angle-down facebook instagram vkontakte warning

Чарльз Диккенс

Биография и место в мировой литературе

Диккенс имел успех с первой и до последней публикации. Давайте посмотрим, как ему удалось стать одной из самых влиятельных персон в Англии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Влияние Чарльза Диккенса (1812 —1870) на британскую и мировую культуру нельзя переоценить. Диккенс не просто автор нескольких великих романов: он изменил правила игры сразу в нескольких сферах литературной жизни. В начале нашей беседы о Диккенсе давайте обсудим, какое значение он имеет в литературе и какие открытия совершил.

⭐️ Литературная карьера Диккенса даже началась практически одновременно с царствованием королевы Виктории (1837). Диккенса, однако, нельзя однозначно назвать типичным викторианцем: слишком яркий у него темперамент. Он больше, чем его коллеги-современники, склонен к эксцентрике, театральности, гротеску, мелодраме.

⚡️ Невероятный успех сопровождал Диккенса с первых публикаций до последних. Уникален он тем, что писатель объединил все классы и группы: его ценили серьезные критики, философы и политики, его книги рабочие читали вслух для неграмотных друзей и близких. Романы Диккенса адресованы массовому читателю, но это не помешало автору создать оригинальный и новаторский художественный язык. Диккенс — мастер интриги и блестящий манипулятор, он умеет завладеть вниманием и эмоциями читателя. Вместе с тем он не упрощает серьезные темы, его тексты многомерны и неоднозначны.

✍️ Популярность позволила Диккенсу влиять на устройство самой литературной профессии. Он был убежденным защитником принципа авторского права и борцом с литературным пиратством, жертвой которого часто становился сам. Как издатель и редактор литературных журналов Диккенс участвовал в управлении литературным процессом, открывал новые имена и задавал тренды.

🖋 Слава Диккенса также изменила отношение к писателям-романистам. До Диккенса в британской культуре роман еще продолжали считать развлекательным жанром — поэты и эссеисты пользовались гораздо большим уважением. С Диккенсом уже нельзя было не считаться, и ко второй половине 19 века стало нормой читать и обсуждать романы всерьез. Следующие поколения викторианских романистов, от сестер Бронте до Уилки Коллинза или Томаса Гарди, шли по пути, открытому Диккенсом, хотя никто из них на него не похож.

❇️ Перечислим важнейшие открытия Диккенса:

➖ Он полностью изменил всю тематику детства и воспитания в литературе — сделал детей полноценными героями с собственным миром и переосмыслил жанр романа воспитания.

➖ Диккенс первым стал широко использовать в художественной прозе разговорную речь, особенно диалекты. Английский язык зазвучал почти во всем его реальном многообразии.

➖ «Человек, который изобрел Рождество» — это не такое уж преувеличение. Диккенс не придумал сам жанр рождественского рассказа, но придал празднику новые значения и приучил читателей каждое Рождество ждать специально написанных новых историй. А вариации сюжета «Рождественской песни в прозе» в литературе, кино, мультфильмах или рекламе уже невозможно сосчитать.

➖ Диккенс сделал «счастливый конец» («happy ending») осмысленным принципом. На самом деле не все его сюжетные линии заканчиваются благополучно, но он был уверен, что романный сюжет в целом не может быть полностью безвыходным.

➖ Многие персонажи Диккенса построены как законченные, целостные образы — они легко остаются в культурной памяти и вне сюжетов: такие фигуры, как Скрудж, Пиквик, Урия Хип или мисс Хэвишем, превратились в новые архетипы.

Чарльз Диккенс (1812—1870)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте узнаем биографию писателя и обозначим основные моменты его литературной карьеры.

👤 Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в портовом городе Портсмут: его отец служил чиновником на флоте. В 1817 году отца перевели в Чатем, и следующие пять лет детства Диккенс потом вспоминал как самое счастливое время своей жизни. В школе у него был прекрасный учитель, а дома — библиотека: будущий писатель увлекся приключенческими романами. В романе «Дэвид Копперфилд» он вспомнит круг своего детского чтения: «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «История Тома Джонса» и «Сказки тысячи и одной ночи».

🇬🇧 Идиллия закончилась, когда отца отозвали в Лондон. Джон Диккенс плохо справлялся со своими финансами и в 1824 году попал в долговую тюрьму. Семья присоединилась к нему, кроме 12-летнего Чарльза, которого отправили работать на фабрику по производству ваксы. Отец вскоре вышел из тюрьмы, и мальчик вернулся в школу, но этот опыт стал определяющей травмой всей его жизни. Дети, вынужденные бороться за выживание, брошенные, страдающие появляются почти во всех произведениях Диккенса. Однако свою личную историю он хранил в тайне, посвятив в нее только самых близких.

✍️ Профессиональная карьера Диккенса началась с журналистики. Он научился стенографировать, работал парламентским репортером, а затем стал писать для нескольких газет. В основе его писательского мастерства лежат репортерские навыки — наблюдательность, умение быстро схватывать суть события, знание уличной жизни.

📇 В 1836 году Диккенсу предложили издать заметки и эссе отдельной книгой — так появились «Очерки Боза». Книга сразу завоевала интерес читателей, и издатели увидели в молодом журналисте золотую жилу. В этом же году Диккенс начнет свой первый роман — «Посмертные записки Пиквикского клуба» — и уже никогда не остановится.

🖋 Диккенс обладал фантастической трудоспособностью. В начале карьеры он писал по два романа одновременно, не прекращая журналистскую работу.

🎭 Театр с детства был вторым призванием Диккенса. В 1845 году он организовал собственную театральную труппу, регулярно ставил спектакли и играл в них. Актерский талант писателя проявился и в публичных выступлениях — лекциях и чтениях, пользовавшихся огромным успехом. Театральные подмостки, актеры-любители, переодевания и декорации часто появляются в его романах.

🌏 Диккенс много путешествовал и писал путевые заметки и эссе — отправился в целое турне по Америке в 1842 году и часто ездил с семьей в Италию и Швейцарию. Лондон он так и не полюбил, и образ столицы в его текстах остался основанным на страшных детских воспоминаниях.

🌟 К середине века писатель стал одной из самых влиятельных публичных персон в Британии. Он активно занимался благотворительностью, много писал о социальных проблемах. Больше всего его волновали неравенство, тяжелые условия труда, изъяны системы образования. Он часто жертвовал свои гонорары, помогал открывать школы для бедных и поддерживал нуждающихся.

💬 Современники запомнили Диккенса человеком темпераментным, вспыльчивым, с трудным и непредсказуемым характером. Его энергия завораживала и пугала. Американский философ и писатель Ральф Уолдо Эмерсон так описал свое впечатление от выступления Диккенса в Бостоне: «Он словно привязан к какому-то страшному локомотиву и никогда не сможет ни освободиться, ни успокоиться». Диккенс умер в 58 лет — и до последнего дня продолжал работать над последним романом.

🎩 В молодости Диккенс в шутку добавил к своему журналистскому псевдониму «Боз» эпитет «неподражаемый» — The Inimitable, и это определение навсегда закрепилось за ним в английской литературе — the inimitable Boz.

Литературное наследие Диккенса огромно. Вы наверняка видели российское собрание сочинений из 30 томов: это 15 романов, десятки рассказов и повестей, эссе, очерки, публицистика. Давайте перечислим самые главные.

📚 Романы Диккенса принято называть сокращенно, потому что он любил длинные иронические заглавия. Например, первоначальное название «Дэвида Копперфилда» — «Жизнь, приключения, испытания и наблюдения Дэвида Копперфилда-младшего из Грачевника в Бландерстоне, описанные им самим (и никогда, ни в каком случае не предназначавшиеся для печати)».

📇 Произведения Диккенса, как и большинство английских романов в это время, публиковались как сериалы: читатели получали каждую неделю новые главы по подписке. Нередко автор не знал, чем и когда закончит роман, начиная печатать первые главы: судьба книги зависела от читательского интереса. Мы сейчас обычно читаем отредактированные «книжные» версии, которые выходили сразу после окончания серийного варианта.

❇️ Творчество Диккенса можно условно разделить на три периода.

1️⃣ Ранний Диккенс — это «Очерки Боза» (1836) и четыре романа:

🔸 «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837)
🔹 «Приключения Оливера Твиста» (1839)
🔸 «Николас Никльби» (1839)
🔹 «Лавка древностей» (1841)

2️⃣ Зрелый Диккенс — это рождественские повести (самая известная из них — «Рождественская песнь в прозе», 1843) и романы:

🔸 «Домби и сын» (1848)
🔹 «Дэвид Копперфилд» (1850)
🔸 «Холодный дом» (1853)

3️⃣ Поздний период — романы:

🔹 «Тяжелые времена» (1854)
🔸 «Крошка Доррит» (1857)
🔹 «Повесть о двух городах» (1859)
🔸 «Большие надежды» (1861)
🔹 «Наш общий друг» (1865)
🔸 «Тайна Эдвина Друда» (1870) (не закончен)

Что почитать о Чарльзе Диккенсе

▪️ Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975
▫️ Сборник статей «Тайна Чарльза Диккенса». М., 1990
▪️ Статья из этого сборника «Тайная Чарльз Диккенса: великая тайна»
▫️ Сильман Т.И. Диккенс: очерки творчества. М., 1970
▪️ Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982
▫️ Михальская Н. П. В мире Диккенса. М., 1988
▪️ Пирсон Х. Диккенс. М., 2001
▫️ Потанина, Н. Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса. Тамбов, 1998
▪️ Урнов М. В. Неподражаемый Чарльз Диккенс — издатель и редактор. М., 1990

Сайты о Диккенсе на английском:

🌐 https://www.charlesdickenspage.com

🌐 http://www.victorianweb.org/authors/dickens/bioov.html

📖 Давайте прочитаем первую главу из книги Гилберта Кийта Честертона «Диккенс и его эпоха» (1906).

👇 Как вы думаете, в чем ценность Диккенса с точки зрения Честертона? Совпадает ли его взгляд с вашим представлением о Диккенсе?

О значениях слова «Dickensian»

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;