angle-down facebook instagram vkontakte warning

Жан Огюст Доминик Энгр

Античные сюжеты

Художники классицизма всегда обращались к античным сюжетам — к тому же, только так можно было изобразить наготу. Узнаем, как такие сюжеты писал Энгр.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Жан Огюст Доминик Энгр

1. Эдип и Сфинкс, 1808
2. Юпитер и Фетида, 1811
3. Ромул, победивший Акрона, 1812

Поговорим об античных сюжетах в творчестве Энгра. Для классицизма такие сюжеты считались самыми значимыми — наряду с религиозными и историческими.

И Энгр с раннего периода начал к ним обращаться 👇

🌊 «Эдип и Сфинкс». По сюжету мифа об Эдипе чудовище Сфинкс разоряло Фивы, Эдип победил его — и стал царем. Причем победил не в поединке, а разумом, разгадав его загадку.

▪️ Картина очень точная по рисунку. В центре — прекрасный герой Эдип, он стоит в сложной позе, практически обнажен, художник передает красоту человеческого тела. Интересно световое решение: само чудовище в тени, в гроте, а герой будто освещен светом разума, который помог одержать победу над хтоническим, природным началом.

⚡️ «Юпитер и Фетида». Сюжет связан с «Илиадой» и спором между Ахиллом и Агамемноном. Мать Ахилла, морская нимфа Фетида, по просьбе оскорбленного сына идет к Зевсу (Юпитеру) просить за него. Юпитер не спешит помочь, потому что это может разозлить его жену Геру.

▪️ На картине Фетида в мольбе припала к золотому трону Юпитера. Тут же и Гера, которая подслушивает разговор. Зевс сидит во властной божественной позе и словно не слушает Фетиду. Контраст между его спокойной и мощной фигурой и коленопреклоненной Фетидой усиливается тем, что на одеянии Зевса почти нет драпировок, он гладкий, как статуя — а хитон нимфы весь в трепещущих маленьких складочках.

▪️ Мы снова видим энгровскую ошибку: голова Фетиды слишком запрокинута вверх, шея неестественно вывернута, но пластически это создает выразительное ощущение мольбы. Картину критиковали за неточность, но в итоге она стала одной из самых известных у Энгра. Это последняя работа, которую художник отправил в Париж в свой пенсионерский период — после этого он начал жить в Италии без поддержки Академии.

⚔️ «Ромул, победивший Акрона». Сюжет продолжает известную историю о сабинянках: соседние племена не хотели отдавать дочерей в жены жителям Рима. Тогда основатель города Ромул позвал всех на большой праздник, в разгар которого воины похитили девушек и сделали своими женами. После этого оскорбленные родственники напали на Рим, но потерпели поражение. Акрон — один из предводителей мстителей.

▪️ На картине Акрон лежит мертвый у ног Ромула. Тот уносит его золотые доспехи, которые затем посвятит богу Юпитеру. В левой части — шествие стройных рядов победителей, на первом плане золотой щит с капитолийской волчицей. Справа — сторона побежденных: тень, дым, вставшая на дыбы лошадь и мертвое тело Акрона.

▪️ Длина картины — 5 метров. Изначально работа создавалась для оформления стены в интерьере, поэтому ее сложно окинуть одним взглядом, а само изображение плоскостное, без глубины.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Энгр. Апофеоз Гомера, 1827
3. Рафаэль. Парнас, 1509–1511
4. Рафаэль. Обручение Девы Марии, 1504

1. Гораций 2. Писистрат 3. Ликург 4. Вергилий 5. Рафаэль 6. Сапфо 7. Алкивиад 8. Апеллес 9. Еврипид 10. Менандр 11. Демосфен 12. Софокл 13. Эсхил 14. Геродот 15. Орфей 16. Линус 17. Гомер 18. Мусей Афинский 19. Богиня победы Ника 20. Пиндар 21. Гесиод 22. Платон 23. Сократ 24. Перикл 25. Фидий 26. Микеланджело 27. Аристотель 28. Аристарх Самофракийский 29. Александр Великий 30. Данте 31. Аллегорическая фигура «Илиады» 32. Аллегорическая фигура «Одиссеи» 33. Эзоп 34. Шекспир 35. Жан Лафонтен 36. Торквато Тассо 37. Моцарт 38. Никола Пуссен 39. Пьер Корнель 40. Жан Расин 41. Мольер 42. Николя Буало 43. Лонгинус 44. Франсуа Фенелон 45. Глюк 46. Луиш де Камоэнс

Теперь перед нами «Апофеоз Гомера» — картина 1827 года, написанная уже во Франции, когда Энгр вернулся из первой поездки в Италию. После удачного «Обета Людовика XIII» он получил заказ на оформление одного из плафонов Лувра.

🏛 «Апофеоз Гомера» — аллегорическая картина. Античный храм на фоне — это храм искусства. В центре сидит Гомер, который считается родоначальником европейской культуры. У его ног сидят две девушки, символизирующие его поэмы — «Илиаду» (в красном) и «Одиссею» (в зеленом).

👥 Крылатая богиня победы Ника возлагает на Гомера венец. Великого поэта чествуют деятели искусства разных стран и эпох, от античных философов до французских драматургов и художников.

🎨 Картина написана в духе классицизма. Среди источников вдохновения мы опять видим Рафаэля: расположение фигур напоминает его фреску «Парнас», а симметричность, здание и голубое небо на фоне — «Обручение Девы Марии».

👨‍🎨 Работу хорошо приняли. Вскоре Энгр открыл в Париже свою школу живописи, а с 1829 года начал преподавать в Академии Художеств. «Апофеоз Гомера» украшал потолок одной из зал в Лувре до 1855 года, после чего его заменила копия, а сама картина стала выставляться как станковое произведение.

История любви Антиоха и Стратоники

Энгр. Антиох и Стратоника, 1840

1. Энгр. Юпитер и Антиопа, 1851
2. Джорджоне. Спящая Венера, 1510
3. Энгр. Венера Анадиомена, 1848
4. Тициан. Венера Анадиомена, ок. 1520
5. Энгр. Золотой Век, 1842–1849 (не оконч.)
6. Андреа Мантенья. Парнас, 1497

Завершим часть несколькими работами Энгра в жанре ню. В 18–19 веке античные сюжеты были единственной возможностью изобразить обнаженное женское тело. Писать обнаженных женщин других эпох, а тем более современниц, было неприемлемо.

Энгр часто пользовался такой возможностью👇

❤️ «Юпитер и Антиопа». Юпитер прельстился дочерью речного бога Антиопой и явился к ней в образе Сатира. В центре картины — прекрасная молодая девушка. Она спит в соблазнительной позе, напоминающей «Спящую Венеру» Джорджоне.

🌊 «Венера Анадиомена». Анадиомена означает «пенорожденная». У ног Венеры бурлящая пена, ангелочки льнут к ее ногам, преподносят зеркало, чтобы она могла увидеть свою красоту. Образ вдохновлен греческими и римскими скульптурами, а в позе и распущенных волосах угадывается «Венера» Тициана.

«Золотой век». Неоконченная работа, часть цикла, в который также должен был войти «Железный век». Так называли легендарные эпохи истории человечества. «Золотой век» — это абсолютная идиллия, рай на земле. Картина поделена на три части. В центре — античный алтарь с танцующими женскими фигурами, слева — дочь Зевса и Фемиды Астра с подругами. Справа — счастливые влюбленные семьи, которые символизируют беззаботную, прекрасную, полную любви жизнь. Мы снова видим отсылку к Возрождению — к «Парнасу» Мантеньи.

Урок по Жану Огюсту Доминику Энгру еще не закончился, но у нас уже достаточно знаний, чтобы попробовать свои силы в тренажере.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;