angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Искусство дирижирования

Вариации Мессы до минор Моцарта

В отличие от инструментальной 25-й симфонии Моцарта, задача дирижера Мессы — управлять одновременно и оркестром, и хором, и певцами — и сводить все это вместе. Посмотрим, как это делали разные мастера и сравним результат.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎵 Давайте послушаем Мессу до минор Моцарта в интерпретации разных дирижеров.

Дирижирует Джон Элиот Гардинер 🇬🇧
Видеопример на Ютубе
Время пролушивания: 52 минуты

Дирижирует Леонард Бернстайн 🇺🇸
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 59 минут

Дирижирует Герберт фон Караян 🇦🇹
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 59 минут

Дирижирует Филипп Херревеге 🇧🇪
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 54 минуты

👇 Сравните эти четыре интерпретации, попробуйте описать каждую из них — какими были ваши эмоции при прослушивании?

Теперь мы поочередно разберем их особенности и поговорим о жанре мессы.

🎵 Месса — это не симфония, в ней есть совершенно определенный порядок частей. Но определен он не логикой музыкального развития, а богослужебным каноном. Интересно, что все католические мессы собраны одинаково.

🔉 Конечно, нужно понимать, что эти записи сделаны в разных условиях — две концертные, две студийные. И баланс, который мы слышим, в итоге может не полностью отражать дирижерскую трактовку.

👤 Джон Элиот Гардинер — один из величайших ныне живущих аутентистов. Он специалист преимущественно по барочной музыке, хотя ею его репертуар не ограничивается.

📕 Точно стоит прочитать его книгу о Бахе. На момент выхода, это стало неким компендиумом современных музыковедческих знаний.

Почему Гардинер вообще оказался в движении исторически-информированного исполнительства❓

🎹 Он по-честному внутренне стремится оживить каждое произведение, пытается понять, какие мысли владели автором, когда он его писал, какое звучание было вокруг, что он слышал, что он слушал, на каких инструментах играл. И самое главное — что в это произведение вкладывал. Это, конечно, не относится к области точной науки, но здесь не важна академическая точность — здесь важна эмоциональная точность, широта кругозора и одновременно интуиция, которая позволяет нащупать верный путь в интерпретации. И у Гардинера эти качества есть.

🎼 Во-первых, из всех трактовок, эта месса самая быстрая — 52 минуты (минус время на аплодисменты и прочее). Быстрый темп создает то звучание, которое мы сейчас для Моцарта воспринимаем как архетипическое — это постоянно меняющийся живой поток звука, совершенно увлекательный, очень легкий и искристый, как шампанское.

🎵 Здесь нет драматизма или какой-то излишней серьезности. Это было не свойственно Моцарту в то время. Нет, Моцарт не был пустым и жизнерадостным, пусть и очень гениальным болваном, но задумываться о метафизике серьезно начал только с момента переезда в Вену, с посвящением в масонство — тогда его ум стали занимать философские вопросы. Сохранились его письма к отцу, где он говорит о смерти очень мудрые и по-хорошему зрелые вещи. А эта месса написана в другое время.

🎶 Именно в трактовке Гардинера появляется ощущение, что это Моцарт говорит устами певицы. Моцарт обращается посредством сопрано, меццо-сопрано, тенора и баса к высшим силам. И такой точностью обладают все трактовки Гардинера — в этом смысле у него нет неудач.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Леонард Бернстайн — великий американский дирижер и наследник Бруно Вальтера. Давайте узнаем, чем интересна его интерпретация.

🎭 С самых первых кадров этого выступления, когда еще не начала звучать музыка, мы понимаем, что перед нами сейчас будет театр. Это спектакль, где, конечно, Бернстайн, а не Моцарт играет главную роль.

⛪️ Концерт проходит в церкви — соответственно, здесь другая акустика, чем в концертном зале, поэтому слишком быстрое исполнение будет чисто акустически смазано: там много реверберации, и надо дать звуку угаснуть, прежде чем издать следующий.

⚡️ Трактовка Бернстайна очень эмоциональна. Можно посмотреть на его фигуру, на его пластику, на его лицо, на то, как он передает то ощущение, которое должно быть в музыке, оркестрантам, певцам и певицам. С одной стороны, можно назвать это несколько показным, с другой — почему же это показное? Это просто очень яркое, честное, экстравертное религиозное переживание.

💫 От Моцарта это, конечно, далековато. В отличие от радостного и живого исполнения Гардинера, Бернстайн требует и от певцов, и от оркестра, и от хора, чтобы они прожили эту мессу, делали каждое переживание на разрыв.

Это можно объяснить многими способами. Например, что Бернстайн привык к такому большому симфоническому стилю, в котором во времена его молодости было принято играть Моцарта. Но есть здесь и личные моменты — Бернстайн к католичеству не имел никакого отношения. Он был иудеем, но при этом не догматиком. Наоборот, постоянно сомневался, находился в поиске, пытался найти в вере ответы на вопросы, которые его мучили.

🙇 Эти вопросы были связаны и с его тревогой за судьбу мира. Родившись в 1918 году, он застал одну из самых масштабных войн в истории. Кризис веры у многих людей наступил именно тогда. Потому что такое даже представить было невозможно. Кто еще в начале 1930-х мог себе вообразить холокост? И это одна сторона его сомнений — почему Господь вообще такое допустил? За что богоизбранный еврейский народ так пострадал?

📍 А вторая сторона сомнений — это личная жизнь Бернстайна. Он был бисексуалом, но скорее его можно назвать женатым геем. Да, у него были дети — но брак не то что был ширмой (хотя отчасти да), он не вполне его удовлетворял. У него постоянно были любовные связи с мужчинами, он даже уходил от жены к своему постоянному партнеру. И личные проблемы его занимали куда больше, чем общественные.

🗣 Тут волей-неволей вспомнишь критику и тех, кто говорит, что не надо знать о личной жизни художников, писателей или композиторов. Обычно такое происходит, когда вскрывается или гомосексуальность, или что-то более экстравагантное. «Нам это не надо знать! Ах, зачем! Ах, зачем! Вы разрушили наш светлый образ, наш великий идеал». Однако это дает понимание контекста, в котором человек существовал, и помогает найти ответы на некоторые вопросы.

Что нам дают факты из личной жизни Бернстайна❓

➡️ Нам важна не сама сексуальная ориентация Бернстайна, а то, каково было жить с ней в обществе его времени. Отчасти для него это было незаживающей раной, особенно учитывая все религиозные табу, к которым он относился наполовину серьезно.

💬 И поиск ответов на вопросы, и сам концерт, который мы слышим на этой записи — это попытка личного разговора с Богом через музыку. Здесь абсолютно не важно, что Бернстайн иудей, а месса католическая — это никому не нужные формальности. Главное здесь — последовательность. Обычная цепочка — это когда автор создает произведение, и исполнитель является как бы медиумом для публики, для намерений композитора. А здесь эта цепочка меняется — автор создает произведение на религиозную тему. Бернстайн использует это произведение в обратную сторону — чтобы «достучаться» до Бога.

Трактовка Герберта фон Караяна — самая тоскливая их всех. Давайте разберем, почему.

🎵 Причина проста: Караян был дирижером довольно средних музыкальных способностей, но великого карьерного дара. Ему повезло сделать в своей жизни пару благотворно влиявших на карьеру выборов в 1930-е годы в Германии. Он не только не потерял, но и упрочил свое положение со временем.

👤 Караян обладал колоссальной работоспособностью — он оставил огромную дискографию и одним из первых записывал произведения по многу раз. Он ознаменовал собой переход к новой эпохе, которая, вполне возможно, сейчас как раз закончилась или вот-вот закончится. Искать индивидуальный подход к произведению, жить с ним в течение месяцев или лет, разучивать его с оркестром, мыслить, пропускать через себя при таких темпах работы у Караяна просто не было времени. Поэтому он, будучи очень умелым технически дирижером, взял несколько принципов, которые применял к абсолютно любой музыке.

🔉 Нельзя сказать, что в этой записи нет ничего от Моцарта — потому что ноты все-таки те же, просто в ней практически нет ничего человеческого. Это такое холодноватое, отстраненное, очень формальное дирижирование, которое якобы говорит нам, что мы обращаемся к великой музыке, не нужно спешить, лишний раз эмоционировать, здесь нужны строгость и простота, чтобы вслушаться и разобрать то, что там написал наш великий Моцарт. На самом деле такой подход — просто производственная необходимость.

Что хорошего в этой записи❓

🎶 Во-первых, замечательные солистки, во-вторых — у Караяна, при всех его недостатках, было очень хорошее чувство оркестровой фактуры. То есть она везде более-менее одинаково сделана, но то, насколько прозрачна его вертикаль, как точно он выстраивает ее на горизонтали, какая ясная у него полифония — бесподобно. Да, в этом нет ни одной живой ноты, но послушать эту трактовку может быть полезно для понимания формальных принципов организации музыкального текста, которые использовал Моцарт.

Четвертый дирижер — Филипп Херревеге, психиатр по образованию. Он родом из Бельгии и, как и Гардинер, является представителем исторически-информированного исполнительства.

🎵 И тем не менее, насколько другой у него звук! Это достигается использованием аутентичных инструментов, но всю эту интерпретацию пронизывает чувство некоторой отстраненности — будто бы мы со стороны наблюдаем за мышлением Моцарта, за его чувствами и душевными порывами, которые очень сглажены.

🔉 И у мессы в его исполнении по духу довольно камерное звучание — со всеми этими подробностями, со всеми чисто аудиальными красотами. Это не помпезная служба, здесь все очень аккуратно, умеренно и тихо, без больших контрастов. Хотя контрасты есть, но формальный аутентизм здесь совершенно другой. Он счищает с интерпретации позднейшие наслоения, которые как раз мы слышали у Герберта фон Караяна.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;