angle-down facebook instagram vkontakte warning

Чарльз Диккенс

Зрелые романы и выход за рамки жанра

Достигнув творческого успеха, Диккенс попробовал выйти за стандартные литературные рамки. Посмотрим на знаковые романы и новаторские черты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Диккенс, стремительно достигший вершин литературного успеха, уже к середине 1840-х годов начал искать способы выйти за рамки, предопределенные серийным изданием и моделью авантюрного романа.

Разбираемся, какие романы стали вершиной его творческого роста 👇

❇️ С 1848 по 1853 год Диккенс выпустил три больших романа: «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом». В них он стремится более тщательно продумывать новые сюжеты и планировать композицию, подробнее прописывать внутренний мир героев.

✍️ Новый подход виден уже в полных названиях романов. В названиях больше нет «приключений», и каждое название подсказывает читателю что-то важное о замысле всего текста. «Торговый дом „Домби и сын“. Торговля оптом, в розницу и на экспорт» сразу намекает, что в романе есть контраст между человеческими отношениями (отец и сын) и коммерческим проектом отца. Это также заглавие-обманка: фирмы «Домби и сын» не будет, потому что младший Домби умрет, в романе есть третья главная героиня — Флоренс, дочь Домби-отца, чье имя не случайно вытеснено с обложки.

📘 Комическое длинное название серийного издания «Дэвида Копперфилда» в книжной версии сжато до «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». Действительно, основные особенности этого романа связаны с формой рассказа от первого лица. В конце концов, Диккенс решается на непривычное для него простое и символически нагруженное название «Холодный дом» (“The Bleak House”, то есть холодный, мрачный, унылый). В романе это и конкретное здание Канцлерского суда, и обозначение кризиса домашней, семейной жизни.

🤹‍♂️ Диккенс экспериментирует с разными повествовательными формами. Тексты становятся более плотными, ритм теперь определяют не «театрализованные» диалоги, а речь повествователя, часто нагруженная развернутыми метафорами и мифологическим подтекстом.

🏠 Самый смелый эксперимент — в романе «Холодный дом». В тексте чередуется повествование от третьего и от первого лица. Часть истории мы узнаем от абстрактного повествователя, который смотрит на события со стороны и все заранее знает, а часть — от Эстер, героини, для которой многое в сюжете и даже в ее личной истории — загадка.

⚡️ Диккенс отказался от стандартного «рассказа в рассказе». Третья глава романа внезапно переключает читателя на рассказ Эстер, без пояснений. Это была настоящая революция в художественной прозе: в современной литературе резкие сдвиги точки зрения встречаются часто, и мы забываем, насколько это новое изобретение.

👥 Более сложная эстетика зрелых романов Диккенса не испугала его поклонников. По предисловиям к романам можно понять, как сам писатель видел свои отношения с гигантской читательской массой, которую завоевали его ранние тексты.

🔄 Предисловия в романах Диккенса — это на самом деле послесловия. Они печатались в конце последнего выпуска серийного издания и в начале книжного. Перечитаем начало такого предисловие к первой книжной версии «Домби и сына»:

🗣 «Я не могу упустить удобного случая и попрощаюсь со своими читателями на этом месте, предназначенном для разного рода приветствий, хотя мне нужно только одно — засвидетельствовать безграничную теплоту и искренность их чувств на всех стадиях путешествия, которое мы только что завершили. Если кто-либо из них испытал скорбь, знакомясь с некоторыми из главных эпизодов этой вымышленной истории, я надеюсь, что такая скорбь сближает друг с другом тех, кто ее разделяет».

🙇 Диккенс понимает чтение как совместное переживание. В его воображении между автором и читателем устанавливается глубокий эмоциональный контакт. Все новые литературные техники, которые он применяет, направлены на усиление этого «эмпатического» эффекта.

Давайте обсудим «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» — роман, который Диккенс любил больше всех своих произведений. А также разберем сюжетную канву и попытаемся обозначить важные точки романа.

📕 «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» — наиболее автобиографичная книга Диккенса. История главного героя дублирует путь автора. Счастливое детство маленького Дэвида рано заканчивается, и его отправляют работать в ужасных условиях, как и Диккенса. Напомним, что современники Диккенса не знали, что это взято из жизни автора. После многих испытаний он становится писателем. Но большинство сюжетных линий и персонажей в романе все-таки вымышлены.

💬 Решение Диккенса отдать ведущий голос самому герою определило все самые интересные находки в романе. Повествование от первого лица начинается прямо со сцены рождения Дэвида. Конечно, он не может достоверно рассказать ни об этом эпизоде, ни о своем младенчестве — так начинается игра, на которой строится весь текст.

👤 Дэвид — рассказчик одновременно надежный и ненадежный. Он искренен, старается трезво себя оценивать и точно передавать информацию, но в то же время он пытается восстановить фрагментарные воспоминания, вытесненные страхи, а иногда объективно не может знать о каких-то деталях.

✍️ Диккенс виртуозно лавирует между двумя точками зрения. Дэвид-герой растет и меняется, делает ошибки, раскаивается, не замечает очевидного. Дэвид-рассказчик — взрослый и состоявшийся человек, он анализирует, обобщает и часто иронизирует над своей же наивностью. Рассказчик также удерживает часть информации, создает для читателя интригу. Единственное, в чем на этот раз читатель может быть уверен — что герой выберется невредимым из всех ловушек. Одно это утешение делает роман более светлым и легким по интонации. Важно и то, что мы с самого начала по речи рассказчика чувствуем, что Дэвид выживет не только физически, что он не разочаруется в людях и не очерствеет.

📖 Роман населен множеством необыкновенных персонажей. Их образы по-прежнему яркие и театральные, но более объемные, чем в ранних романах — во многом благодаря двойному взгляду. Все, кого встречает маленький Дэвид, появятся на его пути еще несколько раз, и с каждой новой встречей к персонажам добавляются новые измерения. Например, Стирфорт глазами юного Дэвида — харизматичный байронический герой, а взрослый рассказчик видит в нем трагическое саморазрушение. Мистер Микобер в первой ипостаси — удивительный человек-спектакль, во второй — мастер безответственного самообмана.

📝 Наиболее эксцентричные персонажи здесь наделены особенной глубиной. Например, двоюродная бабушка Дэвида Бетси Тротвуд и ее друг и подопечный мистер Дик просто сотканы из противоречий. Именно изломанные и не совсем адекватные, но зато способные к любви герои обеспечивают счастливую развязку для Дэвида.

🧑‍🦳 Вздорная и странная Бетси вводится в роман как антагонистка. Она отказалась от внука прямо при его рождении — она ждала девочку, а мужчин ненавидит. С развитием сюжета она превращается в помощницу и спасительницу, а мы узнаем, что все ее странности мотивированы психологической травмой.

👨 Странность мистера Дика уже на грани безумия — он тоже жертва какой-то внутренней катастрофы.

👨‍👩‍👦 Важно, что герой справляется с трудностями не в одиночку. Разветвленный сюжет позволяет Диккенсу показать, что без помощи и сочувствия сохранить себя невозможно. Если Оливер Твист оставался ангелом, что бы ни происходило вокруг, Дэвид Копперфилд хорошо сознает, что выжил только за счет помощи других.

🖋 Осталось вспомнить, что перед нами роман о рождении писателя. Диккенс не писал литературных манифестов, но в «Дэвиде Копперфилде» ясно показал, что для него принципиально в его профессии. Дэвида делает писателем не талант и не креативность. Его главные черты — наблюдательность, самокритичность, интерес к жизни других и способность к сопереживанию.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Диккенсовский стиль в его зрелом и позднем творчестве опирается на многозначные, символически нагруженные мотивы. В отличие от выразительных деталей, которые нужны для характеристики персонажей, символические мотивы добавляют тексту другое, сверхчеловеческое измерение. Они обычно связаны с темой времени, жизненных циклов, смерти, судьбы. Пройдемся по текстам Диккенса и попробуем их найти.

Начнем с текста «Домби и сын» 👇

📖 Концепция романа необычна для Диккенса. В начале текста Домби-отец ближе к типичным диккенсовским антагонистам: холодный, рациональный, он пытается подчинить жизнь готовой программе. Проект его, та самая будущая фирма «Домби и сын», не состоится: маленький Поль Домби обречен на раннюю смерть. Большая часть романа — о том, как трагедия заставляет старшего Домби медленно и мучительно изменить взгляд на вещи, пересмотреть свою жизнь и в итоге прийти к внутреннему пробуждению и примирению.

👦 Страдающий ребенок у Диккенса — жертва самой судьбы. Эта тема воплощается в повторяющихся знаках времени — течение воды, движение солнца, ход часов. Прочитаем один из таких эпизодов — в нем мы погружаемся в сознание больного ребенка.

«Поль больше не вставал со своей постельки. Он лежал очень спокойно, прислушиваясь к шуму на улице, мало заботясь о том, как идет время, но следя за ним и следя за всем вокруг пристальным взглядом.

Когда солнечные лучи врывались в его комнату сквозь шелестящие шторы и струились по противоположной стене, как золотая вода, он знал, что близится вечер и что небо багряное и прекрасное. Когда отблески угасали и, поднимаясь по стене, прокрадывались сумерки, он следил, как они сгущаются, сгущаются, сгущаются в ночь. Тогда он думал о том, как усеяны фонарями длинные улицы и как светят вверху тихие звезды. Мысль его отличалась странной склонностью обращаться к реке, которая, насколько было ему известно, протекала через великий город; и теперь он думал о том, сколь она черна и какой кажется глубокой, отражая сонмы звезд, а больше всего— о том, как неуклонно катит она свои воды навстречу океану».

🔘 Весь мир сужается здесь до круга, доступного зрению и слуху Поля, а все возникающие образы, наоборот, создают впечатление бесконечности и простора. Звездное небо, длинные улицы, великий город и даже океан возникают в тексте, потому что их видит мальчик, который смотрит на шторы и стену. Все подчиняется загадочному, заклинательному ритму.

🌊 Река появляется в романе постоянно как напоминание о вечном движении, о самом времени, а не как место действия и часть пейзажа. Время не может не приближать и смерть: страх Поля выражается тоже аллегорически, в желании остановить воображаемую реку, «удержать своими детскими ручонками или преградить ей путь плотиной из песка». Мы знаем, что это невозможно, но Диккенс переводит ситуацию из конкретной комнаты в некое мифологическое пространство, и это ведет к принятию и гармонизации. Поля успокаивает любящая сестра, и ночь сменяется утром: «Когда начинал загораться день, он ждал солнца, и когда яркий его свет начинал искриться в комнате, он представлял себе — нет, не представлял! Он видел — высокие колокольни, вздымающиеся к утреннему небу, город, оживающий, пробуждающийся, вновь вступающий в жизнь, реку, сверкающую и катящую свои волны (но катящуюся все с тою же быстротой), и поля, освеженные росою».

👁 Видение Поля не имеет ничего общего с тем, как Диккенс пишет реальный город: он дает своему герою способность схватывать идеальную и целостную картину, выйти из времени к вечности.

📜 Давайте прочитаем лекцию Владимира Набокова о «Холодном доме».

Время прочтения 〰️ 45 минут

👇 Как вы думаете, почему Набоков выбрал именно этот роман?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;