angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джон Локк

Теория познания

Джон Локк утверждал, что любые знания приходят с опытом, а врожденных идей не существует. Разберемся в его взглядах поподробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева
Магистр философии и теологии, литературный редактор журнала «Философия.

🙅🏼‍♂️ Локк негативно относился к устоявшейся традиции схоластического (религиозного) философствования. Он опирался на философию своих предшественников — Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса. Если Рене Декарт был рационалистом, то Гоббса и Бэкона можно назвать сенсуалистами и эмпиристами. Они считали, что наше познание исходит из опыта: мы не можем рождать новые мысли и идеи, безвылазно сидя в комнате.

💁🏼‍♂️ Джон Локк придерживался тех же позиций. Он делал упор на гносеологию — философскую дисциплину, занимающуюся исследованием, критикой и теориями познания. Пока схоласты теоретизировали, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы, Локк призывал заниматься практической философией. «Что я могу знать? Каковы пределы моего познания?» — над этими вопросами размышлял Джон Локк, задавая тон будущей классической философии.

В «Опыте о человеческом разумении» Джон Локк говорит, что разум в принципе сложно исследовать 👇

🗣 «Разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая самого себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его своим собственным объектом. […] Поскольку исследовать сознание трудно, мы должны посмотреть на то, что оно делает, каков процесс нашего познания».

❗️ Центральный тезис Джона Локка: нет ничего в уме, чего прежде не было в ощущениях. Все, что мы знаем, исходит из опыта. Эту мысль идеально иллюстрирует предложенный позднее мысленный эксперимент «комната Мэри»: если вы всю жизнь просидели в комнате, где нет ничего красного, но прочитали все энциклопедии мира об этом цвете, вы все равно никогда не распознаете его без чужой помощи.

👉 Дальше мы рассмотрим отношение Джона Локка к врожденным идеям.

Обложка первого издания «Опыта о человеческом разумении» — главной работы Джона Локка

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Отношение к врожденным идеям у Локка однозначное: их не существует. В этом он расходится с предшествующей традицией рационализма.

👶 Врожденные идеи — это априорные знания и понятия, которые заложены в нас с рождения. На их существовании настаивали Платон, Декарт, Августин. В диалоге Платона «Менон» мальчик-раб вычислил площадь квадрата, хотя прежде этого не делал. Согласно Августину и Декарту, человек обладает врожденной идеей о Боге, ведь его невозможно увидеть или чувственно познать.

🚫 Локк оспаривает эту концепцию. Он утверждает, что к любому знанию мы приходим опытным путем. Идея Бога не появляется в человеке с рождения, а приходит с культурой среды, в которой он растет и формируется. Многим нехристианским народам единый Бог неведом — они разделят идею о нем, если попадут под культурное воздействие завоевателей и начнут ходить в церковь по воскресеньям.

🤨 Врожденны ли тогда логические законы? Ведь тождества и противоречия нельзя увидеть. Джон Локк утверждал, что нет, потому что детям такие законы неизвестны. Резюмируя, философ отмечал: все, именуемое ранее врожденными идеями, на самом деле является накопленным (иногда бессознательно) опытом. Если мы не помним, как получили те или иные знания, то только потому, что они не отложились в нашей памяти из-за малого возраста.

Локк сравнивает разум новорожденного с «чистой доской» (tabula rasa). Постепенно жизненный опыт наполняет ее знаниями.

✌️ Опыт бывает двух типов: внешний и внутренний. Внешний дает знания о материальном мире посредством пяти органов чувств, а внутренний называется рефлексией, когда человек анализирует свои познавательные способности и психические процессы. Эти два опыта объясняют происхождение и функционирование всех наших идей.

🥇 Локк отдавал первенство внешнему опыту. Философ утверждал, что без него рефлексия невозможна: психические состояния (страх, радость, грусть), необходимые для рефлексии, невозможны без внешних факторов, их вызывающих. Перед тем, как осмыслить печаль от расставания с близким человеком, оно должно случиться — то есть должен произойти внешний опыт. Арахнофоб испытывает страх перед пауками только тогда, когда видит их перед собой. Так, даже психический внутренний опыт имеет корни во внешнем восприятии.

Задание

🏝 Вспомним роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Он был впервые опубликован в 1719 году, на заре британского Просвещения. По сюжету Робинзон Крузо — единственный выживший член экипажа корабля, потерпевшего крушение близ устья Ориноко. Англичанин исследует остров, натыкается на следы каннибалов и спасает из их плена дикаря. Крузо называет его Пятницей и начинает обучать.

Проанализируем этот сюжет. Согласно взглядам Джона Локка, может ли туземец Пятница стать просвещенным человеком? Как английское Просвещение оценивало взаимосвязь цивилизации и разума? И какую цель преследовали просветители: оставить дикарей «рабами» или же интегрировать их в общество?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;