angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Искусство дирижирования

Вариации Трагической увертюры Брамса

Когда мы говорим об увертюре, нельзя в полном смысле вести речь о форме — потому что она отражалась в симфониях и была видна в большом масштабе. Увидим, как к этому подошли разные дирижеры и что получилось в итоге.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎵 Давайте послушаем Трагическую увертюру Брамса в интерпретации разных дирижеров.

Дирижирует Виллем Менгельберг 🇳🇱
Аудиопример на Ютуб
Время прослушивания: 14 минут

Дирижирует Ханс Кнаппертсбуш 🇩🇪
Аудиопример на Ютуб
Время прослушивания: 13 минут

Дирижирует Артуро Тосканини 🇮🇹
Аудиопример на Ютуб
Время прослушивания: 12 минут

Дирижирует Клаудио Аббадо 🇮🇹
Аудиопример на Ютуб
Время прослушивания: 13 минут

👇 Сравните эти четыре интерпретации, попробуйте описать каждую из них — какими были ваши ощущения при прослушивании?

✍️ Писать увертюры к пьесам, образно отражающие их содержание, было доброй традицией — например, можно вспомнить «Эгмонта» и «Кориолана» Бетховена. «Трагическая увертюра» тоже первоначально должна была быть написана к новой постановке «Фауста» Гете в Бургтетаре. Но постановка не сложилась, а Брамс уже начал над ней работу и решил не связывать произведение конкретно с литературной программой, хотя гетевские следы в ней наверняка есть.

🎵 По своему характеру это патетическая увертюра. В ней три части. И когда мы говорим об увертюре, нельзя в полном смысле вести речь о форме — потому что она отражалась в симфониях и была видна в большом масштабе. Это произведение длительностью около 14 минут, оно богато, но не перегружено образами и содержанием.

🎼 Первая трактовка Виллема Менгельберга — величайшего дирижера первой половины 20 века, приятеля Густава Малера. Менгельберг учился у ученика Брамса и заложил традицию исполнения Малера в амстердамском концерте «Консертгебау», который и по сей день остается одним из лучших оркестров в мире. Менгельберг руководил им несколько десятилетий. И заложенная им основа, которая сейчас немного подразмыта, осталась настолько прочной, что ни войны, ни кризисы не смогли ее пошатнуть.

Что же мы слышим в этой трактовке❓

🎹 Во-первых, мы явно слышим привычку к исполнению большого симфонического репертуара — задел на большой масштаб. О форме мы не говорим, но внутреннее устройство — каждая тема, каждый подголосок, небольшая фуга — звучат кристально ясно и абсолютно равновесно по отношению друг к другу. Здесь нет стремления к тому, чтобы показать мелодические красоты или побыстрее закончить какой-то неэффектный проходной момент, который, с точки зрения логики развития музыкального материала, на широкую публику может не произвести большого эффекта.

✍️ У Менгельберга удивительная подробность работы с текстом. Это то качество, которое достигается работой дирижера с одним оркестром на протяжении долгого времени и долгих и подробных репетиций.

📖 В смысле самого качества представления музыкального текста сейчас такой результат кажется почти недостижимым. Почему? Менгельберг родился в 1871 году, и он еще застал эпоху романтизма. В нем еще присутствовали осколки романтического сознания, которое, конечно, изменилось с ходом истории 20 века, но все-таки своими корнями уходило в век 19. Когда Менгельбергу было 20 лет, Брамс был еще жив, и, конечно, когда человек играет своих современников, тем более из близкой ему среды, своего «дедушку» по ученичеству — это ощущение совершенно особое.

🎶 Можно его ругать за отсутствие привычных нам сейчас аффектов или ярких контрастов — они действительно несколько сглажены. Но достоинство его искусства заключается в том, что каждое произведение, не только «Трагическая увертюра», мерно и неторопливо разворачивается перед слушателем, предъявляя себя во всей своей гармонии и красоте.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Второй герой нашего повествования — это Ханс Кнаппертсбуш, который младше Менгельберга на 17 лет. Это другое поколение, которое уже росло в эпоху модернизма.

🎵 Конечно, не все объясняется разностью эпох — есть еще личностные вещи вроде темперамента. Но самое главное в исполнении Кнаппертсбуша — это чувство возвышенного, которое появляется буквально с первых тактов вступления и не исчезает до самого конца.

⭐️ У каждого действительно великого произведения есть множество потенций, которые или проявляются, или остаются непроявленными. Хорошее музыкальное произведение — это как хорошая театральная пьеса: она может быть трактована и поставлена десятью различными способами, и все это будет она, и если трактовка хорошая, все в ней будет интересно: какую линию подсветить или на чем поставить акцент — это выбор режиссера.

💫 И дирижер здесь поступает точно так же — он выступает режиссером музыкального произведения. Контрасты, кульминации прочее — все это выстраивается им с математической точностью. У Менгельберга мы слышали мерное, спокойное разворачивание ткани, очень по-хорошему сглаженную архитектонику. И даже несовершенное произведение великий дирижер делает лучше, немного затеняя его недостатки, если таковые есть, и подсвечивая достоинства.

У Кнаппертсбуша проявляется именно это качество возвышенного, которое есть не во всех романтических произведениях, но в «Трагической увертюре» оно заложено. Чувство возвышенного было в греческой трагедии — строго говоря, этот концепт оттуда к нам и пришел. И до Бёрка, до Канта возвышенно мыслили греки, и возвышенное для них часто было чем-то совершенно некомфортным, таящим в себе опасность, могучим, грозным, как шторм на море, и глядя на этот шторм, на эту грозную могучую стихию, человек переживал это чувство возвышенного. Так же стихийно звучит Брамс и у Кнаппертсбуша.

Следом идут два итальянца — Артуро Тосканини и Клаудио Аббадо. Давайте разберем интерпретацию Тосканини.

🇮🇹 Тосканини и Аббадо — два итальянца разных поколений, но схожие в одном:это преимущественно оперные дирижеры. Конечно, они брались и за симфоническую музыку, и много ее записали, но основное предпочтение отдавали опере, и это у них обоих замечательно получалось.

👤 То, что звучало из-под палочки Тосканини — сокровищница мирового репертуара. У Аббадо масштаб чуть меньше, но все равно можно вспомнить одну из лучших «Кармен» с Пласидо Доминго (1977, Лондонский симфонический оркестр), «Трубадур» (1996, Берлинский филармонический оркестр).

🎼 В опере, конечно же, нет понятия формы. Да, есть понятие устройства акта, его структуры, но это все набор миниатюр, которые связаны друг с другом. Зато в опере есть чувства, эмоции, страсть, ненависть, победа добра и поражение зла. В каком-то смысле это уводит далеко от самой музыкальной основы, от размышлений об устройстве произведения. Потому что если постоянно думать о музыкальной форме и при этом дирижировать оперой, то придется выбирать — или станет скучно, или надо эти мысли в стороне оставить.

🎧 На звук в исполнении Артуро Тосканини не нужно обращать внимание — особенно на то, что это звучит менее красочно и акустически менее впечатляюще. Это пропущено через восстанавливающий алгоритм — это запись со старой трескучей пластинки. Запись длится 12 минут, а это значит, что он ускоряет темп.

🎶 С одной стороны, это идет несколько в противовес тенденции середины и особенно третьей четверти 20 века, когда все темпы замедлились по сравнению с романтическими традициями. Но у нас нет записей 19 века, только хронометраж, и мы знаем, сколько звучало то или иное произведение — темпы действительно в среднем замедлились. А Тосканини, как ни странно, смотрит в сторону века 19-го, что, скорее всего, получилось случайно.

🎵 Дело в том, что он убирает из Брамса все брамсовское, то есть это становится итальянской музыкой, где ярко подчеркнуты контрасты, где везде можно дать сочную краску оркестра. И звучит это как увертюра к опере, которую хочется прогнать быстрее-быстрее-быстрее, потому что главное разворачивается потом.

Давайте разберем последнюю интерпретацию итальянского дирижера Клаудио Аббадо.

👤 У Клаудио Аббадо мы находим чем-то похожие ощущения — темп взят чуть медленнее, такой же акцент на драматических контрастах, но к этому прибавлено довольно порочное желание сыграть красиво. Красиво — это значит, чтобы все было стройно, очень мелодично, благозвучно, приятно слушательскому уху, а о форме там мыслей нет (когда мы говорим об увертюре, это дозволяется).

🎼 Здесь нет большого взгляда на симфоническую традицию и ее корни и смыслы. Здесь есть хорошее, умелое, именно оперное дирижирование симфоническим фрагментом, который был создан в совершенно иной эстетике. Но насколько хороша эта музыка! Насколько разные вещи в ней можно проявить — ведь у Брамса все это есть: и ясность структуры, и чувство возвышенного, и темперамент, и звуковые красоты, и сильные контрасты. Интересно, как бы продирижировал этим сам Брамс, но к сожалению, у нас нет возможности это узнать.

❓ А ответ на очевидный вопрос, бывают ли дирижеры, которые проявляют прямо совсем все — неизвестно. Скорее всего, нет.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;