Классический детектив
Детективы Эдгара По, Уилки Коллинза и Диккенса
Без Эдгара По не было бы ни Шерлока, ни мисс Марпл. В этой части урока почитаем его новеллы и познакомимся с еще двумя яркими представителями детективного жанра.
🎬 Детективные кинорекомендации
👑 Мы узнали, что пьеса Софокла «Царь Эдип» была одним из текстов-предшественников жанра детектива. К этому древнему «детективному» сюжету часто обращаются театральные и кинорежиссеры.
📝 На этот сюжет написано несколько опер, самая известная — Игоря Стравинского на либретто Жана Кокто (1927), а также пьесы Сенеки, Пьера Корнеля, Жана Кокто, Пьера Паоло Пазолини. Гениальную киноинтерпретацию этого сюжета Пазолини мы и хотим порекомендовать.
📽 Пьер Паоло Пазолини (1922 — 1975) — поэт и кинорежиссер, коммунист и скандалист, одна из самых необычных фигур в истории кинематографа. Он снял несколько экранизаций мировой классики, иные из которых заставляют удивленно развести руками: как вообще это можно было так увидеть, понять и реализовать?
🔥 Необычна и его экранизации трагедии Софокла. На выжженной солнцем земле одинокая жертва судьбы вопрошает о чем-то небеса, на что-то надеется, что-то предпринимает, а ответа все нет и нет. За кадром звучит русская революционная песня «Вы жертвою пали в борьбе роковой».
Один из самых известных и ярких авторов детективного жанра — неподражаемый Эдгар По.
✍️ История детективной литературы начинается именно с Эдгара Аллана По (1809 — 1849).
❓ В чем значимость По
🕵️♂️ До появления По все истории, похожие на детектив, появлялись случайно и не становились основой для устойчивой литературной традиции. Эдгар По такую традицию создал. Без его рассказов об Огюсте Дюпене не было бы ни Шерлока Холмса, ни Эркюля Пуаро, ни мисс Марпл.
✍️ По написал про Дюпена три новеллы.
1️⃣ «Убийство на улице Морг» появилась в 1841 году. В ней впервые сформированы каноны детективной истории:
🔎 наблюдательный сыщик-логик,
🗣 его спутник-рассказчик,
🤦♂️ глуповатые официальные следователи,
🔫 необъяснимое, на первый взгляд, преступление,
💫 блистательная разгадка.
👁 Огюст Дюпен подмечает детали, ускользающие от внимания полицейских следователей, и с помощью логического анализа фактов устанавливает истину.
👮♂️ Огюст Дюпен — любитель, и как непрофессионал противопоставлен полиции. Так По создает один из важных мотивов детективной литературы: талантливый одиночка и неумные представители системы.
🇫🇷 Действие рассказа происходит в Париже. Это явный реверанс в сторону Эжена Видока.
🗝 «Убийство на улице Морг» — герметический детектив или детектив закрытого типа. Преступление происходит в запертом пространстве, куда никто не мог бы проникнуть.
🚪 Огюст Дюпен делает вывод, что если преступника в запертой комнате нет, значит, из нее существует выход и его можно найти. Действительно, разгадку тайны удается найти. Так Эдгар По ловко превращает детектив закрытого типа в свою противоположность (детектив открытого типа).
🧠 Сам Эдгар По называл свои детективные рассказы рациоцинациями (ratiocinations), редким термином, который означает процесс точного, логичного, системного мышления, использование дедукции, индукции и комбинации обеих в попытке найти решение задачи.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРазберем еще две новеллы По
👀 Эдгар По как писатель-романтик любил в литературе все причудливое. Детективное повествование, традиции которого он создал в «Убийстве на улице Морг», было для него одним из причудливых порождений его фантазии.
2️⃣ По не был бы самим собой, если бы сам тут же не попытался разрушить придуманные правила. Этот эксперимент он делает во второй своей детективной новелле — «Тайна Мари Роже» (1842).
🔪 Новелла была написана через год после «Убийства на улице Морг». В основу сюжета легло реальное убийство девушки Мэри Сесилии Роджерс в Нью-Йорке. По переносит действие в Париж и отдает расследование все тому же Дюпену.
🔎 Устами своего героя писатель представляет свою версию этого преступления. Огюст Дюпен раскрывает тайну убийства молодой девушки не выходя из дома, на основании вдумчивого анализа газетных публикаций.
🌀 В отличие от большинства детективов, «Тайна Мари Роже» не имеет финала. К моменту написания новеллы реальные преступники не были пойманы. Так что По, дав нужные намеки, фактически оборвал повествование, оставляя читателя гадать: прав Огюст Дюпен или не прав.
3️⃣ Третья и последняя новелла цикла о Дюпене — «Похищенное письмо» (1844). В ней Дюпен ловко добыл письмо, безуспешно разыскиваемое всей уголовной полицией. Почему у него так легко это вышло — давайте поразмышляем.
✉️ В «Похищенном письме» Огюст Дюпен заявляет: «Парижская полиция, <...> — превосходная полиция в своем роде. Она настойчива, изобретательна, хитра и знает свое дело до тонкости. Когда Г. описал мне обыск в доме министра, я ни минуты не сомневался, что исследование было произведено безукоризненно — для такого рода исследований. <...> Принятые меры были не только лучшие в своем роде, но и исполнены в совершенстве. Если бы письмо было спрятано в районе их исследований, эти молодцы, без сомнения, нашли бы его».
🔩 Внимательного читателя здесь должно кое-что насторожить. Неужели столь профессиональные полицейские не смогли обнаружить сломанного гвоздя, пружинного механизма оконных рам, находящегося на виду письма? Это не вяжется с нашим пониманием тщательного профессионального обыска.
🖤 Трудно объяснить, почему медицинские эксперты, да и полицейские при осмотре трупа мадам Л'Эспанэ не увидели шерсть животного в руке убитой, не смогли сопоставить характер травм с увечьями от падения на мостовую и так далее. Что мы здесь видим? Автор явно подыгрывает своему герою. С легкой руки Эдгара По эта черта стала негласным каноном жанра.
❓ Что еще почитать у По
📚 У По есть еще несколько новелл с приметами детектива: «Золотой жук» (1843), «Ты еси муж, сотворивший сие» (1844), «Продолговатый ящик» (1844), «Сфинкс» (1845).
Иллюстрации к рассказу «Убийство на улице Морг» Байэма Шоу (1909) и Обри Бердслея (1895)
От новелл к романам: проследим, как появляются первые детективные романы в викторианской Англии.
👑 Эпитет «викторианский» применяют к эпохе королевы Виктории, которая правила страной с 1837 года до смерти в самом начале 20 века.
❓ Какие писатели относятся к викторианской эпохе
📙 К этому времени относится творчество Чарльза Диккенса, Уильяма Теккерея, Джорджа Элиота, сестер Бронте, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла, Томаса Гарди, Роберта Льюиса Стивенсона, Джорджа Мередита, Элизабет Гаскелл, Альфреда Теннисона.
🎩 В викторианской литературе видное место занимает Уилки Коллинз (1824 — 1889), которого называют создателем детективного романа. Наиболее значительны его сочинения 1860-х годов: знаменитые романы «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1866).
💎 В «Женщине в белом» есть тайна, но нет фигуры сыщика, подобной Огюсту Дюпену из рассказов Эдгара По. В «Лунном камне» такой герой есть.
🌹 Это Ричард Кафф — полицейский, приглашенный из Лондона для расследования пропажи лунного камня. Это человек невзрачной внешности и выдающихся способностей. Как у более поздних героев Конан Дойля и Агаты Кристи, у него есть своя слабость: мистер Кафф увлекается разведением роз и может часами беседовать об этом.
📌 В романе есть некоторые сюжетные модели, которые потом возьмут на вооружение другие мастера детективного жанра. Некоторые из них были уже у По, некоторые созданы Коллинзом. Давайте их перечислим.
🤫 Преступление происходит в уединенном месте.
👥 Преступление совершено кем-то из ограниченного круга людей, представленных читателю в самом начале повествования (и обязательно человеком, до определенного момента находящимся вне подозрения).
👣 Расследование сначала идет по ложному следу.
🕵️♂️ Дело ведет следователь-профессионал.
👨🏭 Следователю противостоит недалекий местный полицейский.
🪓 Убийство совершено в «запертой комнате».
♟ Герои проводят научную реконструкцию преступления в обстоятельствах, максимально приближенных к событиям.
😲 Неожиданная развязка.
🇬🇧 Образ Каффа имеет реальный прототип. Диккенс в своем журнале опубликовал несколько статей о сержанте Джонатане Уичере, где называл его одним из самых выдающихся полицейских Лондона. Коллинз использовал в романе мотивы из реального дела (убийства молодой девушкой Констанс Кент своего сводного брата), расследовавшегося Уичером.
✍️ Кстати о Диккенсе: Коллинз дружил с писателем и даже написал в соавторстве с ним несколько пьес и повестей. Есть версия, что Диккенс редактировал лучшие романы Коллинза. Она основывается на том обстоятельстве, что все романы Коллинза, написанные им после смерти Диккенса, явно уступают прежним по мастерству.
📖 Сам Диккенс тоже присматривался к детективному жанру. Конечно, классического детектива он не написал, однако детективная интрига часто присутствует в качестве одной из сюжетных линий в его поздних романах, начиная с «Холодного дома» (1853), написанного задолго до «Лунного камня».
🕵️♂️ Детективная интрига присутствует и в самом загадочном из произведений Диккенса — его последнем, неоконченном романе «Тайна Эдвина Друда» (1870).
⚰️ Куда исчез Эдвин Друд? Убит ли он? И если убит, то кто из героев виновен в его смерти? Есть разные версии концовки романа Диккенса, однако тайну Эдвина Друда он унес с собой в могилу.
🏆 Лавры Уилки Коллинза и его вдохновителя и советчика Чарльза Диккенса как создателей жанра детективного романа иногда оспаривают в пользу викторианского писателя Чарльза Уоррена Адамса (1833 — 1903).
🥇 Первым детективным романом иногда называют его «Загадку Ноттинг-Хилла» (1862). История разворачивается вокруг убийства женщины, на чье имя незадолго до трагедии были оформлены несколько страховых полисов на внушительные суммы.
📝 Роман представляет собой калейдоскоп дневниковых записей, писем, свидетельских показаний, криминологических доказательств и схем места преступления.
⛔️ К сожалению, сюжет романа местами неправдоподобен до абсурда, никакого сравнения с шедеврами Коллинза и Диккенса эта история не выдерживает — и для современного читателя представляет, скорее, исторический интерес.
1 — Эдгар Аллан По
2 — Уилки Коллинз
3 — Чарльз Диккенс
«Убийство на улице Морг»: об анализе, шашках и творческом воображении
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день