angle-down facebook instagram vkontakte warning

Классический детектив

Альтернативы классическому детективу

У классического детектива есть и альтернативы. В этой части урока узнаем об уголовном, крутом, черном романе, разберем исторический детектив и обсудим Достоевского.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Расширим рамки детективного жанра и поговорим о романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского.

❓ Это произведение не является детективом. Почему?

💭 Автора интересует психология преступника и идеология, которая толкнула его на преступление.

📘 Из шести частей романа только первая посвящена преступлению и подготовке к нему. Остальные пять — о рефлексии преступника над произошедшим, расследовании и явке с повинной.

👁 Расследующий дело Порфирий Петрович использует психологический метод. Он смотрит не столько на улики, сколько на психологический портрет подозреваемого, его реакции, эмоциональный облик.

⚖️ Он сопоставляет данные об идеях Раскольникова с наблюдениями за его поведением — и приходит к выводу о его виновности, о чем сам сообщает преступнику.

«Как кто убил?.. — переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... — прибавил он почти шепотом…»

🪓 На этом Порфирий Петрович полагает дело законченным. Он уверен, что преступник в конце концов сам придет в участок с повинной. Так и происходит.

🔎 Элемент детективности используется не только в «Преступлении и наказании», но и в «Записках из Мертвого дома», «Идиоте», «Бесах», «Подростке», «Братьях Карамазовых». И везде Достоевского больше интересует идеология и психология, нежели расследование.

👤 Достоевский и его психологические исследования преступлений повлияли на детективную литературу. В частности, на Жоржа Сименона (1903 — 1989), который называл Достоевского одним из своих учителей.

➡️ Можно говорить о влиянии Достоевского на весь поджанр психологического детектива: это Агата Кристи (например, «Убийство Роджера Экройда»), Буало-Насержак, Себастьян Жапризо, Поль Александр и Морис Ролан («Увидеть Лондон и умереть») и другие авторы.

Если вы ничего раньше не слышали об уголовной литературе, то пора узнать. Она, кстати, появилась раньше, чем детективная. Давайте посмотрим, чем они отличаются.

🔪 В отличие от детектива, уголовный роман сосредоточен на подробностях криминальной деятельности преступников и их взаимоотношениях с судебной системой и властью.

➡️ Основателем традиции уголовной литературы считают Дэниэля Дефо (1660 — 1731), автора романов «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722) и «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724).

💃 В обоих романах он от первого лица описывает перипетии жизни авантюристок, которые не гнушались заниматься воровством и проституцией.

📝 Дефо, которого считают еще и основателем желтой прессы, был хорошо осведомлен о криминальной жизни города и использовал свои знания при написании этих романов.

☝️ Оба произведения были опубликованы без имени настоящего автора и выданы за подлинные мемуары главных героинь. Этот метод Дефо, кстати, ранее использовал и при издании «Робинзона Крузо» (1719).

⛓ Традиция, заложенная Дефо, продолжила существовать в 19 веке. Например, в Англии 19 века были популярны так называемые ньюгейтские романы (Ньюгейт — тюрьма в Лондоне).

👥 Мастерами жанра были Эдвард Джордж Бульвер-Литтон («Пол Клиффорд», 1830; «Юджин Эрам», 1832) и Уильям Харрисон Эйнсворт («Джек Шеппард», 1840).

👀 Романисты Ньюгейта использовали в качестве основы для сюжета реальные случаи. Часто источником для них был календарь Ньюгейта, биографический справочник об известных преступниках, который был опубликован на рубеже 18-19 века.

🌹 Чаще всего эти романы романтизировали преступный мир. И хотя традициям ньюгейтского романа следуют Чарльз Диккенс («Оливер Твист», 1839) и Уильям Теккерей («Кэтрин», 1840), они отвергли романтизацию преступности и изображали уголовный мир строго реалистично.

🇫🇷 Во Франции 19 века был популярен так называемый роман-фельетон, то есть романы, публиковавшиеся в журналах из номера в номер.

➡️ Так работали, например, Александр Дюма, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак. Самый известный французский роман-фельетон на уголовную тему — «Парижские тайны» Эжена Сю (1843), который породил отдельную национальную традицию.

📚 В этой традиции написаны, например, «Лондонские тайны» Поля Феваля (1843), серия романов «Удивительные похождения Рокамболя» Понсона дю Террайля (1859-1884), серия романов и рассказов об Арсене Люпене Мориса Леблана (1907-1841).

📖 Уголовные романы писали и в России. Это «Обстоятельные и верные истории двух мошенников: первого российского славного вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина» Матвея Комарова (1779-1791) и роман «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского (1866), который был написан в подражание Эжену Сю.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🇺🇸 А теперь переместимся в Америку 20 века и узнаем об одном «круто сваренном» жанре. Какая атмосфера была в суровые времена сухого закона и разбушевавшейся преступности в США? Конечно же, жестокая, что и отразилось на литературе. Как — давайте разбираться.

🕶 В США в первой половине 20 века большую популярность получили так называемые крутые романы (hard-boiled fiction). В основу жанра — напряженный сюжет и грубоватая манера повествования в духе Эрнеста Хэмингуэя и Джона Дос Пассоса.

⛹️ Первопроходцем в жанре крутого романа стал Кэрролл Джон Дейли (1889—1958), который в 1922 году опубликовал первое произведение такого рода — «Поддельные гребни от Бертона».

👣 В то десятилетие крутые детективы обрели славу благодаря произведениям Дэшила Хэммета (самый известный роман — «Мальтийский сокол», 1930), эстафету которого подхватили Джеймс Кейн и Рэймонд Чандлер. Расцвет этого жанра пришелся на 1930-е — 1950-е годы.

Чем отличается крутой роман от классического детектива

🤜 В крутом романе значимость интеллекта сыщика и логика сюжета отходили на второй план, на первый план выходили физическая сила, рукопашный бой и умение стрелять.

🕵️‍♂️ Детективу для разрешения загадки преступления требовались знание преступного мира и города, жизненный опыт и хитрость.

🚀 Действие развивается стремительно, непредсказуемо и напряженно, а самому герою достается от полиции за то, что он вынужден идти на нарушение закона.

📝 Крутые романы печатались в дешевых массовых журналах наряду со скандальными новостями и низкосортными новостями.

Черный роман или роман-нуар (noir fiction) появился в Америке вслед за крутым романом и продолжает его традиции. Это острые детективные истории, поданные в грубой манере и держащие читателя в постоянном напряжении.

В чем отличие черного романа от крутого романа?

🕵️ В крутом романе главный герой — персонаж, расследующий преступление. Это может быть сыщик, журналист, полицейский.

👤 Героем романа-нуар является жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, вовлеченное в преступление, а не распутывающее историю со стороны.

➡️ Признаки романа-нуар

▪️ жесткий реализм изложения
▪️ цинизм
▪️ склонность персонажей к саморазрушению
▪️ обилие сленга
▪️ сексуальная линия в сюжете

♠️ «Отцом нуара» иногда называют Корнелла Вулрича (1903 — 1968), автора многочисленных романов и рассказов, которые печатались в 1930-х — 1950-х.

📓 Известный образец жанра — «Двойная страховка» (1936) Джеймса Кейна. В духе нуара написано несколько романов французского писателя Бориса Виана, которые он опубликовал под псевдонимом Вернон Салливан («Я приду плюнуть на ваши могилы», 1946).

🎬 После появления черных романов термином «нуар» стали обозначать определенную категорию фильмов. Об этом мы поговорим позже и дадим специальную нуарную киноподборку.

🎬 Мрачные пейзажи, темнота и вечный дождь, беспросветная тоска и безжалостные преступления на каждом шагу — вот классическая атмосфера фильма нуар. Давайте посмотрим на Америку 1940-х через черно-белую картинку.

❓ Что посмотреть в жанре нуар?

1️⃣ «Мальтийский сокол» (1941)

2️⃣ «Тень сомнения» (1943)

3️⃣ «Двойная страховка» (1944)

4️⃣ «Милдред Пирс» (1945)

5️⃣ «Глубокий сон» (1946)

6️⃣ «Почтальон всегда звонит дважды» (1946)

7️⃣ «Леди из Шанхая (1947)

8️⃣ «Сансет бульвар» (1950)

9️⃣ «Целуй меня насмерть» (1955 год)

🔟 «Печать зла» (1958 год)

👉 Смотрели ли вы какой-то из этих фильмов?

👀 Для тех, кто любит эксклюзивные печатные издания, советуем посмотреть альбом Dark City. The Real Los Angeles Noir.

📗 Это 480 страниц реальных фотографий и фактов о жизни Лос-Анджелеса с 1920-х до 1950-х годов.

🔪 Тысячи людей стекались в город со своими мечтами и желаниями и находили все более преступные способы разбогатеть. В городе процветали преступность и коррупция.

📸 Это уникальная визуальная история, содержащая фотографии из архивов, музеев, вырезки из газет и изображения из частных коллекций, которые раскрывают историю Лос-Анджелеса.

👣 Это путешествие по задворкам темных улиц и переулков, тату-салонам, игорным логовам, ночным клубам и самым жестоким местам преступлений покажет вам истинное лицо города.

🔫 Одним словом — нуар.

Альбом Dark City. The Real Los Angeles Noir

После того, как отгремели черные романы, за основу детективного сюжета стали брать исторические события прошлого. В детектив возвращается интеллектуальность и добавляются приключенческие мотивы. Посмотрим на исторические детективы Умберто Эко, Бориса Акунина, Артуро Перес-Реверте.

🧩 Детектив — удобный жанр для выражения социальных тем и для парадоксально-интеллектуальных построений. Так он стал полем для литературных экспериментов у больших писателей.

🇮🇹 Один из таких экспериментов — интеллектуальные детективы итальянского ученого-медиевиста Умберто Эко (1932 — 2016), густо замешанные на исторических тайнах.

📕 Первый из его семи романов — «Имя розы» (1980) — стал международным бестселлером. Эко создал остросюжетный интеллектуальный детектив в средневековых декорациях: в монастыре происходит череда убийств, связанных с неизвестным сочинением Аристотеля.

🎉 Невиданный успех этой книги породил лавину исторических детективов. Англичанин Питер Акройд пишет постмодернистские детективы о Лондоне 19 века, исторические детективы создают кубинец Леонардо Падура и испанец Артуро Перес-Реверте, о тайной истории религиозных орденов пишет Дэн Браун.

🕵️‍♂️ В самом конце 20 века появляются русские исторические детективы. Борис Акунин придумывает две серии детективов из времен Российской империи — про Эраста Фандорина и Пелагию.

👣 Сразу вслед за ним писатель Леонид Юзефович вспоминает о забытом литературном герое того же времени — следователе Иване Путилине — и делает его героем нескольких своих романов. Так появляется цикл книг «Приключения начальника сыскной полиции Ивана Дмитриевича Путилина».

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;