Композиция картины
Золотое сечение, правило третей и направление движения
Золотое сечение — важнейший аспект организации композиции внутри картины. Им пронизано вообще все искусство и не только. Посмотрим, как работает этот принцип, поищем примеры в картинах, а потом обсудим движение в картинах.
1. Деление отрезка, демонстрирующее правило золотого сечения
2. Примеры золотого сечения в природе
3. Использование золотого сечения в архитектуре на примере Парфенона
4. Использование золотого сечения в архитектуре на примере Храма Покрова на Нерли
🌀 Золотое сечение было известно людям еще с древности. Нельзя точно установить, кому именно принадлежит открытие этой закономерности. Пропорции золотого сечения присутствуют уже в египетских пирамидах и артефактах того периода. На этом же принципе основана и византийская архитектура, и русское храмовое зодчество.
🐚👂 Золотое сечение происходит из природы и понятно человеку на физиологическом уровне. Скорее всего, из наблюдений за природой древний человек и вывел эту закономерность. Принцип золотого сечения мы видим в раковинах моллюсков, растениях, яйце, ушной раковине, он есть даже в биологических ритмах.
🔣 Есть много формул золотого сечения. Мы будем использовать вариант, который представляет золотое сечение как две неравные части целого, где целое относится к большей части так же, как большая к меньшей. В цифрах это бесконечная пропорция, которую можно условно сократить до 1,62.
▪️ В отношении чего-то целого гармоничным будет деление на две части: одна — 62%, вторая 38%. Это соотношение называется числом Фи в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.
🚹 Золотое сечение часто связывают с именем Леонардо да Винчи. Ему принадлежат первые масштабные научные и художественные обоснования этой пропорции. Он много изучал соотношение золотого сечения, писал о нем трактаты и иллюстрировал это явление.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Сравнение сеток золотого сечения и правила третей
2. Точки силы в сетке правила третей
Художники, конечно же, не высчитывают формул для построения картин. Они пользуются упрощенной схемой, но в ней все равно можно проследить это соотношение.
#️⃣ Одно из упрощений на основе золотого сечения — правило третей. Это деление на 9 частей, в основе которого лежит правило золотого сечения с небольшими поправками. Этим правилом пользуются и художники, и фотографы (функция такой сетки есть почти в любой современной камере, в том числе и на смартфонах).
🔬 По линиям правила третей можно выстроить композицию картины, кадра или другого произведения искусства, рассчитать оптимальное расположение предметов или объектов.
👀 Взгляд подсознательно акцентируется на силовых линиях этой сетки, особенно на местах их пересечения. Это дает четыре силовых точки, четыре центра притяжения взгляда. Если располагать важные объекты на этих линиях и точках, то взгляд будет с легкостью считывать композицию, которая будет ему понятна и доступна. Этим в разные времена пользовались многие художники.
1. Дмитрий Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек, 1782
2. Питер Клас. Натюрморт с черепом, 1630
3. Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837–1857
4. Эдгар Дега. Ванна, 1886
5. Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931
6. Никола Пуссен. Аркадские пастухи, 1650–1655
Теперь посмотрим на конкретные примеры построения композиции по правилу третей в работах художников.
✔️ В портрете Урсулы Мнишек Левицкого можно увидеть, что самые выразительные части модели (глаза и грудь) находятся на силовых линиях.
✔️ В натюрморте у Класа череп сдвинут в сторону и располагается прямо на пересечении силовых линий, а нижняя линия подчеркивается столом.
✔️ В работе Иванова «Явление Христа народу» правило третей работает еще интереснее. Христос находится дальше всех, но взгляд все равно безошибочно выделяет его фигуру, потому что она попадает как раз на пересечение линий в силовой точке.
✔️ Картина Дега «Ванна» хоть и производит впечатление случайного «подсмотренного» кадра, тоже выстроена примерно по правилу третей. На вертикальные линии попадают край стола и рука женщины, на горизонтальные — спина и даже предметы на столе: расческа и повернутые ручками кувшины.
Движение слева направо:
1. Джентиле да Фабриано. Бегство в Египет, 1423
2. Александр Дейнека. Раздолье, 1944
3. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899
4. Иван Айвазовский. Утро после бури, 1888
Движение справа налево:
1. Илья Репин. Бурлаки на Волге, 1873
2. Теодор Жерико. Скачки в Эпсоме, 1821
3. Александр Дейнека. Бег, 1932–1933
Попробуйте сравнить впечатления от одной и той же картины в ее оригинальном виде и зеркальном отражении.
Зеркальное отражение: Уильям Байлз. Финиш, до 1940
Тренажер.
Время тренировки — давайте попрактикуем навык отличать динамическую композицию от статичной с нашим тренажером.
🖼 Легко ли чувствовать динамику картины, получится не сделать ни одной ошибки?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день