Жан Огюст Доминик Энгр
Исторические полотна
В академическом искусстве исторические картины считались высоким жанром, и Энгр их не проигнорировал — посмотрим, как он изображает историю Франции.
Жан Огюст Доминик Энгр
1. Наполеон принимает ключи от Вены, 1812
2. Портрет Каролины Мюрат, королевы Неаполя, 1814
3. Апофеоз Наполеона (этюд для плафона Парижской ратуши), 1853
4. Портрет Карла X в коронационной мантии, 1829
Обсудим исторические полотна Энгра. Это еще один из «достойных» жанров в системе академического искусства. Для начала рассмотрим картины, связанные с судьбой и личностью Наполеона.
🗝 «Наполеон принимает ключи от Вены». Картина написана в духе батальных сцен, но мы не видим самого сражения: Вена уже покорилась Наполеону, жители преподносят ключи от города. Рядом офицеры с оружием, гордый белый конь встал на дыбы — это аллегория военных побед императора.
👑 «Портрет Карла X в коронационной мантии». Энгр был аполитичным человеком, его устраивала любая власть, лишь бы не мешала работать. Эта картина — яркий пример такого подхода, ведь создана она в той же стилистике, что и коронационный портрет Наполеона.
🌋 «Портрет Каролины Мюрат, королевы Неаполя». Перед нами красивая молодая женщина в интерьере. В окне мы видим пейзаж с дымящимся вулканом — так Энгр указывает на место действия, намекая на знаменитый Везувий.
▪️ Каролина — младшая и любимая сестра Наполеона, которая вышла замуж за одного из его самых верных маршалов, Мюрата. Позже Наполеон посадил Мюрата на трон в Неаполе. Каролина была покровительницей искусств, собирала богатые коллекции в особняках. Она сделала Энгру еще один заказ — «Большую Одалиску», которую не успела получить: Наполеон пал, и власть Мюрата в Неаполе закончилась.
🗡 «Апофеоз Наполеона». Большая роспись плафона в парижской ратуше. Уже старый Энгр создал только эскиз на холсте, а росписью занимались его ученики. Наполеон почти обнажен, в красном плаще победителя он на колеснице возносится на Олимп. Его коронует богиня победы Ника. Вокруг крылатые музы и орел — символ императорской власти.
▪️ Роспись Энгра была очень академичной и далекой от реальности. Ее критиковали за эклектизм, отсутствие монументальности — важно, чтобы роспись правильно раскрывалась перед зрителем, который будет смотреть на нее с определенного угла и расстояния. Однако Наполеону III роспись понравилась. Возможно, из-за комплиментарной надписи «Он вновь живет в своем племяннике».
▪️ Работа написана в 1853 году, намного позже правления самого Наполеона. Большой заказ на роспись плафонов в ратуше получили разные художники — в том числе Александр Кабанель и Эжен Делакруа. Во время Парижской коммуны роспись погибла, сохранился только эскиз Энгра.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
✍️ Делакруа о работе Энгра «Апофеоз Наполеона» (запись из дневника от 10 мая 1854):
«Пропорции его плафона совершенно невозможны, он не рассчитал тех ракурсов, которые получаются в фигурах, в зависимости от наклона потолка. Пустота всей нижней части картины невыносима, а вся эта однообразно голая лазурь, в которой плавают его лошади, тоже голые, с этим голым императором и колесницей, влекомой по воздуху, производит на душу и на глаз зрителя впечатление полной дисгармонии. (...) Претензия и неуклюжесть в соединении с известной тонкостью деталей, в которых есть свое очарование, — вот, кажется, все, что останется от него для наших потомков».
1. Энгр. Песни Оссиана, 1811–1813 (чернила, акварель)
2. Энгр. Сон Оссиана, 1813
3. Франсуа Жерар. Оссиан, 1801
Теперь поговорим о двух работах Энгра, связанных с образом легендарного кельтского героя Оссиана — он стал очень популярен в Европе в 19 веке.
👤 Оссиан — кельтский герой и бард 3 века. Как и его не менее легендарный отец Фингал, он представлял славное прошлое древней Ирландии, ее Золотого века.
✍️ Всплеск интереса к Оссиану начался с мистификации. В конце 18 века шотландский поэт Джеймс Макферсон опубликовал несколько английских переводов поэм, якобы написанных Оссианом на древнем гэлльском языке. Это совпало с началом романтизма, поиском в разных странах своей национальной идентичности — и тексты оказались очень популярными, их переводили на разные языки.
▪️ Макферсон продолжил свои «изыскания» и экспедиции в горах Шотландии, даже собирал на это деньги у неравнодушных любителей поэзии. И якобы нашел еще несколько поэм, которые тоже перевел на английский.
▪️ Скептики просили Макферсона предоставить оригиналы текстов Оссиана, но он отнекивался и тянул время. «Первоисточники» опубликовали уже после его смерти, в начале 19 века. Исследователи быстро выяснили, что это обратные переводы на гэлльский с английских текстов Макферсона — причем на современный вариант языка. Мистификация раскрылась, но влияние этих поэм сохранялось до середины 19 века.
📖 Наполеон прочел «поэмы Оссиана» в итальянском переводе и ввел на него моду во Франции. Он и заказал ряду французских художников работы на эту тему, чтобы украсить свою резиденцию Мальмезон. Несмотря на романтичный образ, у Энгра получились сдержанные, академические работы.
🎶 «Песни Оссиана» — это первоначальный эскиз. В центре — сам Оссиан будто склонился и задремал, опираясь на арфу. Сверху мы видим героев его поэзии, которые показаны в черно-белых цветах. Так художник разделяет реальность и сны, воспоминания барда.
💤 «Сон Оссиана» — окончательный живописный вариант «Песен». Только теперь видения героя выполнены в технике гризайля — имитации скульптурного объема. Эту технику часто используют при оформлении интерьеров и в потолочных росписях.
Жан Огюст Доминик Энгр
1. Въезд дофина, будущего Карла V, в Париж, 1821
2. Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе, 1854
Завершим часть важным сюжетом французской истории — подвигами Жанны Д'арк и связанными с этим событиями. На эту тему у Энгра есть две работы.
🎺 «Въезд дофина, будущего Карла V, в Париж». В те времена Франция вела тяжелую Столетнюю войну с Англией, и наследник французского престола был символом спасения и независимости — с его гибелью династия бы прервалась. Поэтому для Жанны Д'арк возведение дофина на трон было главной целью, которую, как она считала, перед нею поставил сам бог.
🗡 «Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе». В этой работе интересен образ Жанны: она пришла не в наряде, как подобает женщине при дворе, а в рыцарских доспехах, и держит в руке стяг. Для нее это момент высшего триумфа: она выполнила свое предназначение. В то же время зритель понимает, что это и предзнаменование ее скорой гибели. Карл VII болезненно принимал популярность Жанны и считал ее своим конкурентом. Поэтому, когда бургундцы взяли Жанну в плен и стали судить по обвинению в колдовстве, он даже не попытался ее спасти.
Жан Огюст Доминик Энгр
1. Генрих IV принимает испанского посла, 1817
2. Дон Педро Толедо целует меч Генриха IV, 1819
3. Дон Педро Толедо целует меч Генриха IV, 1831
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день