Рене Декарт
«Мыслю, следовательно существую»
Формула «Cogito ergo sum» — мыслю, следовательно существую — стала известным философским афоризмом. Разберемся, какой смысл вкладывал в него Декарт.
📜 В латинском языке нет местоимений: «cogito» — это глагол, содержащий в своей форме «я» — первое лицо единственного числа. То есть дословный перевод формулы не «я мыслю, следовательно существую», а «мыслю, следовательно существую».
❌ Эта формула не логическое следование. Декарт всячески подчеркивает, что сogito ergo sum — это некоторая интуиция, мгновенно схватывание своего бытия. Каждый раз, когда человек обращает внимание на свое мышление, он удостоверяет его существование. Эта формулировка — не результат логических действий: сначала обнаруживаем мышление и из этого заключаем, что существуем.
🗣 «Я рассмотрел, что вообще требуется для того, чтобы то или иное положение было истинно и достоверно; ибо, найдя одно положение достоверно истинным, я должен был также знать, в чем заключается эта достоверность. И, заметив, что в истине положения „мыслю, следовательно, существую” меня убеждает единственно ясное представление, что для мышления надо существовать, я заключил, что можно взять за общее правило следующее: все представляемое нами вполне ясно и отчетливо истинно. Однако некоторая трудность заключается в правильном различении того, что именно мы способны представлять себе вполне отчетливо».
Теперь обсудим проблему доказательства внешнего мира, которая тесно связана с этим известным афоризмом Декарта.
💭 Декарт представляет антисолипсическую картину мира. Солипсисты считают мир, который видят, полностью воображаемым, а существование внешних объектов — иллюзорным. Такой подход продемонстрирован в «Смешариках» в серии «Создатель» и фильме «Матрица».
👀 Декарт выступает против такого понимания мира и в доказательство предлагает мысленный эксперимент. Если пытаться найти что-то истинное и очевидное во внешнем мире — то есть, доказать его существование — можно воспринимать все вокруг на веру: искренне верить в то, что сидишь перед камином в красном халате, точно знать, что 2+2=4, хотя все это возможно и во сне. Однако может сниться и то, что 2+2=5 и любой другой бред, который будет восприниматься такой же нормой, как и все остальное. Декарт пишет по этому поводу:
🗣 «Но, может быть, хотя чувства иногда и обманывают нас в отношении чего-то незначительного и далеко отстоящего, все же существует гораздо больше других вещей, не вызывающих никакого сомнения, несмотря на то что вещи эти воспринимаются нами с помощью тех же чувств. К примеру, я нахожусь здесь, в этом месте, сижу перед камином, закутанный в теплый халат, разглаживаю руками эту рукопись и т. д. Да и каким образом можно было бы отрицать, что руки эти и все это тело — мои? Разве только я мог бы сравнить себя с Бог ведает какими безумцами, чей мозг настолько помрачен тяжелыми парами черной желчи, что упорно твердит им, будто они — короли, тогда как они нищие, или будто они облачены в пурпур, когда они попросту голы, наконец, что голова у них глиняная либо они вообще не что иное, как тыквы или стеклянные шары; но ведь это помешанные, и я сам показался бы не меньшим безумцем, если бы перенял хоть какую-то их повадку».
Сам мысленный эксперимент Декарта представляет следующее 👇
1️⃣ Сначала Декарт предлагает представить любой знакомый объект. Например, книгу с обложкой черного цвета. Но мы можем представить обложку зеленой, красной или любой другой. Аналогично мы способны представлять другими не только отдельные объекты, но и целые миры. Здесь лежат истоки теории параллельных вселенных.
2️⃣ Теперь усложняем задачу — попробуем представить, что книги нет. А если нет двух книг? Всей комнаты? Целого мира? Когда мы делаем такие поступательные шаги, получается, что мы способны представить даже такое.
3️⃣ Но, в конце концов, мы упираемся в границу и ею оказывается само «Я»: то есть мы понимаем, что существует некоторый предел.
➡️ Декарт полагает, что все можно представить несуществующим, но тот факт, что «я мыслю» — это уже «что-то» — минимальная единица. Причем минимальная она не в отрицательном смысле: она служит надежным фундаментом для всего остального.
🗣 «Я представлю себе, что не являюсь тем сопряжением членов, имя которому „человеческое тело”; равным образом я не разреженный воздух, разлитый по этим членам, не ветер, не огонь, не пар, не дыхание и не что-либо иное из моих измышлений, ибо я допустил, что всего этого не существует. Остается лишь одно твердое положение: тем не менее я — нечто».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Различия идей Декарта и Беркли на яблоках
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день