портретов.

Прямоугольник, вытянутый по горизонтали:

1. Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 (138 × 430)
2. Марко Франческини. Триумф Давида, 18 век (55,5 × 146)
3. Валентин Серов. Одиссей и Навзикая, 1910 (34 × 166)

Прямоугольник, вытянутый по вертикали:

1. Валентин Серов. Портрет Марии Ермоловой, 1905 (224 × 120)
2. Тициан. Распятие Христа, 1558 (371 × 197)

Квадратный формат:

1. Густав Климт. Поцелуй, 1908 (180 × 180)
2. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы, 1897 (65 × 65)
3. Эдгар Дега. Женщина, вытирающая волосы, 1905 (75 × 72)

Теперь поговорим о форматах и начнем с привычного прямоугольника и квадрата.

🪧 Прямоугольник — это базовый, классический формат, в который возможно вписать практически любой сюжет. Прямоугольный холст считается классическим, если соотношение короткой и длинной стороны не больше, чем 1:2.

🔛 Фигуры, у которых длинная сторона значительно больше короткой, считаются вытянутыми прямоугольниками. Такие работы уже сложно охватить одним взглядом, вытянутая форма заставляет нас скользить взглядом по произведению и считывать его постепенно.

↔️ Если прямоугольник вытянут по горизонтали, то это какой-то развивающийся (обычно слева направо) сюжет. Горизонтальное скольжение взглядом подразумевает спокойную повествовательность. Этот формат органически связан с фризами — декоративными лентами или полосами в архитектуре.

↕️ Если прямоугольник вытянут по вертикали, то взгляд зрителя скользит снизу вверх. Подобное прочтение рождает ощущение торжественности, монументальности, возвышенности. Вертикальный формат часто используется для парадных портретов, полотен религиозного или духовного содержания, где происходит контакт земного и небесного.

🔲 Еще одна привычная форма — это квадрат. Он сложнее прямоугольника, потому что подходит скорее для статических композиций. Классическая квадратная форма интуитивно стабилизирует и концентрирует взгляд зрителя.

📸 20 век привносит новое в восприятие квадратных картин — такая форма начинает ассоциироваться с фотографией. И художники того времени тоже начинают экспериментировать с квадратом, представляя его как взгляд в объектив, который открывает зрителю случайные кадры.

▪️ Квадрат любил Эдгар Дега, и его серия обнаженных женщин как раз решена в таком формате — модели не позируют, заняты своими делом, а художник будто случайно запечатлел момент.

1. Микеланджело. Мадонна Дони, 1507 (120 × 120)
2. Лука Синьорелли. Мадонна с младенцем и пророками, 1490 (170 x 117,5)
3. Рафаэль. Мадонна Террануова, 1505 (86 × 86)
4. Франсуа Буше. Аллегория музыки
(59,1 × 59,1)

Овал:

1. Дмитрий Левицкий. Портрет Анны Воронцовой в детстве, 1781 (61 × 50)
2. Константин Сомов. Портрет Мефодия Лукьянова, 1918 (91 × 103)
3. Франсуа Буше. Вакханки, 1745 (117,3 × 97)

Сложные формы:

1. Тициан. Вознесение Марии, 1516–1518 (690 × 360)
2. Борис Суходольский. Прогулка, десюдепорт — декоративная композиция над дверью, 18 век (210 х 100)

Теперь обсудим мягкие формы — круг и овал, а также более сложные нестандартные формы.

🔄 Круг, или тондо, любили художники эпохи Возрождения. Они придавали кругу определенное мистическое содержание — идеальная фигура, которая символизирует космос или божественное начало. Часто в круг вписывали изображения святых или библейские сюжеты.

⭕️ Круг — сложная для художника форма. Круг как фигура на подсознательном уровне часто ассоциируется с вращением. Когда зритель смотрит на круглое произведение живописи, ему сложно держать образ картины в устойчивом положении.

🔲 Поэтому художники часто пытаются зафиксировать круглую форму, используя активные горизонтали и вертикали внутри композиции — четко прорисованные линии горизонта или парапеты на заднем плане, фигуры, создающие, вертикаль, деревья, здания. Круглые живописные произведения также часто размещают в квадратных рамах, чтобы придать им дополнительную устойчивость.

🔃 Овал для художника — более легкий вариант, так как в фигуре уже есть фиксация и ориентация. Такая форма хорошо подходит для портретов, потому что внешний край овала сочетается с овалом лица и другими естественными формами — глазами, губами, и смягчают образ.

〰️ Мягкие формы овала и круга очень любила эпоха барокко и рококо. В эпоху рококо в овал часто вписывали пейзажи, аллегорические и пасторальные сцены. Круг также часто бывает связан с декоративно-прикладным искусством — медальоны, блюда.

🔶 Бывают и произведения нестандартных сложных форм. Как правило, такая форма бывает продиктована необходимостью расположить работу в конкретном месте в интерьере — между архитектурными элементами, в потолочном плафоне, над дверным проемом. При анализе сложную форму всегда можно свести к двум простым.

▪️ В основе дюседепорта (декоративной композиции над дверью) Суходольского лежат вытянутый прямоугольник и овал: размеренная повествовательность прямоугольника сочетается со сложным изяществом и мягкостью овала.

▪️ Алтарные работы Тициана — это прямоугольник с одной закругленной стороной. Вертикаль там выступает связующим звеном между земным и небесным, а округлость наверху символизирует идеальность божественного мира. Земля внизу — квадратная и устойчивая, а верх логически завершается небесным куполом.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;